Методическая разработка по информатике на тему: «Информационный бой» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»















Методическая разработка по информатике

на тему: «Информационный бой»

для учащихся 5-го класса



Тип урока обобщение и систематизация знаний



 

Автор разработки

учитель математики и информатики I категории

Букина Олеся Алексеевна



 









 



Барнаул

2014 год





Аннотация

Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации, основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.


Пояснительная записка

Возраст участников: 5 класс. (11-12 лет)

Кол-во участников: 2 команды по 5 человек, болельщики.

Форма проведения: мероприятия: интеллектуальная игра (КВН).

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал: (карточки с заданиями, жетоны), оценочные листы для жюри, музыкальное оформление.

Цель:

  • повторение и закрепление изученного материала по основам информатики за 1-3 четверть 5 класса.

Задачи:

  • развить логическое мышление;

  • повысить интерес к предмету;

  • развить творческие способности учащихся;

  • воспитывать умение работать в команде (чувство ответственности за коллектив, воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор; стойкости, целеустремленности, находчивости).

Подготовка к мероприятию: за неделю до начала мероприятия среди учеников 5-ых классов выбираются две команды и получают следующие задания:

  • Выбрать капитана;

  • Придумать название команды;

  • Придумать эмблему и девиз;

















Ход мероприятия:

Ведущий: Дорогие присутствующие! Сегодня вам представилась уникальная возможность стать участниками, зрителями интеллектуальной игры «Как мы знаем информатику». Это соревнование команд в духе здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды. Победа достанется стойким и трудолюбивым. Прослушайте правила игры. Необходимо за игру набрать максимальное количество баллов, выполнив быстро и правильно задания. Желаю вам успехов!

Соревноваться будут команды 5-х классов, у каждой из них с собой багаж знаний по информатике, мешок смекалки, сундук взаимовыручки, тележка дружбы и огромное желание победить. Командам будут помогать и ребята, которые находятся в зрительном зале.

Начать Турнир мне хотелось бы следующими словами древней китайской пословицы: Три способа стать умнее:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

- путем опыта - это самый горький путь;

- путем подражания - это самый легкий путь;

- путем размышления - это самый благородный путь.

Я рада представить вам жюри сегодняшней игры: это люди высокоинтеллектуальные, умные, образованные___________________

Итак, мы начинаем!

Сначала жеребьёвка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами. Капитанов команд прошу подойти к доске и нажать на кубик. Тот, у кого выпадет большее число очков, начнет наш первый конкурс «Приветствие». Жюри оценивает этот конкурс по 5-ти бальной системе.

(команды выполняют вышеперечисленные действия)

Первой будет открывать нашу игру команда….


  1. Первый конкурс «Приветствие».

Команда «Звезды Алтая»

Девиз…..

Команда «Стрела»

Девиз……


Подведение итогов конкурса:

Ведущий. Команды назвали себя, а теперь члены жюри объявят оценки, выставленные командам.

(жюри подводит итоги конкурса).

Ведущий: Посмотрим на турнирную таблицу, каков же итог за первый конкурс? (оглашает итоги турнирной таблицы).


  1. Конкурс «Разминка»

(Смешные вопросы и ответы)


Ведущий: Продолжаем. Следующий конкурс «Разминка». Командам необходимо в течение 1 минуты ответить на вопросы. За самый смешной ответ команда получает 2 балла. Болельщики так же могут отвечать, и если жюри в конце конкурса посчитает, что ответ был смешным, они вправе отдать свой заработанный балл (жетон) команде, за которую болеют.

1-й вопрос: Сколько надо программистов, чтобы ввинтить электрическую лампочку?

(Ответы показывать после ответа команд).

А теперь мы Вам предлагаем посмотреть возможные варианты ответов:

- Два - один ввинчивает, а другой устрашающе стоит рядом с дубиной, чтобы не побежал ток.

- Один держит лампочку, четверо накручивают стол, а еще четыре ходят в противоположную сторону, чтоб у первого голова не закружилась.

2-й вопрос: Почему программисты не заливают в машину 95-й бензин?

(Боятся, что повиснет)

3-й вопрос: Почему программисты не любят звонить по телефону?

(Hет кнопки "Backspace").

4-й вопрос: Опоздавший Вовочка влетает в класс. Не поздоровался, шапки не снял.

Учительница строго: Вовочка! Немедленно выйди и…. (продолжите)!!!

(снова зайди).

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Ну, а теперь послушаем жюри, которое объявит общий итог за конкурс.

(жюри объявляет общий итог за конкурс)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу. За два конкурса команда 1 …баллов, команда 2 …. баллов.

(На турнирной таблице объявляется итог за разминку и общий итог).

ПРИМЕЧАНИЕ!!! Если болельщики все-таки принимали участие в данном конкурсе, и их ответы оценило жюри, то им выдаются жетоны, которые в конце игры они могут отдать одной из команд).

  1. Конкурс «Закончи стихотворение»

Ведущий: Необходимо закончить стихотворение. Право ответа дается той команде, в которой один из игроков первый поднимет руку. Нельзя говорить ответ без команды ведущего. За нарушение условий снимается 1 балл с команды. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу, за каждый неправильный – 1 балл снимается с команды.

Не оставит без ответов,

Телевизор умный этот,

Задавай вопрос быстрей

и смотри-ка на …    (дисплей)



Вправо, влево, вверх и вниз

Выполняет без каприз.                                        

Так и скачет как зайчишка                   

По экрану Ловко ... (мышка)



Чтобы мысль не потерять,

Нужно в файл всё записать,

А потом без всякой спешки

В папке сохранить на ... (флешке)



Как заправский эрудит

Он легко руководит

Вычислительным процессом

Ум компьютера - ... (процессор)



На вопросы даст ответ

Наш помощник - Интернет.

Письма быстро получаем,

к телефону подключаем

Вещь, известную ВАМ всем!

Называется ... (модем)



Он решает все проблемы

И содержит микросхемы

Для компьютера –как бог

Лучший друг –…(системный блок)



Вдруг на беленьком листочке

Появляться стали точки,

Строки выросли из слов.

Вот и текст уже готов.

Очень быстро, словно спринтер

На печать выводит …(принтер)



Кнопочки на ней всегда

Нажимаем без труда.

Да и пальцам физкультура

Это вот - ... (клавиатура)

Подведене итогов конкурса:

Ведущий: Сейчас уважаемое жюри огласит количество баллов за данный конкурс.

(Жюри объявляет итоги конкурса. Далее ведущий подводит общий итог за конкурсы по турнирной таблице).

IV. Конкурс «Веришь – не веришь»

Ведущий: (Ведущий использует секундомер). Следующий конкурс «Веришь - не веришь». Команды в течение 10 сек. поднимают карточку с ответом «ДА» (если верят), и «НЕТ» (если не верят). За каждый правильный ответ – 1 балла, неправильный – 1 балл снимается.

  • Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов. (Да)

  • Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память. (Нет - процессор)

  • Верите ли вы, что одной из главной функцией компьютера является передача информации. (Нет – обработка)

  • Верите ли вы, что по-английски WINDOWS-это система. (Нет-окна)

  • Верите ли вы, что информация обрабатывается группами по 8 битов в каждой, и такая группа называется байтом. (Да)

  • Верите ли вы, что производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности памяти (Нет – от процессора)

  • Верите ли вы, что Монитор это стандартное устройство для ввода данных в компьютер. (Нет – клавиатура)

  • Верите ли вы, что калькулятор имеет два режима работы обычный и инженерный. (Да)

  • Верите ли вы, что для работ с графическими данными в состав Windows входит стандартный графический редактор WORD. (Нет - Paint)

  • Верите ли вы, что лазерный проигрыватель служит для воспроизведения на компьютере музыкальных компакт-дисков. (Да)

  • Верите ли вы, что каждый файл имеет имя. Имя состоит из собственного имени файла и расширении имени. (Да)

  • Верите ли вы, что для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню. (Да)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Итак, мы обращаемся к жюри, какое общее количество баллов набрала каждая из наших команд? Общий итог за 4 конкурса…..

(Жюри объявляет итоги конкурсов).



  1. Конкурс “Найди соответствие”

Ведущий: Конкурс «Найди соответствие». Правильно выполненное задание приносит командам 2 балла.

Сейчас вам раздадут карточки: табличка с колонками. В левой колонке – названия программ и файлов, в правой – расширение имени файла, которое по умолчанию присваивается при их создании. Расширения приведены произвольно. Необходимо найти соответствие.

(Жюри выдается правильный ответ)

Блокнот- txt

Microsoft Word - doc

Microsoft Power Point - ppt

Архивный файл - arj

Загрузочный файл - exe

Paint - bmp

Ведущий: Команды прошу сдать мне заполненные карточки. А теперь приглашаю по одному участнику из каждой команды подойти и показать стрелочками правильный ответ на интерактивной доске (сначала команда №1, затем команда №2). А жюри должно сравнить ответы команд на карточках и на интерактивной доске (сопоставить их).

(Представители команд по очереди отмечают ответы на доске, а жюри в это время проверяет ответы команд)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Жюри объявляет оценки за конкурс «Соответствие». Ведущий оглашает итоги турнирной таблицы.



Игра со зрителями (своеобразная физкульминутка)

Ведущий: Теперь дадим возможность отдохнуть командам, и проявить себя болельщикам. Прошу выйти зрителей и получить задания. (болельщикам предлагается жеребьевка). Необходимо изобразить следующие ситуации:

  1. Изобразить ребенка, играющего в компьютерную игру.

  2. Изобразить ситуацию “Компьютер завис”.

  3. Изобразить неисправный принтер, печатающий без остановки.

  4. Изобразить папу, который первый раз сел за компьютер.

  5. Изобразить мышку на коврике.

  6. Изобразить флешку, на которой нет места, а нужно записать информацию.

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Предлагаю выслушать жюри, которое подведет итоги этого конкурса.

(жюри объявляет итоги конкурса)

Ведущий: Каждый участник получает баллы (жетоны); он может отдать их команде за которую болеет в конце игры.

(ведущий раздает жетоны болельщикам).

  1. Конкурс «Анаграммы»

Ведущий: Ребята, двигаемся дальше. Решите анаграммы. Если вы сделаете все правильно, то в диагонали ВТОРОГО квадрата соберется еще ОДНО слово и получите 2 балла. Дается вам на эту работу 3 минуты. Ответы нужно написать на листок, выданный вам.

(участники выполняют задание)

Ведущий: !!!(если пройдет)Прошло 3 минуты.!!! Прошу подойти участников ко мне и сдать правильные ответы, а также написать на доске.

Первой пишет на доске та команда, которая первой сдала ответ.

Шина, диск, меню, база

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: обратимся к жюри, справились ли команды с заданием, сколько баллов это им принесло?

(жюри подводит итоги)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу. Общий итог команд - Команда 1 -… баллов, команда 2 - … баллов.

  1. конкурс «Частушки»

Ведущий: Теперь немного отдохнем от умственной работы. Будем петь. Командам необходимо исполнить частушки. 2 участника – поют, 3 участника – танцевальная группа. Время подготовки- 2 минуты. Максимальная оценка за конкурс- 5 баллов.

(раздать участникам напечатанные на листах частушки, время подготовки 2 минуты)


1 команда

Я в плену у Интернета,

Тает время, часть бюджета,

Да и дома меня нет,

как войду я в Интернет!

* * *

Мил сказал, что в Интернете

Все продукты есть на свете

Я с кошёлкой в Интернет-

Враки всё, продуктов нет

* * *

У меня с моим дружком

Работёнка клёвая:

База данных у него,

У меня торговая.

* * *

Купил давеча компьютер -

Вроде было всё " о'кей "

А недавно спохватился:

Нету кнопки any key


2 команда

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У неё на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

* * *

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам...

С вирусом дискету

* * *

Ах, зачем вам, Марь Иванна,

Бегать на уроки?!

Киньте курс ваш на компьютер

Меньше всем мороки!

 * * *

Не знакомлюсь во дворе я -

Следую совету,

Женихов всех завожу

Лишь по Интернету.


Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Посмотрим, как жюри оценило этот конкурс. Напоминаю, максимальная оценка за этот конкурс - 5 баллов.

(жюри объявляет итоги конкурса)

Ведущий: По турнирной таблице общий итог составляет….


  1. Конкурс капитанов


Ведущий: Наш следующий конкурс…

( звучит музыка к конкурсу капитанов из игры КВН )

Вы, наверное, уже догадались, что это конкурс капитанов.

Максимальная оценка за этот конкурс - 3 балла.

В рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.

Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд прошу подойти и получить задания, записать ответы нужно на доске.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

Поса шила ф фасе.

(Ответ: Роза жила в вазе. Способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)

Коляманлядаля.

(Ответ: Команда. Способ кодирования: после каждого слова вставляется слог «ля»)

Ведущий: Если капитаны не справляются, можно обратиться с этим заданием к остальным членам команд.

Ведущий: Капитаны, спасибо. Можно вернуться к командам.

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Предоставим слово нашему жюри.

(жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу – команда 1- …. баллов, команда 2-…. баллов.



  1. Конкурс «Эстафета»


Ведущий: Командам необходимо вставить пропущенные буквы в слова, рядом прилагается определение слова. За каждое правильное слово начисляется 1 балл.

Команды получают карточки с заданием, выполняют его, затем полученный результат сдают ведущему.

(ведущий отдает ответы жюри для выставления оценок)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

(жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу

Команда 1- ….баллов. Команда 2 -… баллов.


  1. Конкурс «Веселый ребус»


Ведущий: И наш завершающий конкурс – конкурс «Веселый ребус». Первой отвечает команда с меньшим количеством итоговых баллов. Нужно разгадать ребус, размещенный на интерактивной доске. Если команда не справляется с заданием, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

( жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу

Команда 1 -….баллов. Команда 2 -… баллов.

( ведущий подводит итог конкурса по турнирной таблице).

Ведущий: Предлагаем болельщикам отдать жетоны командам, за которые они болеют. Команды передают их ведущему, он отдаёт их жюри. Оно прибавляет баллы жетонов к баллам команд. Каждый жетон – 1 балл.

Ведущий: Ребята, наша интеллектуальная игра – клуб веселых и находчивых подошла к финалу. Перед жюри сейчас стоит трудная задача - подвести общие итоги, учитывая жетоны болельщиков, назвать победителей, вручить грамоты. И пока жюри подводит итоги, мы прочитаем Вам замечательное стихотворение про компьютер.

(В это время жюри подводит общие итоги)


Ведущий:

Раньше на машинке

Тексты набивали

И свои ошибки

Корзине доверяли.

Но пришёл компьютер:

И стирает курсор

Глупые ошибки.

Заменяет строчки

Умная программа.

Прекрасно помогает,

Даже лучше мамы.

Он не только пишет.

Текст нам исправляет,

На диске сохраняет,

А потом, что нужно, -

опять нам открывает.

Может поставить картинки,

Файлы любые вставляет,

Диаграммы, графики, символы,

Когда надо предоставляет.

Вот такой компьютер –

Замечательный друг!

Без него в 21 веке мы все

- Как без рук!


Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри ________________________.

(председатель жюри подводит итоги, объявляет победителей, вручает грамоты)


Ведущий: Уважаемые участники, жюри, эксперты, болельщики, спасибо Вам за интересно проведенное время, за позитивное настроение, успехов Вам в любом начинании! А сейчас мы прощаемся с Вами. Спасибо за участие!


Ведущий: Просьба! всех присутствующих просим воспользоваться интерактивной доской, чтобы отметить то настроение, с которым Вы покидаете нашу игру.


Литература


  1. Занимательные задачи по информатике (Задачник 5-6кл.) Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. (2013, 152с.)

  2. Информатика в играх и задачах. 6 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И. и др. (2011, 160с.)

  3. Информатика в играх и задачах. 5 класс. Горячев А.В., Суворова Н.И., Спиридонова Т.Ю. (2013, 160с.)



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ