Конспект урока информатики в 9 классе "Высказывание. Логические операции"
МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2
Белгородского района Белгородской области»
Конспект урока:
«Высказывание. Логические операции»
Разработал:
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Северная СОШ № 2»
Медведева Наталья Александровна
п.Северный, 2014
«Высказывание. Логические операции»
Цели урока:
содействовать формированию у учащихся знаний о формах мышления: понятие, умозаключение, высказывание; сформировать понятия: логическое высказывание, логические операции;
развивать внимание, память, умение работать по заранее разработанному алгоритму;
вызывать желание узнавать новое.
Оборудование:
компьютеры;
проектор;
экран;
презентация «Высказывание. Логические операции»
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
Организационный этап (1 – 2 мин.)
Актуализация опорных знаний (1 – 2 мин.)
Изучение нового материала (10 - 12 мин.)
Первичная проверка усвоения нового материала (4 мин.)
Закрепление знаний и способов действий (12 – 15 мин.)
Информация о домашнем задании (2 мин.)
Подведение итогов и результатов урока (2 – 3 мин.)
Ход работы
Этапы урока
Содержание
Техника организации
1. Организацион-ный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Этот урок информатики проведу у вас я.
Проверка готовности класса к уроку
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, как вы думаете, как человек мыслит? (А мышление осуществляется через понятие, высказывание, умозаключения)
Что в нашей жизни является высказывание, а что нет, мы сегодня узнаем.
Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Высказывание. Логические операции». На уроке мы будем учиться создавать высказывания, находить в них истинность или ложность и узнаем что такое логика, умозаключение, понятие, конъюнкция, дизъюнкция и инверсия.
Объявление темы урока
Слайд 8
3. Изучение нового материала
Основы логики. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения, о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
Логика – это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.
Формы мышления. Мышление всегда осуществляется через понятие, высказывания и умозаключения.
Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.
Например: Прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается.
Например: Истинное высказывание – Буква а – гласная. Ложное высказывание – Компьютер был изобретен в середине XIX века.
Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений, получать новое знание.
Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод).
Например: Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание: «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. Пусть основание треугольника является сторона c. Тогда a=b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основание может быть любая другая сторона, например: a, тогда b=c, следовательно, a=b=c, треугольник равносторонний.
Логические операции. Логические операции – логическое действие. Рассмотрим три базовой логические операции – конъюнкция, дизъюнкция, отрицание и дополнительные – импликация и эквивалентность.
Конъюнкция
Дизъюнкция
Инверсия
Название
логическое умножение
логическое сложение
отрицание
Обозначение
А&В или АВ
А В
Союз в естественном языке
А и В
А или В
Не А
Таблица истинности
А
В
А&В
А
В
АВ
А
¬А
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
1
0
1
1
0
0
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
Существую составные высказывания, которые выражаются в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций.
Например: Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку.
Разберем это высказывание, оно состоит из следующих простых высказываний: «Летом Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку». И обозначим через логические переменные:
А=«Летом Петя поедет в деревню»;
В=«Будет хорошая погода»;
С=«Он пойдет на рыбалку»
И отсюда у нас получается логическое выражение- &(B→C)
Объяснение нового материала идёт с опорой на материал презентации
Слайд 2-5
4. Первичная проверка усвоения нового материала
Кто является основоположником формальной логики? (Аристотель)
Что такое логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления)
Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других)
Что такое высказывание? (Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира)
Что такое умозаключение? (Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод))
Беседа с учащимися
Слайд 6-7
5. Закрепление знаний и способов действий
Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
1. "Ваш приезд не является ни необходимым, ни желательным"
А = " Ваш приезд необходим ";
В = " Ваш приезд желателен "
Ответ: А= ¬A & ¬B;
2. F = "Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал"
Составляющие высказывания:
А = "Поиски врага длились три часа"
В = "Врага нашли (результат есть)"
С = "Враг себя выдал".
Ответ: F=¬ C → A & ¬B
Найдите значения логических выражений:
l) F = (0v0) v(l v1);(ответ: 1) . .
2) F = (lvl) v(l v0); (ответ: 1)
3) F = (0&0)&(1&1); (ответ:0)
4) F = (1&(1 v 1)v(-0&1);(ответ:1)
Выполнение практических работ за компьютерами
Слайд 9
7. Информация о домашнем задании
Все пересаживаются за столы и записывают домашнее задание: выучить теоретический материал в тетрадях и решить логическое выражение:
Z является min(Z,Y);
А является mах(А,В,С);
3. Любое из чисел X,Y,Z положительно.
Учащиеся записывают домашнее задание
Слайд 10
8. Подведение итогов и результатов урока
Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Что вызвало затруднения? Какие вопросы возникали при выполнении практических заданий?
Оценки за урок таковы: …
Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Список литературы:
Название
Класс
ФИО автора
Издательство
Год издания
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса, в 2-х частях
9
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2012
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса
9
Л.Л. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний
2012
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса
9
Л.Л. Босова
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ