Урок по информатике на тему «Ветвление»
«Ветвление».
Цель:
обучающая: закрепить определение видов ветвлений (полные, неполные); решать задачи с применением ветвлений на школьном алгоритмическом языке, с помощью блок-схем, а также на языке программирования;
развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, речь, внимание, критичность мышления;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.
Ход урока:
1 этап: Объявление темы урока. Постановка цели.
2 этап: Разминка
1. Составьте алгоритм по предложенным поговоркам:
“Ученье - свет, а неученье - тьма”.
“Умного пошли - одно слово скажи; дурака пошли - три скажи, да сам за ним поди”.
“Добрая слава лежит, а худая бежит”.
“Своя земля и в горсти мила”.
“Родимая сторона - мать, чужая - мачеха”.
“В умной беседе - ума набираться, в глупой - свой потерять”. (СЛАЙД 2)
2. Составьте алгоритм по предложенным народным приметам:
“Много ягод рябины, к лютой зиме”.
“Ласточки низко летают, быть дождю”.
“Большие пузыри на лужах, к долгому дождю”.
“Птицы в пыли купаются, быть дождю”.
“Дым столбом, к морозу”.
“Ночью иней, снега днем не жди”. (СЛАЙД 3)
3. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения следующего фрагмента программы:
a:=1234;
b:= (a div 1000)*101;
a:= (b div 10) + a
1) a=1244, b=101
2) a= 1230, b=1001
3) a=1001, b=123
4) a=101, b=1234
ОТВЕТ: 1 (СЛАЙД 4)
4. Определите значение переменной Z , которое будет получено в результате выполнения фрагмента программы, написанной на языке программирования ПАСКАЛЬ
X:=3;
Y:=2;
X:=Y;
Z:=2;
If X>Y then Z:= Y-1
else Z:= X+1;
1 2) 2 3) 3 4) 4
ОТВЕТ: 3 (СЛАЙД 5)
5. Определить, что будет выведено на печать в результате выполнения программы, написанной на языке программирования ПАСКАЛЬ, если введены значения: 2 -2 4.
Program Primer;
var A, B, C:integer;
Begin
readln (A, B, C);
if A>=B then begin E:=B; D:=A; end
else begin E:=A; D:=B; end;
if C if C>D then D:=C; writeln (D, ‘ ‘, E); End. -2 2 2) 2 4 3) 4 -2 4) -2 4 ОТВЕТ: 3 (СЛАЙД 6) 3 этап: Работа по карточкам. Учащимся на столы роздан материал: (СЛАЙД 7) Найдите ошибки в записях и исправьте их: 1. Program Primer1; var A; B; C: integer; Begin readln (A, B, C); if A < B then E := A + B; else E := A; writeln (A) End. 2. Program Primer2; var X, Y: integer Begin readln (X,Y); E = A + B; E = A; writeln (A) End. 3. Program Primer3; var X,Y: integer; Begin; Readln (X,Y); X:=3 X + ( Y - 4) : 5 writeln (A) End Проверка задания: (СЛАЙД 8). Program Primer1; var A, B, C: integer; Begin readln (A, B, C); if A < B then E := A + B; else E := A; writeln (A) End. 2. Program Primer2; var X, Y: integer; Begin readln (X,Y); E := A + B; E := A; writeln (A) End. 3. Program Primer3; var X,Y: integer; Begin; Readln (X,Y); X:=3 * X + ( Y - 4) / 5 ; writeln (A) End. 4 этап. Самостоятельная работа (2 варианта). (СЛАЙД 10) Составить блок-схему и математическую модель. Написать программу на языке Pascal. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют не менее 5 лет рабочего стажа и возраста претендента не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу. Найти максимальное из 4х чисел. Задание для сильных учеников Составить программу вычисления значений функции, заданной графиком. Взаимопроверка: обмен тетрадями между учениками, писавшими различные варианты. Проверка задания (СЛАЙД 11) 1. Математическая модель Ввести стаж S и возраст кандидата V. Если V<=42 и S>=5, то «Кандидат принят на работу» иначе «Кандидату отказали» Блок-схема алгоритма Программа на языке Pascal Program rabota; Uses crt; Var S,V:integer; Begin Write(‘Введите стаж’); Read (S); Write(‘Введите возраст’); Read (V); If (S>=5) and (V<=42) then Writeln(‘Кандидат принят на работу’) else Writeln(‘Кандидату отказано’); Readln End. 2. Математическая модель (СЛАЙД 12) Ввести a, b, c, d max = a Если b>max,то max = b Если c>max, то max = c Если d>max, то max = d Вывести max Блок-схема алгоритма Программа на языке Pascal Program maximum; Var a, b, c, d, max:Integer; Begin Read(a,b,c,d); max:= a; If b>max Then max:= b; If c>max Then max:= c; If d>max Then max:= d; Writeln (max); End. 3 Задача для сильных учащихся. Решение: (СЛАЙД 13-14) Необходимо определить заданные на графике функции. На графике заданы две функции: y=x и y=-x2 2. Выясним промежутки, на которых определены функции: y = x на x > = 0; y = -x2 на x < 0. 3. Напишем программу. Program Primer; var x,y:integer; begin writeln('введите значения x'); readln(x); if x>=0 then y:=x else y:=x*x; writeln('при x=',x,' y=',y); end. 5 этап. Практическая часть Ввести написанные программы и проверить правильность написания, изменяя входные данные. 6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 15) Составить программу и блок-схему решения квадратного уравнения ax2+ bx + c = 0. (по желанию). Составить программу вычисления значений функции, заданной графиком. 7 этап: Подведение итогов. Выставление оценок. Литература: Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. — М.: Просвещение, 2000 г. С. Окулов. Основы программирования. М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ