Урок по информатике на тему «Ветвление»

«Ветвление».

Цель:

обучающая: закрепить определение видов ветвлений (полные, неполные); решать задачи с применением ветвлений на школьном алгоритмическом языке, с помощью блок-схем, а также на языке программирования;

развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, речь, внимание, критичность мышления;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.


Ход урока:


1 этап: Объявление темы урока. Постановка цели.

2 этап: Разминка

1. Составьте алгоритм по предложенным поговоркам:

    • “Ученье - свет, а неученье - тьма”.

    • “Умного пошли - одно слово скажи; дурака пошли - три скажи, да сам за ним поди”.

    • “Добрая слава лежит, а худая бежит”.

    • “Своя земля и в горсти мила”.

    • “Родимая сторона - мать, чужая - мачеха”.

    • “В умной беседе - ума набираться, в глупой - свой потерять”. (СЛАЙД 2)

2. Составьте алгоритм по предложенным народным приметам:

    • “Много ягод рябины, к лютой зиме”.

    • “Ласточки низко летают, быть дождю”.

    • “Большие пузыри на лужах, к долгому дождю”.

    • “Птицы в пыли купаются, быть дождю”.

    • “Дым столбом, к морозу”.

    • “Ночью иней, снега днем не жди”. (СЛАЙД 3)

3. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения следующего фрагмента программы:

a:=1234;

b:= (a div 1000)*101;

a:= (b div 10) + a


1) a=1244, b=101

2) a= 1230, b=1001

3) a=1001, b=123

4) a=101, b=1234

ОТВЕТ: 1 (СЛАЙД 4)

4. Определите значение переменной Z , которое будет получено в результате выполнения фрагмента программы, написанной на языке программирования ПАСКАЛЬ


X:=3;

Y:=2;

X:=Y;

Z:=2;

If X>Y then Z:= Y-1

else Z:= X+1;


  1. 1 2) 2 3) 3 4) 4

ОТВЕТ: 3 (СЛАЙД 5)

5. Определить, что будет выведено на печать в результате выполнения программы, написанной на языке программирования ПАСКАЛЬ, если введены значения: 2 -2 4.

Program Primer;

var A, B, C:integer;

Begin

readln (A, B, C);

if A>=B then begin E:=B; D:=A; end

else begin E:=A; D:=B; end;

if C

if C>D then D:=C;

writeln (D, ‘ ‘, E);

End.

  1. -2 2 2) 2 4 3) 4 -2 4) -2 4

ОТВЕТ: 3 (СЛАЙД 6)

3 этап: Работа по карточкам.

Учащимся на столы роздан материал: (СЛАЙД 7)

Найдите ошибки в записях и исправьте их:

1. Program Primer1;

var A; B; C: integer;

Begin

readln (A, B, C);

if A < B then E := A + B;

else E := A;

writeln (A)

End.

2. Program Primer2;

var X, Y: integer

Begin

readln (X,Y);

E = A + B;

E = A;

writeln (A)

End.

3. Program Primer3;

var X,Y: integer;

Begin;

Readln (X,Y);

X:=3 X + ( Y - 4) : 5

writeln (A)

End

Проверка задания: (СЛАЙД 8).

Program Primer1;

var A, B, C: integer;

Begin

readln (A, B, C);

if A < B then E := A + B;

else E := A;

writeln (A)

End.

2. Program Primer2;

var X, Y: integer;

Begin

readln (X,Y);

E := A + B;

E := A;

writeln (A)

End.

3. Program Primer3;

var X,Y: integer;

Begin;

Readln (X,Y);

X:=3 * X + ( Y - 4) / 5 ;

writeln (A)

End.


4 этап. Самостоятельная работа (2 варианта). (СЛАЙД 10)

Составить блок-схему и математическую модель. Написать программу на языке Pascal.

    1. Прием на работу идет на конкурсной основе. Условия приема требуют не менее 5 лет рабочего стажа и возраста претендента не более 42 лет. Определите, будет ли человек принят на работу.

    2. Найти максимальное из 4х чисел.

Задание для сильных учеников

    1. Составить программу вычисления значений функции, заданной графиком.

Взаимопроверка: обмен тетрадями между учениками, писавшими различные варианты.


Проверка задания (СЛАЙД 11)

1.

Математическая модель

Ввести стаж S и возраст кандидата V.

Если V<=42 и S>=5,

то «Кандидат принят на работу»

иначе «Кандидату отказали»


Блок-схема алгоритма













Программа на языке Pascal

Program rabota;

Uses crt;

Var S,V:integer;

Begin

Write(‘Введите стаж’);

Read (S);

Write(‘Введите возраст’);

Read (V);

If (S>=5) and (V<=42) then Writeln(‘Кандидат принят на работу’)

else Writeln(‘Кандидату отказано’);

Readln

End.

2. Математическая модель (СЛАЙД 12)

Ввести a, b, c, d

max = a

Если b>max,то max = b

Если c>max, то max = c

Если d>max, то max = d

Вывести max


Блок-схема алгоритма


Программа на языке Pascal

Program maximum;

Var a, b, c, d, max:Integer;

Begin

Read(a,b,c,d);

max:= a;

If b>max Then max:= b;

If c>max Then max:= c;

If d>max Then max:= d;

Writeln (max);

End.




3 Задача для сильных учащихся.

Решение: (СЛАЙД 13-14)

  1. Необходимо определить заданные на графике функции. На графике заданы две функции:

y=x и y=-x2

2. Выясним промежутки, на которых определены функции:

y = x на x > = 0;

y = -x2 на x < 0.

3. Напишем программу.

Program Primer;

var x,y:integer;

begin

writeln('введите значения x');

readln(x);

if x>=0 then y:=x

else y:=x*x;

writeln('при x=',x,' y=',y);

end.


5 этап. Практическая часть

Ввести написанные программы и проверить правильность написания, изменяя входные данные.

6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 15)

  1. Составить программу и блок-схему решения квадратного уравнения

ax2+ bx + c = 0.

  1. (по желанию). Составить программу вычисления значений функции, заданной графиком.




7 этап: Подведение итогов. Выставление оценок.

Литература:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. — М.: Просвещение, 2000 г.

  2. С. Окулов. Основы программирования. М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

  3. http://www.rusedu.info/Article646.html.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ