Урока для 6 класса по теме "Циклический алгоритм. urtleArt"

Автор: Евтина Марина Геннадиевна, ГБОУ гимназия №1554, г. Москва, учитель информатики и ИКТ, урок информатики в 6-ом классе «Циклический алгоритм. TurtleArt»

Открытый урок по информатике в 6-ом классе

по теме: «Циклический алгоритм.TurtleArt»


Автор: Евтина Марина Геннадиевна

Место работы: ГБОУ гимназия №1554 г. Москва
Должность: учитель информатики и ИКТ, категория высшая
Дополнительные сведения: урок информатики в 6-ом классе «Циклический алгоритм»


Цели урока:  

  • познакомиться с понятием циклического алгоритма,

  • выяснить, как такой алгоритм можно реализовать в среде TurtleArt;

  • выполнить задания по отработке циклического алгоритма: научить черепашку строить правильные многоугольники.

Тип урока: практическая работа.
Вид урока: ознакомительная практическая работа учащихся.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задачи урока:
Образовательные:

  • изучение основных команд исполнителя - черепашки;

  • проверка умения учащихся применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях.

Развивающие:

  • развитие логического мышления: внимания, памяти, речи, умения выстраивать логическую цепочку;

  • развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • формировать навыки программирования;

  • развивать интерес к предмету

Оборудование урока:

  • учебный компьютерный класс;

  • компьютеры с операционной системой Ubuntu 10.10, на которых установлена обучающая программированию программа TurtleArt (СПО).

Объем знаний, необходимых для урока:

  • знать основные команды управления черепашкой: команды перемещения, поворота, управления пером;

  • уметь правильно сохранить файл.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученной темы.

  • Перечислите основные команды перемещения черепашки.

  • Перечислите команды поворота черепашки.

  • Какие вы знаете команды управления пером?

  • Как удалить изображение?

  • С каким расширением нужно сохранить файл, чтобы потом можно было отредактировать программу.

  1. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока (слайды 1-2).

Дорогие ученики, сегодня мы с вами научим черепашку рисовать геометрические фигуры. Тема урока: «Циклический алгоритм». На уроке мы познакомимся с понятием циклического алгоритма, выясним, как такой алгоритм можно реализовать в среде TurtleArt;

выполним задания по отработке циклического алгоритма.

  1. Определение циклического алгоритма (Слайд 3). Циклический алгоритм - это описание повторяющихся действий. Список повторяющихся действий называется телом цикла.

  2. Вопросы.

  • Какие природные явления представлены повторяющимися действиями?

  • Придерживаетесь ли вы распорядка дня? Можно ли это отнести к циклическому алгоритму?

  1. Попробуйте научить черепашку рисовать квадрат. Какая программа у вас получилась? (Слайд 4)

  2. Какие команды повторяются? Сколько раз? Все это можно изобразить в виде блок-схемы. (Слайд 5)

    1. Команда, которая организует цикл со счетчиком для черепахи (Слайд 6)

    Команда Repeat предназначена для организации циклического алгоритма с известным (конечным) количеством повторений.

    В команде Repeat нужно указать количество повторений (параметр команды – розовый блок).

    Для нахождения команды нужно перейти на вкладку .





    Необходимо добавить тело цикла, то есть те команды, которые будут повторяться. (Слайд 7)

  3. Составьте другую программу для рисования квадрата, используя цикл. Файл сохраните в своей папке под именем Квадрат. Программу не закрывайте. (Слайд 8)

  4. Знаете ли вы, какой многоугольник называется правильным? Правильным называется многоугольник, у которого все стороны равны и все углы равны. (Слайд 9)

  5. Попробуем научить черепашку рисовать правильный треугольник. Для этого нужно определить угол поворота черепашки. Начнем издалека. Вспомним, чему равна сумма внутренних углов треугольника (180°). Затем определим значение одного внутреннего угла (180°/3=60°). Так как развернутый угол - 180°, а внутренний - 60°, то вычитает одно из другого и получаем значение угла поворота - 120°. (Слайд 10)

  6. Составьте программу для рисования равностороннего треугольника. Для этого лишь немного откорректируйте программу для квадрата: измените количество повторений, угол поворота. Обратите внимание на цвет. Файл сохраните в своей папке под именем Треугольник. (Слайд 11)

  7. Попробуем догадаться, как нарисовать правильный пятиугольник. Углы со знаком вопроса одинакового размера. Чему равен тот, что в центре? 360°/5=72° (Слайды 12-13)

  8. Составьте программу для рисования равностороннего пятиугольника. Для этого лишь немного откорректируйте программу для треугольника: измените количество повторений, угол поворота. Обратите внимание на цвет. Файл сохраните в своей папке под именем Пятиугольник. (Слайд 14)

  9. Хотелось бы научить рисовать черепашку любой правильный многоугольник. Для этого нужно вывести формулу поворота на внешний угол в зависимости от количества вершин многоугольника. (Слайд 15)

  10. Формула найдена: 360/ N, где Nколичество вершин многоугольника. (Слайд 16)

  11. Теперь можно научить черепашку рисовать правильный шестиугольник. Сделайте это сами. Файл сохраните в своей папке под именем Шестиугольник. (Слайды 17-18)

  12. Попробуйте экспериментировать, создайте свои узоры. (Слайд 19)



  1. Домашнее задание.

Прочитать §3.4 (3) Босовой Л. Л.


  1. Подведение итогов урока

Вопросы ученикам:

  1. Какой алгоритм называют циклическим?

  2. Какую новую команду вы сегодня освоили? Что в ней используется в качестве параметра?

  3. Как определить угол поворота черепашки при программировании правильного многоугольника?

Использованные источники:

    1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

    2. Информатика. 6-7 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Издательство «Питер», 1999.

    3. http://wiki.sugarlabs.org/go/Activities/TurtleArt

4


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ