Английская буржуазная революция
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Предпосылки и начало революции 5
Предпосылки революции 5
Политические течения 8
Назревание революционного взрыва 11
2. Короткий парламент 13
3. Долгий парламент 14
4. Первая гражданская война 16
5. Ситуация в Англии после первой гражданской войны 18
6. Вторая гражданская война и индепендентская республика 21
6.1. Вторая гражданская война 21
6.2. Суд и казнь короля 23
6.3. Индепендентская республика 24
7. Протекторат Кромвеля 26
8. Восстановление монархии 31
Заключение 33
Список литературы 35
ВВЕДЕНИЕ
История человечества знает даты, высоко поднятые над чередой не только лет, но и столетий, даты, которыми отмечены битвы народов за свободу. Одной из них является Великая английская революция середины XVII века.
Это был поистине героический период в истории английского народа, обогатившего своим революционным творчеством сокровищницу всемирно – исторического опыта освободительной борьбы. Из этой сокровищницы революционной мысли и революционного действия черпали исторические уроки социальные и политические мыслители последующих времён, причём не только в Англии, но и далеко за её пределами.
Именно поэтому данная тема является актуальной, первая социальная революция европейского масштаба, провозгласила политические принципы нового, буржуазного общества, шедшего на смену феодальному старому порядку.
Вплоть до середины XIX века происшедший в Англии 40-х годов XVII века общественный переворот оставался в истолковании историков событием почти исключительной национальной, британской истории.
Однако с течением времени центр научной полемики в данной области сместился в иную плоскость – проблема всемирности этой революции уступила место проблемам сугубо национальной истории Англии в XVII веке. В новом центре её оказался – и по сей день, по сути, остаётся – вопрос о причинах, характере, социальной природе событий, развернувшихся в Англии в 40-х годах XVII века. В этом заключается проблемность данной темы, споры вокруг Английской буржуазной революции не стихают до сих пор.
Например, д.и.н. В.А.Томсинов в своей статье «Юридические аспекты английской буржуазной революции. Законодательная деятельность «Долгого парламента»» говорит о том, что английская революция 1640–1660 гг. не была фатально неизбежной – она вполне могла и вовсе не произойти, но тот факт, что она всё же произошла, означает, что, в английском обществе сложилась для неё соответствующие условия или предпосылки.
Он считает, что экономические противоречия, социальные и политические конфликты, существующие в английском обществе в первые десятилетия XVII вв. не имели такой глубины и силы, чтобы их нельзя было разрешить эволюционным и мирным путём, без революции и гражданской войны.1
Это аргументированно доказывают и многие другие историки.
Именно поэтому, главной целью моей работы является - раскрытие причин обусловивших начало Великой буржуазной революции в Англии, её основные этапы, а также роль Английской буржуазной революции в развитии парламентаризма.
К сожалению, при написании данной работы я столкнулась с проблемой источников, а точнее с монографиями. Практически всю информацию, я находила в учебниках по истории государства и права зарубежных стран. Поэтому в написании своей работы в большей степени я буду пользоваться формальной логикой.
Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:
Конституционный этап (1640–1642 гг.);
Первая гражданская война (1642–1646 гг.);
Вторая гражданская война (1646–1649 гг.);
Индепендентская республика (1649–1653 гг.);
Конечным этапом этой революции можно назвать – реставрацию монархии.
1 ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ
1.1 Предпосылки революции
В начале XVII в., развиваясь в благоприятных условиях, Англия выглядела в некотором отношении страной гораздо более буржуазной, чем феодально-крепостнической. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и пролетаризировать значительную часть крестьянства. Больших успехов достигли промышленность и морская торговля. За столетие, предшествующее революции, Англия в 14 раз увеличила добычу каменного угля, второе – добычу железной руды и т.д. Широкое развитие получает кораблестроение. Главным предметом экспорта явилась уже не шерсть, а готовое сукно. Возникали и быстро богатели крупные торговые компании, организованные по-капиталистически. Уже не редкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наёмных работников.
Тем не менее, буржуазия была недовольна. Она тяготилась типичной для феодализма правительственной опекой над производством товаров и их продажей, ограничением числа подмастерьев и учеников, сохранением цехового строя и препятствиями, которые создавались для мануфактурного производства. Постоянное раздражение вызывало откровенное вымогательство денег, которым занималось правительство то под видом произвольных налогов, то с помощью новых пошлин, то принудительными займами.
Предметом острой критики становится система управления страной: внесудебная юстиция, сосредоточенная в политических трибуналах; постоянные насилия над судами общего права; солдатские постои в домах частных лиц; жалкое состояние вооружённых сил, особенно военно-морского флота; игнорирование парламента; злоупотребления всесильного и бесчестного фаворита, герцога Бекингема, и т.д.
Глубокое недовольство существующим порядком захватило английскую деревню, в особенности копигольдеров, составлявших не менее половины крестьянства. Огораживаньями и произвольным увеличением земельной ренты, непомерной величины платежами, взыскиваемыми при переходе земли по наследству (файнами), землевладельцы либо вовсе сгоняли крестьян с земли, либо превращали их в издольщиков, работающих на чужой земле за часть урожая. Заодно с копигольдерами были и батраки – коттеры – наиболее приниженная и эксплуатируемая часть английского крестьянства.
Революционная армия, свалившая короля и открывшая дорогу для буржуазного развития Англии, была по преимуществу крестьянской армией, армией «железнобоких».
Признаки революционной ситуации обнаруживались повсюду – в крестьянских выступлениях и рабочих «беспорядках», в открытом сопротивлении налоговому обложению, в деятельности разного рода религиозных сект, настаивавших на разрыве с официальной церковью. Кризисная ситуация со всей резкостью обнаруживалась и в парламенте. Сложившаяся здесь оппозиция переходит в наступление на правительство.
Итак, первые признаки зреющей в парламенте оппозиции короне появились ещё в последние годы правления Елизаветы I. В полный голос эта оппозиция заявила о себе уже в первом парламенте её преемника – Якова I2, где предметом обсуждения оказалась стержневая проблема конституции – о границах прерогативы, т.е. исключительных прав короны, и привилегиях парламента. Яков I был склонен рассматривать парламент лишь как подсобный институт, возникший и функционирующий по милости короля, обладающего абсолютной властью божественного происхождения. Ответом на эти притязания явилась «Апология палаты общин» – документ, составленный палатой общин к «сведению» короля – чужестранца, весьма недвусмысленно утверждающий, что король Англии не является ни абсолютным, ни независимым от парламента главой государства, конституционное устройство которого основано на признании парламента верховным органом страны во главе с королём, но отнюдь не одного короля, действующего независимо от парламента. Решительно отвергая сам принцип божественности королевской власти, палата общин подчёркивала, что власть смертного короля не является ни божественной, ни единоличной.
В 1611 г. парламент был распущен до срока, четыре его члена посажены в тюрьму. На напоминание о «правах парламента» король ответил, что есть только милости, которые могут быть даны и могут быть отобраны. Бурные сцены сопровождают парламентскую сессию 1621г. Король собственноручно вырывает из парламентских протоколов страницу с протестом, расправляется с вождями оппозиции.
Основные противоречия между политикой короля и интересами представленных в парламенте торгово-предпринимательских слоёв собственнических классов, составлявших в парламенте общин оппозицию этой политике, состояли в вопросе о границах королевской прерогативы, вокруг которого велась борьба практически во всех парламентах Якова I, и сводился в области внутренней политики к следующему: имеет ли король право вводить новые пошлины и принудительные обложения без ведома и согласия парламента и взимать их? А в области внешней политики – должен ли король «советоваться» с парламентом, прежде чем предпринимать какой-либо шаг в международных делах?
Ответ оппозиции был однозначен: верховная власть принадлежит не королю вне парламента, а королю в парламенте, т.е. получившему поддержку обеих палат. Яков I наоборот, в соответствии со своей доктриной абсолютной власти короля считал своим «бесспорным» правом обходиться в обоих случаях без «совета» парламента и, более того, подтвердил эту доктрину на практике, не созвав после роспуска парламента 1611г. вплоть до 1621г. ни одного парламента. Это была, по существу, новая для Англии форма абсолютной монархии, которая имитировала «французский образец».
Таким образом, нарушилась былая гармония между короной и парламентом. А противоречия между буржуазией и новым дворянством, с одной стороны, и феодальной монархией – с другой, приняли форму конституционного конфликта между королем и парламентом.
Важнейшей предпосылкой общественно–политического конфликта стали религиозные противоречия. Политика абсолютистского правительства была направлена на укрепление позиции англиканской церкви и практически на принуждение общества участвовать в культе государственной церкви. Были расширены полномочия Высокой комиссии, она получила право рассмотрения вообще любых религиозных дел, цензурных вопросов, с 1613 г. – даже жалоб жён на неверность мужей. Принудительность религиозной политики распространилась и на иностранцев, что влекло разрыв финансовых и торговых отношений с Голландией, столь важных для Англии той поры.
В то же время, с XVI в. в Англии, особенно на севере – в Шотландии – укрепилось течение протестантизма, кальвинизма. Сложилась особая идеология (религиозная и политическая одновременно) пуританизма, приверженцы которой не принимали государственно-подконтрольной церкви и священников, настаивали на полном церковном самоуправлении общин и, в итоге, провозглашали хотя бы частичное высвобождение гражданина из-под власти государства. Ряд неудачных политических решений Якова и Карла, попытки примириться с Испанией на династической основе, брачный союз с католической Францией, включая тайные соглашения о послаблениях при английском дворе католическим священникам, – всё это вызвало небывалый рост общественной оппозиции.
Кризис отношений абсолютистской государственности и общества обрёл конкретный вид противостояния короны и парламента.
1.2 Политические течения
Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.
Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.
Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.
Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.
Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648гг., который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.
Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. «Индепендентский», радикальный, этап революции (1949-1660гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1949-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктатуру (1953-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии3.
В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647г.) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы «общего права». Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.
Наиболее радикальную часть левлеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступали с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма, однако их влияние на ход событий было незначительным.
Выступавший за сохранение существующих порядков лагерь сторонников короля составляли придворная аристократия и феодальное дворянство, а также обладавшая большими материальными богатствами и значительным влиянием среди части населения англиканская церковь.
1.3 Назревание революционного взрыва
Английская революция развивалась в виде традиционного противостояния короля и парламента. Существенная часть государственно-правовой программы революции была подготовлена парламентской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма.
Особо памятной становится парламентская сессия 1628г. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, Петиция напоминала, что ни один английский подданный не может быть схвачен, заключен в тюрьму, лишен земли или изгнан без судебного приговора. В пятой статье указывалось, что Хартии также противоречит деятельность Звездной палаты и Высокой комиссии.
Далее Петиция возражала против систематического постоя солдат и матросов у населения, против введения военного положения. Отмечая многочисленные случаи смертных приговоров, выносимых судами вопреки обычаям страны, Петиция отмечала, что истинные преступники в лице высших сановников остаются безнаказанными.
Подводя итог в десятой статье, нижняя палата просила не налагать никаких налогов без согласия парламента, не наказывать тех, кто откажется от уплаты налогов, не разрешенных парламентом, не арестовывать никого без суда.
В содержании Петиции обращает на себя внимание тот факт, что оппозиция противопоставляет абсолютистским притязаниям короны древние, исконные свободы и привилегии, ратует за их восстановление, а не за установление новых привилегий.
Таким образом, в документе был отражен главный политический вопрос революции – о правах короля в отношении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос – о неприкосновенности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и правосудия.
Петиция о праве во многом лишь повторяла содержание статей 12 и 14, 39 и 40 Великой хартии вольностей, но в новых условиях она приобрела значение документа, предвещавшего конец королевского абсолютизма и переход к иной государственности4.
Приняв петицию и дав сначала на неё положительный ответ, король вскоре прервал сессию парламента, мотивируя этот акт «неприемлемым для королевской прерогативы» содержанием «Петиции».
Тогда в марте 1629г., выразив открытое неповиновение королю, приказавшему отсрочить парламентскую сессию, нижняя палата объявила, что всякий, кто введёт новшество в религию, кто «побудит налагать и взимать» пошлины, не утверждённые парламентом, кто добровольно внесёт или уплатит такого рода пошлины, должен быть признан «предателем вольностей Англии и врагом отечества». Без обсуждения палата единогласно приняла эти предложения, и её члены покинули зал заседаний.
В ответ на эту революционную акцию Карл распускает парламент с тем, чтобы, как он надеялся, не собирать его вовсе.
2 КОРОТКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Годы беспарламентского правления (1629-1640 гг.) характеризовались полным произволом королевской власти. Карл I для пополнения казны единолично вводил все новые поборы и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Одним из результатов такого правления стало вооруженное восстание в Шотландии, создавшее угрозу вторжения шотландцев в Англию.
Военные неудачи и недостаток средств вынудили Карла I созвать парламент. Этот парламент, работавший с 13 апреля по 5 мая 1640г., вошел в историю под названием Короткого.
Палата общин не удовлетворяла просьбу короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. Вместо этого она приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Результатом стало заявление, что до проведения реформ, исключающих в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю. После роспуска строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим.
Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653г.
В октябре прошли выборы нового парламента, а 3 ноября 1640г. открылись его заседания. С началом заседаний Долгого парламента началась, по сути, новая глава английской истории – истории Великой социальной революции.
3 ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ
С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции — конституционный.
Выборы в Долгий парламент не дали благоприятного для короля состава парламента: господствующее положение в нем заняли пресвитериане. В течение 1640-1641гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего, по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I – граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право на импичмент высших должностных лиц.
Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент 16 февраля 1641г. принял Трехгодичный акт, согласно которому парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению.
В июле 1641 года были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных политических трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии.
Серия актов, принятых летом 1641г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы.
1 декабря 1641г. парламент принял Великую Ремонстрацию, в которой была изложена программа классов-союзников в революции, как она виделась им на данном этапе. Ремонстрация начиналась с указания на опасность, нависшую над королевством, источником которой была «злонамеренная партия» в своем стремлении изменить религию и государственный строй Англии. Действиями этой «партии» объяснялись и войны с Шотландией, и восстание в Ирландии, и конституционный конфликт между королем и парламентом. В Ремонстрации выдвигались требования удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны королевской власти и беспарламентского правления.
Палата общин утвердила Великую Ремонстрацию большинством всего в 11 голосов. Обсуждение этого документа в парламенте показало, насколько были глубоки расхождения в самой палате общин в вопросах, не касающихся непосредственного существования самого парламента.
Великая Ремонстрация содержала новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.
В указанный период Долгим парламентом отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще. Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента. Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость.
Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии.
Карл I одобрил все (кроме Великой Ремонстрации) конституционные акты, что объяснялось его страхом перед толпой вооруженных лондонцев. Угрожающее поведение толпы было решающим аргументом палаты общин при проведении в жизнь важнейших актов конституционного периода революции.
В отчаянной попытке остановить революцию Карл I самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу.
С середины 1641г. ввиду всё усиливающейся конфронтации сил Долгий парламент берёт на себя исполнение правительственных функций. Парламент самовольно распоряжается казной и военными делами.
Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создаёт парламентскую. В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599–1658гг.).
Акты парламента 1641г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).
4 ПЕРВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Во время войны в стране установились две враждующие и независимые власти, которые контролировали различные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой территории, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем «Ордонанс о милиции», согласно которому командующие народным ополчением назначались только с согласия парламента и несли всю полноту ответственности перед парламентом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой «Протестации», принятой летом 1642г., парламент вновь потребовал утверждения королем «Ордонанса о милиции» и своих требований, выдвигаемых ранее относительно осуществления некоторых прерогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей «до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом», о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий.
На первом этапе войны преимущество оказывается на стороне королевской армии, лучше обученной и вооруженной. Неудачи парламентской армии вынудили осуществить ее реорганизацию по плану, предложенному генералом О.Кромвелем. В результате реформы была создана армия, названная «новой моделью».
В ходе гражданской войны Долгим парламентом был принят Ордонанс о новой модели 1645г., который был направлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников, армия была подчинена единому командованию. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Кромвель, будучи индепендентом, обеспечил руководящую роль в армии членам индепендентских общин. Для устранения аристократов от военного руководства был принят «Билль о самоотречении», согласно которому члены парламента не могли занимать командные должности в армии (исключение было сделано для Кромвеля). Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.
В 1646г. королевские войска потерпели поражение, а король бежал в Шотландию, где и был выдан парламенту.
5 СИТУАЦИЯ В АНГЛИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В период первой гражданской войны Долгим парламентом помимо военной реформы был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции под контролем пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в распродажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призван Акт 1646г. об отмене системы феодальных рыцарских держаний и превращении их в свободные держания на «общем праве», т.е. фактически в частную собственность владельцев. Таким образом, было осуществлено одностороннее решение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были освобождены от условий феодального землевладения (вассальных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собственниками земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил законность огораживаний крестьянских земель.
Таким образом, победа парламента в гражданской войне не открыла массам обездоленных доступа к земле. Решительно ничего не менялось в публично-правовом положении низов. По-прежнему избирательным правом при выборах парламента пользовались в деревне только фригольдеры с годовым доходом 40 шиллингов, а в городе – узкий круг полноправных городских корпораций, а в других случаях – плательщики налогов.
Следовательно, широкие массы городских низов, оставались за рамками официально признанного «народа Англии», т.е. представленного в парламенте. Точно так же неизменной оставалась система правосудия и судопроизводства с её дороговизной, подкупом и волокитой, равно как и полностью архаизированная система права, до крайности запутанная и к тому же фиксированная на чужом народу языке – на латыни.
Однако, обманув ожидания широких демократических низов, парламент при этом не учёл одного – революция пробудила их от политической летаргии.
К лету 1646г. сложились основные конституционные требования левеллеров. В документе, названном «Ремонстрация многих тысяч граждан», содержалась развёрнутая программа демократического этапа революции:
уничтожение власти короля и палаты лордов;
верховенство власти общин;
ответственность этой палаты перед своими избирателями – народом Англии;
ежегодные выборы в парламент;
конституционные гарантии против злоупотребления государственной властью путём фиксирования «прирождённых» прав граждан, которые неотчуждаемы и абсолютны.
На этом этапе революции левеллеры выступили глашатаями республиканизма, основанного на принципах народовластия, и тем самым указали путь к углублению демократического содержания революции.
Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента стремилось к достижению соглашения с королём на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации5. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепенденской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека, таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъёма революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение – леввелеров (уравнителей), лидером которых стал Д.Лилльберн. Леввелеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права.
Победа над королём вызвала рост авторитета армии Оливера Кромвеля, к которой население уже непосредственно обращалось с петициями, жалобами, прошениями, игнорируя парламент. В парламенте большинство составляли пресвитериане, являвшие собой консервативное крыло революции. Из-за своей позиции они потеряли значительную часть поддерживавшего их ранее населения. Также пресвитериане составляли большинство в «Комитете обоих королевств», бывшем фактически правительством на тот момент. Они считали революцию уже законченной и опасались её дальнейшего развития, которое могло повлечь новые преобразования, а также потерю власти. Поэтому парламент жаждал соглашения с Карлом I. Низвергнутый король в свою очередь, учитывая сложную обстановку в стране, а также надеясь на помощь извне, затягивал эти переговоры и пытался ни в чём в них не уступать: «Без моей власти не может быть восстановлен мир».
А ситуация в стране была действительно сложной. Помимо невзгод, принесённых войной, на страну обрушилась засуха, у парламента не хватало денег на содержание армии и своевременную выплату жалования солдатам. Недовольство жителей также вызывал постой войск, когда население должно было размещать у себя войска, а также содержать их. Парламент обязался возмещать все затраты, но далеко не все получали деньги, к тому же со значительной задержкой. Всё это, а также нежелание пресвитериан продолжать революцию выразилось в открытом столкновении армии и парламента.
6 ВТОРАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
И ИНДЕПЕНДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением войны в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гражданской войне.
6.1 Вторая гражданская война
После первой гражданской войны парламент, в лице пресвитерианского большинства, продолжил свои попытки добиться соглашения с королём. Эти переговоры с полностью себя дискредитировавшим монархом оживили крайние настроения в армии, где было сильно влияние левеллеров, и привели к обострению отношений с парламентом (движение в армии, целями которого были наказание короля и окончательное свержение монархии). В попытке столкнуть между собой две основные группы своих противников - левеллеров и индепендентов – парламент выпускает из лондонской тюрьмы Тауэр лидера левеллеров Джона Лильберна в надежде, что он подвергнет критике действия индепендентской армейской верхушки и тем самым внесёт раскол в ряды оппонентов пресвитериан. Но эти ожидания не оправдались: Лильберн заявил о своей поддержке Кромвелю в его действиях, тем самым, значительно ухудшив положение парламента.
К этому времени все отчетливее становились расхождения между парламентом и армией. Для заседавших в парламенте пресвитериан революция, по сути, была завершена. Их вполне устраивала идея верховенства парламента, который осуществляет власть в стране вместе с королем, т.е. идея политического строя по типу конституционной монархии. Индепенденты и особенно левеллеры требовали более радикальных реформ.
Борьба между индепендентами и пресвитерианами обострилась весной 1648г. – вспыхнула вторая гражданская война, развязанная королем и пресвитерианским парламентом. Только поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии, внутри которой произошел раскол между командующей верхушкой (грандами) и рядовым составом.
16 ноября 1648г. была опубликована «Ремонстрация армии», составленная при непосредственном участии зятя Кромвеля Генри Айртона (1611-1651), бывшего одним из его ближайших соратников. В этом документе указывались как экономические требования, касавшиеся армии (выплата жалования и т.д.), так и политические, касавшиеся уже всего населения страны (права и свободы всем жителям Англии).
В декабре 1648г. армия оккупирует Лондон. И следующим ее шагом стала так называемая «Прайдова чистка» (6 декабря), когда с помощью военного отряда под руководством полковника Прайда из палаты общин были насильно выдворены все пресвитериане, власть в стране перешла в руки индепендентов. Из 143 членов палаты осталось всего порядка 80 человек или «охвостье» Долгого парламента, просуществовавшее до самого его закрытия в 1653 году. Кромвель, всё это время находившийся на севере, вернувшись в столицу, одобрил «чистку». Его отсутствие объяснялось тем, что Кромвель не знал какую позицию занять по политическим вопросам.
23 декабря 1648г. палата общин выпускает постановление, в котором говорится, что король является главным виновником всех несчастий страны. 1 января 1649 года своим решением она объявляет короля главным виновником гражданской войны против парламента, союзником ирландцев и шотландцев в борьбе с английским государством. Но палата лордов в свою очередь отвергает это решение, что в течение нескольких дней приводит к её роспуску. 4 января палата общин принимает при закрытых дверях постановление, передававшее ей всю полноту власти: она становится носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. В документе было написано «…общины Англии, заседающие в парламенте, объявляют, что народ после бога является первоисточником (the original) всякой справедливой власти. Они также объявляют, что общины Англии, заседающие в парламенте, будучи избранными и представляя народ, имеют высшую власть в этой стране. Они также объявляют: что постановлено или объявлено как закон общинами, заседающими в парламенте, имеет силу закона и обязательно для народа этой страны, хотя бы и не было на это согласия или подтверждения короля и палаты лордов»6.
6.2 Суд и казнь короля
6 января 1649 года парламент (палата общин) издаёт «Акт о создании Верховного судебного трибунала» для суда над королём, а сам Карл через некоторое время переводится в Лондон. В состав трибунала всего вошло всего 135 человек: в большинстве своём армейские офицеры, включая Кромвеля и Ферфакса, а также некоторые известные и почитаемые люди. Председателем стал великий английский юрист Джон Бредшоу7. Большинство членов трибунала под всякими предлогами уклонялись от заседаний, поэтому парламент, учитывая ситуацию и личность обвиняемого и предвидя такие последствия, в своём акте записал, что парламент будет правомочен принять решение даже при наличии 20 его членов. Поскольку Ферфакс также отстранился от каких бы то ни было политических решений, Кромвель был вынужден взять всю полноту ответственности на себя. Он понимал, что суд над королем завершится вынесением смертного приговора. Но, однажды приняв решение, Кромвель действовал беспощадно, и в значительной степени именно его усилиями судебный процесс был доведен до конца: короля приговорили к смертной казни. 26 января 62 члена Верховного судебного трибунала утвердили приговор, в котором было сказано, что «Карл Стюарт, как тиран, изменник, убийца и враг государства, должен быть казнён через обезглавливание». Этот приговор был оглашён 27 января на открытом и последнем заседании трибунала в присутствии короля. Карл I был казнён 30 марта на глазах толпы, собравшейся перед дворцом Уайтхолл.
Казнь короля стала заключительным, формально-юридическим завершением установления в Англии республики.
6.3 Индепендентская республика
Революция торжествовала победу – феодальная монархия была низвергнута. После постановления от 4 января 1649 года парламент принимает ряд мер по переходу к республике, с целью её легитимизации. 6 января назначается комиссия для выработки проекта новой большой государственной печати (проект был принят 9 марта). 27 января – постановление о том, что в любых официальных документах вместо ранее принятого «именем его величества» следует писать «именем хранителей свободы Англии, властью парламента». 30 января – принятие акта о том, что провозглашение любого королём без согласия парламента является государственной изменой. 6 февраля принимается билль об устранении палаты лордов, 7 февраля – билль об устранении королевского звания («должности короля» - the office of the king). Актом парламента от 17 марта 1649г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. Наконец, конституционное закрепление республиканской формы правления было закреплено актом 19 мая 1649 года. В нём Англия провозглашалась как «республика» (Commonwealth) и свободное государство (free state), верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте», высший орган исполнительной власти – Государственный совет.
Сам Государственный совет был учреждён решениями парламента ранее: 7 и13 февраля. В соответствии с этими документами он представлял собой вспомогательный орган, подчинённый парламенту, с полномочиями лишь на один год. Членами совета могли становиться только лица, согласные с осуждением и казнью Карла I, а также с упразднением палаты лордов и королевской власти. Подобные условия оказались неприемлемыми для некоторых потенциальных членов Государственного совета, поэтому с ними были заключены персональные компромиссные обязательства. Вообще же состав этого органа вызвал сильные споры, в результате которых был составлен список из 41 человека. Также поначалу в совете не было должности председателя, против которой выступал парламент, опасавшийся узурпации власти в руках одного человека. Но впоследствии председателем назначил сам себя Джон Бредшоу и остался на этом посту.
В задачи Государственного Совета входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, установление налогов, управление торговлей и внешней политикой страны, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с О.Кромвелем. Хотя в документах Государственный совет выглядел лишь исполнительным органом парламента, в действительности он занял значительно более высокое положение и во время их совместного существования скорее он преобладал над парламентом, послушно исполнявшим все его решения, чем наоборот. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом.
Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649г. оставалось около 80 членов (т.н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О.Кромвеля.
К осени 1651 года минуло 11 лет с момента избрания Долгого парламента. Между тем оставшееся от него «охвостье» явно не торопилось ни с самороспуском, ни с установлением предельного срока своих заседаний. Когда стало очевидным, что «охвостье» готовит избирательный закон, которым обеспечивалось возвращение его членов в новый парламент, его час пробил.
Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель.
7 ПРОТЕКТОРАТ КРОМВЕЛЯ
Установление республики – наиболее демократической в существующих условиях формы правления – стало вершиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, распродажа королевских земель (акт 1649г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значительную часть индепендентов в крупных земельных собственников, стремившихся к прекращению революции. Напротив, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований. В армии, состоящей в основном из среднего крестьянства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглашением «протектората»8.
20 апреля 1653г. Кромвель в сопровождении военного отряда явился в парламент и распустил его своей властью. Одновременно был распущен и Государственный совет. Его функции взял на себя совет офицеров, пополненный гражданскими членами.
В июле 1653г. собрался так называемый парламент святых (или «малый парламент» - около 140 человек), члены которого были либо названы высшими офицерами, либо делегированы церковными общинами.
Однако настроения парламента показались Кромвелю опасными.
До тех пор пока парламент занимался вопросом о замене церковного брака гражданским или планировал судебную реформу, его ещё терпели, но, когда он замахнулся на церковную десятину терпению офицерской верхушки пришёл конец. Не без её «совета» умеренное большинство «малого парламента» 12 декабря 1653г. явилось к Кромвелю и сложило свои полномочия. С роспуском Малого парламента республика фактически была ликвидирована.
Уже через 4 дня была готова новая конституция страны, так называемое «Орудие управления». Новая конституция, формально больше всего заботившаяся о «разделении властей», на деле привела к полному сосредоточению власти в руках протектора. Кромвель был главнокомандующим армии и флота, он контролировал финансы и суд, руководил внешней политикой и в перерывах между сессиями парламента издавал ордонансы, имевшие силу закона.
Идея писаной конституции была новой для Англии. Конституция от 13 декабря 1653г. устанавливала внешне республиканскую, а по сути – диктаторскую систему власти. Законодательная власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии» сосредоточивалась в двойном институте – парламенте и вновь учреждённом лорде-протекторе. Парламент был однопалатным и ему принадлежали исключительные полномочия изменять, приостанавливать, вводить новые законы, учреждать налоги или подати. Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно. Парламент должен был состоять не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и хорошего поведения». Чтобы в однопалатный парламент попали только представители буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий имущественный ценз для избирателей (200 фунтов стерлингов). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участвовавшие в войне на стороне короля.
Выбор на пост лорда-протектора производился Государственным Советом (членов которого, в свою очередь, избирал парламент). Лорд-протектор наделялся широкими полномочиями. Он осуществлял командование вооруженными силами, с согласия большинства совета мог объявлять войну и заключать мир, назначать новых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Лорд-протектор не имел права издавать, приостанавливать или отменять законы, но мог издавать акты, приравниваемые к законам. Он пользовался практически неограниченной властью в делах управления, ведал международными делами вплоть до права объявлять войну и заключать мир. Как фактический глава государства он обладал правом помилования. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким образом, финансовые прерогативы лорда-протектора практически стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.
Особой статьёй конституции полномочия лорда-протектора пожизненно закреплялись за О.Кромвелем.
Государственный совет разделял с лордом-протектором исполнительную власть. Однако члены совета, как уже отмечалось, назначались лордом-протектором. Деятельность исполнительной власти имела самостоятельную финансовую базу в виде «постоянного ежегодного сбора», что делало ее независимой от права парламента устанавливать государственные расходы.
Издание конституции и переустройство верхов политической системы далеко не устранили противоречий между обществом и индепендентским руководством. Противоречия были тем более значительными, что политический, административный и нравственный террор, установленный индепендентами под лозунгами революции, был значительно тяжелее для широких слоёв, чем режим прежней монархии, которая при всех грехах была-таки светским государством. Индепенденты же в своём протестантском рвении стали стремиться построить государство-церковь.
Первый парламент протектората собрался 3 сентября 1654г. и включал немалое количество республиканцев, не желавших мириться с неограниченной по существу властью протектора. 22 января 1655г. парламент был распущен Кромвелем. Это была его явная политическая ошибка: он вынужден теперь был делить власть с генералитетом армии. Идея военного деспотизма всё более набирала силу.
Под давлением генералитета принципы военной организации были перенесены на административно-территориальное устройство. Летом 1655г. страна была разделена на 17 военных округов во главе с генерал-майорами.
Второй парламент протектората открылся 17 сентября 1656г. Первым актом этого парламента было уничтожение режима генерал-майоров. Взамен в июле 1657г. Кромвелю было предложено принять на себя королевское звание. Предложение было стратегическим: цель его заключалась в восстановлении исторической конституции. Однако Совет армии и генералитет вмешались и расценили предложение «как скандальное». Изменения, однако, последовали 22 мая 1657г., но в духе компромисса традиционного уклада с военной диктатурой. Кромвель получил право самому назначить себе преемника. Одновременно восстанавливалась Палата лордов, подтверждены были исключительные права парламента на вотирование налогов, гарантировалась свобода совести.
Итак, «Орудие управления» содержало монархические начала, хотя этот конституционный акт отражал классовые интересы буржуазии нового дворянства, заинтересованных в том, чтобы не допустить реставрации монархии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять – от республики к монархии.
Так проявилась сокровенная мечта буржуазии и дворянства восстановить в Англии монархию.
Режим протектората при всём этом был связан с личностью и авторитетом Кромвеля. Смерть Кромвеля 3 сентября 1658г. ускорила крушение режима протектората. Назначенный преемником отца Ричард Кромвель не сумел удержать власть и стал политической игрушкой в руках генералитета. В 1659г. его вынудили отречься от звания и восстановить условную республику. Общественное недовольство и режимом индепендентов, и безвластной республикой одновременно стало настолько значительным, что вопрос о восстановлении монархии и исторической конституции в стране стал в область практической политики.
Революция исчерпала себя.
Политический кризис конца протектората был вызван не случайным стечением обстоятельств. Установившийся в результате революции государственный порядок был нестабильным, он не соответствовал сложившейся обновлённой социальной структуре. Политические инициативы индепендентского парламента, не уравновешенного никакими другими государственными институтами, вызывали обоснованные опасения широкого слоя крупных собственников: и старых ленд-лордов, и «нового дворянства», и финансово-торговой буржуазии, которая получила необходимые привилегии в колониальной торговле и законодательную поддержку.
В поисках стабильности выходом стало представляться возвращение на престол династии Стюартов.
8 ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ
Личная власть представителя инедпендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации монархии Стюартов.
Попыткой частично восстановить прежний порядок были уже парламентские выборы 1658г. Они были проведены не по нормам «Орудия управления», а по историческому законодательству. Парламент был распущен Военным советом. На его место было восстановлено в своих правах «охвостье» Долгого парламента, также затем распущенное в октябре 1659г. Власть в стране окончательно перешла к Комитету безопасности, представлявшему Совет армии и весьма сузившийся круг радикально-индепендентского руководства. В этих условиях военачальник и наместник одного из крупнейших шотландских военных округов генерал Монк с верными ему войсками совершил военный переворот. Его войска вступили в Лондон для установления политического контроля над расшатавшейся властью, а генерал предварительно установил контакт с наследником престола.
25 апреля 1660г. собрался новый учредительный парламент – конвент, в котором большинство составляли пресвитериане и кавалеры. Конвент санкционировал возвращение Стюартов, спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон.
Монархия была восстановлена. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции.
Действительно в так называемой Бредской декларации 1660г. король Карл II торжественно подтвердил «Великую хартию 1215г.», «петицию о праве», налоговые права парламента, обещал править не иначе, как в согласовании с парламентом, не преследовать деятелей революции и не ревизовать право земельной собственности, как оно сложилось в ходе революции. Ни одно из этих обещаний не было исполнено. Новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации индепендентов и пресвитериан были ликвидированы. Труп Кромвеля был выкопан из могилы и повешен, живые «цареубийцы» были казнены или вынуждены были бежать из страны.
Реставрация монархии повлекла за собой восстановление прежней избирательной системы, прежней палаты лордов, англиканской церкви и пр.
Карл II и наследовавший ему брат Яков II были, в общем, жалкими политиками. Не сознавая всей значительности перемен, они питали надежды на возвращение к дореволюционному порядку. Их стремление восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. Первый же повод привёл к размежеванию правящего класса на две партии – тори и вигов. Тори объединили в своих рядах консервативно-роялистские элементы, связанные с крупным землевладением; виги представляли главным образом интересы английской промышленности и торговли.
Обе партии не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники. Переход от одной группировки к другой был обычным делом.
Возникновение партий тори и вигов кладёт действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле – двум и ныне существующим партиям Англии: консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Английская буржуазная революция XVII в. была громовым ударом, возвестившим рождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Она была первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Провозглашённые ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы, историческое развитие которой вело объективно к установлению буржуазных порядков.
Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали своё идеологическое оружие все противники отживавшего средневековья и абсолютизма.
Но Английская революция была революцией буржуазной, которая в отличие от революции социальной приводит лишь к смене одного способа эксплуатации трудящихся другим, к замене господства одного эксплуататорского меньшинства другим. В ней впервые с полной отчётливостью вскрылись основные закономерности, присущие всем буржуазным революциям, и первая из них – узость исторических задач буржуазии, ограниченность её революционных возможностей.
Мне кажется, что английская революция не была доведена до конца. Причину этого следует видеть в том, что английская буржуазия соединилась не с народом, а с новым дворянством.
Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономерной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства и переход его большей, обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом.
Этот союз придал английской революции незавершенный характер, обусловил ограниченность социально-экономических и политических завоеваний.
Сохранение крупного землевладения английских ленд-лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства – основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней.
Как видим, английская буржуазная революция не привела к установлению в стране республиканской формы правления. Монархия более соответствовала представлениям англичан о характере власти. В английской буржуазной революции XII в. и сохранении монархии проявилась сила традиции, компромиссный характер преобразований с известной долей их ограниченности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Английская буржуазная революция XVII века. Под ред. Е.А.Касминского. М.: Издательство АН СССР, 1954.
Английская буржуазная революция. Под ред. Е.А.Касминского и Я.А.Левицкого. М., 1954.
Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. М., «Мысль», 1991.
Всемирная история в 10-и томах. Под ред. Е.М.Жукова. Т.5. М., 1958.
Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И.Батырова. М., «Юристъ», 1999.
Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. М., «Приор», 2002.
История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Ч.2. Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. М., НОРМА–ИНФРА-М, 1999.
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., НОРМА (издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2002.
Лавровский В. М. Английская буржуазная революция. М., 1958.
Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. М., ТОН – ПРИОР, 1999.
Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990.
ТомсиновВ.А. Юридические аспекты английской буржуазной революции. Законодательная деятельность «Долгого парламента» // Вестник Московского университета. Научный журнал. Серия 11. Право. 2002. №№2, 3, 5.
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. М., «Высшая школа», 1983.
1 Вестник Московского университета. Научный журнал. Серия 11. Право. № 2,3,5/2002 г.
2 В английской исторической литературе этот король именуется Джеймсом I (James I). Однако, вплоть до 1733г. юридические документы писались в Англии, в основном, на латинском языке, и имя короля соответственно представало в них как Jacobus. Отсюда и утвердившееся в русской исторической литературе имя Яков. // Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990.
3 История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Ч.2. Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. М., НОРМА–ИНФРА-М, 1999.
4 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., НОРМА (издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2002.
5 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. М., «Высшая школа», 1983.
6 Английская буржуазная революция. Под ред. Е.А.Касминского и Я.А.Левицкого. М., 1954.
7 См. Барг М.А. Великая Английская революция в портретах её деятелей. М., «Мысль», 1991.
8 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2-х томах. М., ТОН–ПРИОР, 1999.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ