История политической мысли в России во взглядах государственных и общественных деятелей XIX – начала ХХ века


История политической мысли в России во взглядах государственных и общественных

деятелей XIX – начала ХХ века”.

Проект подготовки и проведения школьной научной конференции и примерная программа на тему


Пояснительная записка



Проведение школьной научной конференции для старшеклассников является важной составной частью образовательного процесса. Выбор темы конференции обусловлен необходимостью формирования у учащихся устойчивого интереса к отечественной истории, личностям, оказавшим значительное влияние на судьбу России.

Целью проведения конференции является приобретение старшеклассниками навыков, необходимых для дальнейшего обучения в ВУЗах, способности к самостоятельному осмыслению проблемы, формулированию цели и задач исследования, работы с различными источниками. Полезно дать ученикам возможность научиться систематизировать и обобщать полученные результаты, попрактиковаться в целенаправленном использовании Интернета в учебных целях.

Старшеклассник в процессе работы над темой, выступая с докладом, отвечая на вопросы оппонентов, повышает самооценку, авторитет среди одноклассников, учителей школы, родителей.

Задачи работы – формирование познавательных мотивов, вовлечение в активную познавательную деятельность, развитие навыков публичных выступлений.

Конференция является итогом длительной, самостоятельной работы учащихся. Учитель инструктирует, направляет поиск, устанавливает график работы. Очень важно создать атмосферу сотрудничества, и даже сотворчества межу руководителем и учеником на всех этапах работы.

В связи с процессом модернизации школьного обучения подготовку к конференции можно расширить и преобразовать в элективный курс. Вариант такого курса предлагается во второй части проекта.


Этапы подготовки конференции


Вводное занятие

На этом занятии определяются перспективы работы. Обсуждается актуальность темы, распределяются темы докладов. Учитель предлагает несколько видов деятельности: подготовка рефератов и защита их на конференции, как репетиция защиты на экзамене, подготовка докладов, оппонирование с предварительным знакомством с одной из тем докладов, подготовка сообщения по краеведческому материалу. В данном случае это отчет о посещении Музея политической истории России.

Из предложенных руководителем тем учащимися были выбраны следующие: М. М. Сперанский, Н. М. Карамзин, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, К. П. Победоносцев, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, Н. А. Бердяев – жизнь и деятельность, взгляды на историческую судьбу России.

Несколько человек изъявили желание оформить конференц-зал книжной выставкой при помощи сотрудников районной библиотеки, где и должна пройти конференция, они также взяли на себя обязанность сделать фото галерею портретов исторических деятелей XIX и начала XX века России, подобрать видеофрагменты для демонстрации их на конференции. Планировалось использовать их для викторины среди слушателей в перерыве между заседаниями.



Второе занятие.

Беседа с участниками о методах исследования: сборе информации и ее обработке. Занятие проводит библиотекарь школьной библиотеки, который рассказывает о видах каталогов, библиотеках нашего города, правилах оформления заказа на книги, составлении библиографии и оформление ссылок.



Третье занятие.


Занятие в кабинете информатики. Учитель информатики проводит беседу о методах поиска в Интернете, оформлении реферата на компьютере.




Четвертое занятие.


Практическое занятие по составлению и оформлению рефератов и докладов. Это занятие удобно проводить по брошюре Журавлевой О. Н. «Учимся писать реферат по истории» СПб., 2001г. Полезно также нацелить старшеклассников на составление авторефератов как средство сформулировать суть работы в кратком виде что бывает очень непросто.



Пятое занятие.


Несколько индивидуальных консультаций с целью помочь осмыслить, отобрать и скомпоновать материал, обосновать собственное мнение в корректной форме.



Шестое занятие.


Подготовка к выступлению. Беседа об особенностях публичных выступлений, отличиях устной и письменной речи.



Седьмое занятие.


Группа ребят, оформляющих конференцию, готовят объявление, приглашения для учителей гуманитарных предметов, администрации, родителей. Желающие активно принять участие в конференции могут заранее познакомиться с авторефератами. Можно попросить школьного психолога составить анкету для участников с целью выявления результатов всего комплекса проделанной работы.




Прогнозируемый результат.


Реализация задач, поставленных учителем – это формирование надпредметных навыков, так как учащиеся изучают и анализируют материал, значительно превышающий по объему и сложности программный.







Примерная программа элективного курса.




Содержание данной работы может быть переработано и организованно как элективный курс по истории. Это возможно, так как материал темы выходит за рамки учебных базовых программ. Знания и навыки, полученные в процессе освоения, вызывают познавательный интерес учащихся.

Работа над темой реферата способствует интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию школьника.

Постановка темы учитывает возрастные особенности учащихся и не требует философского обобщения.

Наличие выбора для учеников видов отчетной работы – реферат, доклад, отчет, оформительская и организаторская деятельность предполагает здоровьесберегающий характер технологии.

Программа включает такое соотношение между теоретическим и практическим компонентами, что обеспечивает необходимыми сведениями для выполнения самостоятельной части работы.

В предполагаемом курсе прослеживается тесная связь базового курса истории и знакомство с различными точками зрения на исторический путь развития России.

Программа основывается преимущественно на активных методах обучения. Она предусматривает реализацию межпредметных связей с литературой, обществознанием, информатикой.



Раздел I


  1. Вводное занятие.

  2. Проекты либеральных преобразований в России – замыслы и реальность. Деятельность М. М. Сперанского.

  3. Внутренняя политика Александра I в последний период правления, усиление консервативных взглядов. Деятельность А. А. Аракчеева, размышление Н. М. Карамзина над исторической судьбой России.

  4. Практическое занятие. Чтение и обсуждение отрывков из произведений Н. М. Карамзина, воспоминаний современников о М. М. Сперанском, А. А. Аракчееве.

  5. Дворянско-либеральная оппозиции в России. Идеология декабристов.

  6. Практическое занятие. Обсуждение проектов конституций П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, мемуаров декабристов.

  7. Просвещенное общество в период правления Николая I. П. Я. Чаадаев.

  8. Практическое занятие. Чтение и обсуждение «Философических писем» П. Я. Чаадаева.

  9. Споры об исторической судьбе России. «Западники» и «Славянофилы».

  10. Практическое занятие. Знакомство с трудами Т. Н. Грановского и его перепиской, статей А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова.

  11. Становление русского радикализма. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. А. Бакунин, М. В. Буташевич-Петрашевский.

  12. Практическое занятие. Чтение отрывков из произведений А. И. Герцена.

  13. Россия периода либеральных реформ. Оживление общественной жизни в стране. Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.

  14. Практическое задание проводится совместно с учителем литературы по произведениям писателей – демократов.

  15. Возобновление конституционных надежд. М. Т. Лорис-Меликов и проекты продолжения либеральных реформ Александра II.

  16. Практическое занятие. Возможен вариант с экскурсией к месту, где рухнули надежды на продолжение реформ – храму Спаса на крови.

  17. Приход к власти Александра III. К. П. Победоносцев как идеолог консерватизма.

  18. Практическое занятие. Обсуждение мемуарной литературы Романовых, издающейся в настоящее время.

  19. Россия на пути модернизации. С. Ю. Витте.

  20. Практическое занятие. Чтение и обсуждение воспоминаний С. Ю. Витте.

  21. Россия на пороге революционных бурь. П. Н. Милюков, Д. Мережковский.

  22. Практическое занятие. Знакомство с воспоминаниями П.Н. Милюкова, статьями Д. Мережковского.

  23. Россия между двух революций. П. А. Столыпин.

  24. Практическое занятие. Чтение отрывков из романа А.И. Солженицына «Красное колесо» и обсуждение прочитанного.

  25. Возвращение к спорам об историческом пути России. Взгляды Н. А. Бердяева.

  26. Практическое занятие. Чтение отрывков из книги Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» или статьи «Душа России».

  27. Экскурсия в музей Политической истории России.






Раздел II


  1. Методика проведения исследования.

  2. Отбор литературы источников, работа с каталогами, составление списка литературы. Занятие проводится в библиотеке.

  3. Компьютерные источники информации, поисковые системы Интернета. Занятие проводит учитель информатики.

  4. Планирование работы, виды плана. Хронологический и проблемный подход при составлении плана, их соотношение.

  5. Критика источников и литературы, особенно издававшихся в советский период.

  6. Приемы оформления работ в виде рефератов, докладов, проектов.

  7. Особенности написания авторефератов.

  8. Тонкости публичного выступления.



Раздел III


Итоговое занятие проводится в виде школьной научной конференции, в которой принимают участие все слушатели курса в качестве докладчиков, оппонентов, оформителей. На заседание приглашаются администрация, учителя, одноклассники, родители. Конференцию можно провести в районной библиотеке. Сотрудники библиотеки охотно помогут в подготовке и проведении конференции.



Заключение



Программа включает разделы, каждый из которых содержит общие понятия и основные сведения о характере и ходе исследования, основные направления поиска, общую панораму исторической реальности в рамках заданной темы. Курс помогает усвоить основные требования, предъявляемые к учащимся в ходе написания и оформления творческой работы, к выбору темы, работы с источниками информации, подготовке к публичному выступлению.







Основная литература


Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.


Выпускная экзаменационная работа – новая форма аттестации выпускников (из опыта работы). – СПб., 1998.


Витте С. Ю. Воспоминания. Любое издание.


Герцен А. И. Былое и думы. Любое издание.


Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1987.


Жуков В. Ю. История России и культурология. Подготовка реферата и доклада: пособие для учащихся, студентов и преподавателей. – СПб., 1998.


Журавлева О. Н. Учимся писать реферат по истории – СПб., 2001.


Историко–обществоведческое образование в петербургской школе (из опыта работ). – СПб., 2004.


История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IXXX в. – М., 1991.


Лазукова Н. Н. Кузин Д. В. Учимся приобретать и осмыслять знания. – СПб., 1999.


Милюков П. Н. Воспоминания. – М., 1990.


Мемуары декабристов. Издательство Московского университета, 1982.


Мережковский Д. Больная Россия. Л.: Издательство ленинградского университета, 1991.


Русская идея. М., 1992.


Солженицын А. И. Красное колесо. Любое издание.


Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. – М.: Высшая школа., 1999.


Успенский Б. Этюды о русской истории. СПб., 2002.


Чернышевский Н. Г. Статьи. Любое издание.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ