История развития древнерусского государства в лицах великих князей



МИНИСТЕРСВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


На тему:


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В ЛИЦАХ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ








Выполнил: слушатель

1 курса (3,6 лет) ФЗО

404 группы, зач. кн. №142

Сафин В.А.

Проверил: _________











УФА – 2010 г.



План контрольной работы:



1. Введение стр.



2.Роль великих князей киевских в развитии государства Киевская Русь:


2.1. Владимира I Святого стр.

2.2.Ярослава Мудрого стр.

2.3. Владимира Мономаха стр.

2.4. Заключение стр.

3. Что скрывается под этими датами: 1240, 1242, 1249, 1250-1251, 1253, 1255, 1262 годы. Какие из них связаны с Александром Невским? стр.


4. Список использованных источников стр.

































1. ВВЕДЕНИЕ


Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце V века и в целом закончился в VIII-IX веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (IX-XIII века).

Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора-это 852 год. Но еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного света и не смывались дождем. В древних вендских могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов, покрытые лаком; также - ножи и мечи, копья, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряной оправой и насечкою. Карамзин писал, что «не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием, так называемых, искусств изящных».

Древнеславянское государство стало великой вехой в истории не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое влияние на развитие мировой культуры.

Возникновение Древнерусского государства явилось решающим событием в жизни восточных славян. За короткое время Киевская Русь выделилась в число ведущих стран средневекового мира, с которой вынуждены были считаться такие могущественные державы, как Византийская империя и Арабский халифат.

К началу IX века на территории нашей страны не существовало единого государства. Здесь жили отдельные племена: чудь, весь, ильменские славяне, кривичи, древляне, поляне и другие; между ними часто вспыхивали ссоры, происходили бесконечные стычки, гибли люди и имущество. Поэтому, как гласит предание, «однажды представители племен собрались вместе и призвали иностранного князя, чтобы он, наконец, навел у них порядок». Этим призванным князем оказался варяг по имени Рюрик. Случилось это, по мнению летописца, в 862 году.

Огромное значение в становлении, развитии и процветании Руси внесли, кроме самого Рюрика, три правителя-Владимир I, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Данная работа заключается в рассмотрении и анализе их правления и реформ, проводимых ими, повлекших за собой, не только становление Российского государства как такового, но и признание его равным другим, более древним и могучим государствам, а также в выяснении роли данных великих князей киевских в истории, а именно, в развитии государства Киевская Русь.















2. РОЛЬ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ КИЕВСКИХ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ


Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определись данью подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с эмансипацией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций я в своей работе и буду рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX –начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода:

  1. IX- середина X в.в.- время первых киевских князей

  2. вторая половина X – первая половина XI в.в. –время Владимира I и Ярослава Мудрого. Расцвет Киевской державы

  3. вторая половина XI- начало XII в.в.- переход к территориально-политической раздробленности.

Из указанной периодизации ниже будут рассмотрены все периоды, происходящие в них события и деятельность правителей.






























2.1. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР I СВЯТОЙ (990-1015 г.г.)



Владимир был третьим сыном Святослава, родившимся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), и после гибели отца получил Новгород в свои владения. Его братья - старший Ярополк стал великим киевским князем, а Олег - получил Древлянскую землю. Спустя пять лет между братьями начал междуусобица, в результате которой Ярополк разбил древлянские дружины Олега, а сам Олег погиб в бою. Владимир же бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит, а Владимир занял великокняжеский престол и стал верховным правителем.

Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в значительной степени условное. Потому что первые ростки феодального способа производства появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается том, что своей деятельностью он как бы объединил две эпохи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось строение государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому Владимир начал княжение свое с того, что посадил наместниками во многих городах Русского государства своих наместников. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной структуре государства. Поэтому в 988 году Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства его сыновья-наместники Владимира. Был навсегда сломан сепаратизм племенной верхушки. «Так Владимир, овладев волостями братьев, затем принялся собирать под свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание Русского государства». В летописях сохранились только несколько упоминаний о походах Владимира - на вятичей, на радимичей, на теперешнюю Галицию, которую он постарался теснее связать с Киевским государством. Только из известий о волостях, розданных своим сыновьям, видно какое грандиозное дело за это время было совершено им. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева, устранил «светлых и великих князей», правивших там и не особенно расположенных повиноваться воле киевских князей; «примучил» непокорные племена, возвратил земли, захваченные в последнее время соседями, тем самым внушил им должное уважение. А чтобы земли Русского государства связать теснее, он раздал их в управление своим сыновьям» - так описал деятельность Владимира М.Грушевский.

С тех пор Киевская Русь становится действительно объединенным государством. В результате реформы 988 года, значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени в основных городах государства от имени киевского князя собирают дань, управляют и совершают правосудие его наместники-сыновья и старшие дружинники. Все это приводит к концентрации государства и укреплению его рубежей. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сулла, Стунга был сооружен ряд крепостей, была создана большая, сложная и разветвленная система валов.

При Владимире в целом завершился процесс установления государственной территории, определились ее границы, которые в целом совпадали с этническими границами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе - Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере - Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге - Дона, Росси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца IX- первой трети XII века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Киевской Руси сосредоточилась и в Киеве и вокруг него, поэтому его высоко ценили и возносили над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

Внешняя политика Владимира в тот период не была агрессивной. Как замечает летописец: «Он жил в мире с соседними князьями - Болеславом Польским, Стефаном Венгрским, Олдржиком Богемским - и между ними были согласие и дружба». Исключая один поход против галицких хорватов, очевидно для подавления мятежа, он сконцентрировал свое внимание на защите южных русских рубежей от набегов печенегов, которые, по меньшей мере, трижды, совершали набеги на Русь (в 992, 995 и 997 годах), но каждый раз были отбиты, хотя и с большими трудностями.

Владимира можно смело назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы, он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства.

Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Он решил ввести на Руси христианство как государственную религию. «Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение, искусство» - писал М.Грушевский.

Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуре. Сначала в Киеве, а затем везде по Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианства ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможным равноправие и плотные взаимоотношения между Русью и Византией, Германией и прочими государствами. При этом во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, и все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - десятину, что вскоре привело к тому, что церковь, во главе с митрополитом и епископами стали крупнейшими земельными собственниками, оказав тем самым огромное влияние на ход исторического развития государства. В руках церкви был даже суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. После проведения религиозной реформы, крещения всей своей семьи и дальнейшего становления религии в стране князя Владимира стали называть «Святым».

Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

И все же, рассмотрев деятельность князя Владимира, необходимо сказать и о том, что развитое Древнерусское государство в конце его жизни оказалось не таким уж объединенным, а его власть - совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с женой, дочерью польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Святославом и Мстиславом разгорелась кровавая война за передел киевской власти, из которой победителем вышел Ярослав, став князем в Киеве. В 1014 году он прекратил все выплаты отцу, несомненно, под давлением новгородцев, которые были недовольны своим зависимым положением в государстве. В ответ на это Владимир начал готовиться к военной кампании против Новгорода. Но в ходе этих приготовлений он заболел, и вскоре был спасен смертью от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном (1015 г.).

Итак, можно сказать, что Владимир в годы своей власти стал верховным властителем в государстве, объединив отдельные княжества в единое, но и поистине первым реформатором Руси. Именно он провел судебную реформу (при нем вводится новый вид наказания - смертная казнь), реформу образования (создаются школы), политическую реформу («государь - божий слуга»), принимается христианство, укрепляются экономические и социальные связи в государстве. Киевская Русь становится развитым государством и зарождаются основы государственности.








































2.2. КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019-1054)



После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток братской любви между ними можно объяснить тем, что они были только сводными братьями, ведь до своего крещения Владимир имел много жен, и в отношениях между разными семьями существовало большое напряжение. Летописец упоминает всего 12 сыновей Владимира, не указывая их старшинства. Но Ярослав, видимо, не был старшим сыном, так как свою власть Владимир хотел передать Борису-самому младшему своему сыну. Ярослав считается сыном Владимира и Рогнеты, Полоцкой княжны.

Вначале, еще при жизни отца, Ярослав получил в княжение Ростов, и только после смерти одного из старших братьев - Новгород. После смерти Владимира власть перешла его сыну Святополку, что послужило началом междоусобицы.

Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно убиты его братья-Борис Ростовский и Глеб Муромский. Против Святополка выступил лишь его брат Ярослав, который опираясь на помощь новгородцев и варягов, сумел изгнать Святополка Окаянного из Киева в Польшу, где тот и пропал без вести.

Таким образом, в 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским, но на этом неприятности с братьями и другими родственниками не закончились, а продолжались до 1032 года. В 1021 году случился набег племянника его - князя Брячислава Мзяславича, на Новгород, в 1024 году началась междоусобица с младшим братом-князем Мстиславом Тмутараканским, желавшем поделить русские земли поровну, что в итоге и было сделано в 1025 году - граница прошла по берегам Днепра, с востока земли Мстислава, с запада-Ярослава. К этому времени Ярослав уже научился предупреждать междоусобные разборки, отправляя в тюрьму возможных зачинщиков смуты еще до того, как они успевали что-либо предпринять; именно в 1032 году он посадил в тюрьму Псковского князя Судислава, своего последнего брата. С этого времени Ярослав становится единовластным правителем Киевской Руси и провозглашает себя «самодержцем».

При Ярославе Русь достигла наивысшего могущества. Ему, также как и отцу, удалось обезопасить государство от набегов печенегов. В 1030 году после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. Киев становится одним из крупнейших городов Европы. В нем, по дошедшим свидетельствам, было около четырехсот церквей и восемь рынков. Был возведен Софийский собор-храм, посвященный мудрости, разуму. Также при Ярославе при въезде в Киев были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Киевской Руси.

Ярослав покровительствовал торговле, ревностно охранял торговые пути от кочевников.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, дочери его были замужем за французскими, венгерскими и норвежскими королями, а внучка вышла замуж за германского императора.

В годы его правления продолжалось распространение христианства на Руси. Именно Ярославу приписывают основание знаменитого по сей день храма Святой Софии в Киеве, именно по его настоянию в Киеве был назначен первый митрополит, именно Ярослав приказал переводить церковные книги с греческого на русский язык.

Продолжая дело своего отца, князь организовал на Руси школы для обучения грамоте (например, в Новгороде он основал училище, рассчитанное на 300 учеников). Сам он был хорошо образованным человеком, любил книги и чтение, и собрал первую на Руси библиотеку, которая потом была передана храму Св.Софии в Киеве.

Именно во время его княжения, глава государства стал называться царем, о чем свидетельствует надпись XI века на стене Софийского собора.

В годы правления Ярослава начинается расцвет книжности на Руси. « В общественной жизни с именем Ярослава связана память об устройстве администрации и суда, законов и права. Сохранился, например, интересный Устав его имени о том, что именно имеют право требовать себе от населения княжеские чиновники, выезжая куда-нибудь в волость. Устав этот, очевидно, должен был обезопасить население от лишних поборов чиновников» - писал в своем труде М.Грушевский.

Но самым знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда». Конечно, этот объемный свод законов был составлен не одним человеком и не за один год, но именно во времена княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или незаконности поступков и наказаний. Именно «Русская Правда» впервые в русской истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» и приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты много позже, уже после его смерти, ему же принадлежат только первые 17 статей («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины, новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Перед самой смертью Ярослав решил оставить власть на определенных условиях всем своим сыновьям вместе, как семейной группе. Текст его завещания записан в «Повести временных лет». Оно настолько важно для понимания последующих политических событий, что невозможно не привести его полностью: «Дети мои, вот я отхожу от этого мира. Любите друг друга, потому что вы - братья, дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов и будете жить мирно. Если же будете жить в зависти, в распрях и ссорах, то погубите землю предков своих, которую они достали великим трудом. Но лучше живите в мире, слушаясь брата своего. Киев я поручаю моему младшему сыну, брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как меня слушались, он будет вам вместо меня. Святославу я даю Чернигов, Всеволоду -Переславль, Вячеславу-Смоленск, Игорю-Владимир (Волынский)». Нужно при этом заметить, что хотя Ярослав раздал города свои сыновьям, но формального разделения государства не было, так как только великокняжеский престол в Киеве наделялся полной политической властью, на основе этого завещания была установлена иерархия политического старшинства русских городов для соотнесения с генеалогическим старшинством царей. Летописец писал о Ярославе: «он был хромоног, но ум у него добрый, и на рати он храбр», за что и прозвал народ его Мудрым.

С именем Ярослава связывается эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она стала быстро клониться к упадку.














2.3. КНЯЗЬ ВЛАДИМИР II (МОНОМАХ) (1113-1125 г.г.)


Родился в 1052 году, отец-Всеволод I Ярославич, великий князь Киевский; мать-жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского императора Константа Мономаха.

Его отец, великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах не желая возобновления междоусобных войн, которые сотрясали Русь после смерти Ярослава Мудрого, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним, и без него, участвовал в походах против половцев в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 годах, во время которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила тогда затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха, а половцы и е стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал с половцами мир, вообще стремился закончить дело миром, но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев в 1095 году, и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и другие).

В отношениях же с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова (именно его отец завещал в управление Владимиру) во главе половецкого войска, Владимир на пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Был он одним из инициаторов и участником съездов князей в 1097 году в Любече и в 1110 году в Уветичах или Витиче. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило Владимира в самый центр междоусобных войн.

После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим князем должен быть Владимир Мономах, к нему послали гонцов. Как записано в Ипатьевской летописи: «Получив это известие, Владимир заплакал и отказался, горюя о своем брате Святополке». Каковы бы ни были мотивы его, но Владимир вновь отказался от престола. После этого в государстве начались мятежи, которые длились четыре дня. Когда же беспорядки стали все более опасными, то церковные чины и представители высших классов заволновавшись, вновь и вновь отправляли Владимиру панические послания, умоляя спасти порядок в государстве: «Приди о, Князь, в Киев! Если не придешь, то знай, что много случится зла. Они пограбят не только двор Путяны, соцких или евреев, но нападут и на твою невестку (вдову Святополка), бояр и монастыри, то ты будешь в ответе». На сей раз он не уклонился от ответственности и пошел в Киев, где, по словам летописца, «его встретили с большой честью митрополит Никифор, епископы и все его жители. Так он принял стол отца своего и своих дедов, и все люди радовались, и мятеж утих».

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав, так называемый «Устав Владимира Мономаха», ставший еще одной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Владимир Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.

При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора, женой у него была английская принцесса.

С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей-шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. Произошло это в 1116 году, когда Мономах воевал против греков, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь его Мария была замужем за сыном Диогена - Леоном). Борьба шла за дунайские города. Диоген погиб, а новый император Византии Алексей Комнин был вынужден послать к Мономаху своего представителя митрополита эфеского Неофита, который и привез в подарок князю царский венец, названную шапкой Мономаха, и возложил ее на голову Владимира, провозгласив его тем самым царем. Именно этим венцом впоследствии и венчались на царство русские цари, и сегодня она хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Если говорить о внешних делах, то во времена правления Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 г.). На северо-востоке государства русские не менее успешно воевали против болгар и мордвы. В годы его царствования продолжилась и война с половцами, но Владимир, объединившись с другими князьями, обратил их в бегство. В 1116 году Владимир послал своего сына в поход на Дон, в результате которого приступом были взяты три города, принадлежавших половцам. Эти победы вдохновили покоренных половцами печенегов и торков восстать. Битва между тремя племенами была жестокой. В результате печенеги и торки были побеждены и пришли на Русь в поиске защиты. Владимир Мономах поселили их на границе. Время от времени в поисках убежища приходили на Русь представители и других степных племен, но поскольку они вели себя беспокойно, то в 1120 году Мономах выгнал из российских пределов берендеев, а печенеги и торки бежали сами.

Помимо всего прочего Владимир Мономах-первый правитель Руси, сочинения которого дошли до нас. В них предстает поистине покоряющий духовный облик достигшего своего высшего уровня человека конца XI- начала XII столетия. Мономах придавал огромное значение просвещению и учебе, сам был образованным и начитанным человеком, поэтому даже писал в «Поучении»: «Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь как отец мой, хоть и оставался дома в своей стране, но выучил пять языков».

С.С.Соловьев писал о Владимире Мономахе так: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные порядки».

Мономах во время своего царствования поддерживал низшие классы, что было, несомненно, не только результатом его просвещенного государственного ума, но и свидетельством его глубоко христианской души. Гражданское законодательство являлось для него продолжением христианского милосердия. В своем знаменитом «Поучении» он наставляет сыновей: «Подавайте сироте, защищайте вдовицу, не давайте сильным губить человека». Даже собственную политику он описывал в том же духе: «Я не давал в обиду сильным и бедного смерда и убогую вдовицу».

Его «Поучение» (наставление сыновьям о жизни после его смерти) является не только ценнейшим произведением древнерусской литературы, но и общественным документом большой значимости. Оно раскрывает древнерусского князя с наилучшей стороны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Владимир Мономах вошел в историю нашей страны как крупный политический деятель, полководец и писатель.






2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, в начале X века отдельные славянские государства, такие как Новгородское, Киевское и другие - объединились под властью князя Олега. Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал Киев, который в летописях называют «матерью городов русских».

При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называемое греческое православие в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался рассвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого церковь считает святым, сохранилась в русских народных былинах и песнях.

Рост значения Киевской Руси отразился прежде всего в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы, и в особенности, с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.

Хозяйство Киевской Руси было натуральным, то есть таким, в котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном только свои нужды. Однако в городах в XI веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, такие как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создавали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до сих пор. Процветало кузнечное ремесло, оружейники выделывали прекрасные мечи. В городах образовалась особая группа населения-купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары. Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой, был построен знаменитый Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его « соперником Константинополя».

Принятие христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку («кириллица») и перевели греческие книги на славянский язык. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К тому времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси того времени были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, в монастырях же развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.

При сыне Владимира - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов «Русская Правда». При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественными киевскими князьями. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери-стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - также сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.

Вскоре после смерти князя Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Начиная с конца XI века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси в XII веке, начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России, там усиливается Владимиро-суздальское княжество и туда же постепенно и перемещается центр тяжести русского государства, в XIII веке возвышается Москва, князья которой выступают в XIV веке в роли «собирателей» русских земель.

Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод, что правление трех вышеозначенных правителей неоценимо для всей истории развития русского государства, и князь Владимир I, и князь Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах-каждый по-своему добивались расцвета своего государства и не жалели на это сил.



































3. ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД ЭТИМИ ДАТАМИ: 1240, 1242, 1249, 1250-1251, 1253, 1255, 1263 г.г.? КАКИЕ ИЗ НИХ СВЯЗАНЫ С АЛЕКСАНДРОМ НЕВСКИМ?


В XII веке Русь стала напоминать европейское государство, и тому способствовало монголо-татарское нашествие. Первые пятьдесят лет власти Золотой Орды привели к тому, что на Руси начался спад экономической, политической и духовной жизни населения, в связи с тем, что все силы уходили на то, чтобы вовремя и в полном объеме уплатить дань, которую наложили на Русь ордынцы. При завоевателях русские князья превратились в зависимых людей: им давали ярлыки на княженье, их могли избить, разорить и даже убить. Возможно, именно с этого времени складывается традиция заведомо униженного положения элиты от высшей власти. При этом внешняя угроза всегда сплачивает общество, города Руси были вынуждены поддерживать своих князей и поступаться своими свободами. Однако, большое сомнение вызывает деятельность Александра Невского - князя Новгородского того времени. Он противостоял немцам и шведам, и при этом заключил договор и с Золотой Ордой. Влияние же шведов и немцев в Новгороде способствовало развитию городских свобод, совершенствованию местного права, а Невский лично участвовал в подавлении антимонгольских восстаний.

В июле 1240 года тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Их флот вошел в устье Невы, прошла до впадения в нее реки Ижоры и высадилась. Александр Невский, которому на тот момент было 20 лет, стремительно бросился к месту высадки, его войско состояло в основном из конных воинов. Воспользовавшись туманом, Александр скрытно подошел к неприятелю и застав их врасплох, не дали возможности шведам оказать должного сопротивления.15 июля 1240 года началось сражение, которое длилось до самого вечера, к ночи противники разошлись. Шведы потерпели поражение, и к утру отступили на уцелевшие корабли, и отбыли на Родину. Известно, что русские воины не препятствовали их побегу. Александра Ярославича русский народ за победу на реке Неве прозвал - Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

Летом 1240 года Ливонский Орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили города Изборск и Псков. Князь Александр Невский вместе со своей дружиной внезапным ударом освободил захваченные города Псков, Изборск и другие, тем самым показав себя выдающимся полководцем.

5 апреля1242 года на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Согласно, летописи: « Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперед и первыми приняли натиск перед дружиной князя». Силы в этом сражении между сторонами были одинаковыми и по количеству воинов, и по наличию орудий, но Датские рыцари, Тевтонский орден и дерптское ополчение потерпели крах, из-за того, что большинство рыцарей имели тяжелые доспехи, и лед, не выдержав их тяжести, треснул. Значение этой победы в том, что была ослаблена мощь Ливонского ордена. Окликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике.

Дальнейшие события связаны с господством Золотой Орды на Руси, и попыткам освобождения Руси от своих захватчиков.

В описываемый период Русь уже была сильно разорена монголо-татарскими набегами и была вынуждена признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила при этом свою государственность.

В 1249 году князь Александр Невский и его брат возвратились от великого хана из Золотой Орды. Александр Ярославич своим умом и внешним видом произвел на татар сильное впечатление, ему поручили княжить во всей Южной Руси, а брат его - Андрей Ярославич - сел на трон во Владимире. Таким образом, с 1249 года Александр Невский становится Великим князем Киевским.

В 1250-1251 г.г. и в 1253 г. по решению курултаев была определена монгольская политика. Было решено направить одного из братьев великого хана-Хубилая - на завоевание империи Сунн, другого - Хулагу - на завоевание иранских территорий и прилегающих областей вплоть до Средиземного моря.

В целом, в период с 1243-1252 годов не происходит каких-либо военных вмешательств монголов в дела Руси. Происходит лишь два политических вмешательства. Ярослав признается Бату-ханом и утверждается центральным правительством в 1243 г., а Александр Невский и Андрей Ярославич - в 1248году. В 1252 г. Александр Невский получает от хана Батыя ярлык на княжение.

В 1253 г. брат Александра Ярослав был приглашен на княжение в Псков, при этом ему помогали в этом новгородцы. Становление к власти явилось результатом изгнания с престола сына Александра Невского - Василия. Позже Невский вновь посадит на трон своего сына, жестоко наказав дружинников, не сумевших защитить права его сына.

В 1255г. Монголы проводят первую перепись населения на Руси с целью установления нормы налогообложения. Перепись сопровождается стихийными разрозненными волнениями местного населения, требующего «не давать татарам числа». Перепись эта касается Новгорода и некоторых других земель. С этого времени начинается регулярный сбор дани, который осуществляют присланные центральным монгольским правительством баскаки.

Перепись населения в 50-60 г.г. XIII века отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами жители Ростова, Владимира, Суздаля, Переяславля, Ярославля, Устюга. Карательный поход удалось предотвратить отправившемуся в Золотую Орду великому князю владимирскому Александру Невскому. Это привело к тому, что сбор дани для Орды с конца XIII века был передан в руки русских князей.

Сам Александр Невский, возвращаясь из Орды, заболел и скончался в 1263г. «Соблюдение Русской земли, - говорит знаменитый историк Сергей Соловьев, - от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю - на западе, доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Александр был любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Побеждая везде, он никем не был побежден. Рыцарь, пришедший с запада смотреть на Невского, рассказал, что прошел много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв был дан ему и самим татарским князем.

Так, Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Невский за всю свою жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев, и подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь.










4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Изд.2-е, доп., 2010 г.-592 с.

  2. Войны в истории России: Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.-Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001 г.-40с.

  3. Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004г.

  4. Древнерусское государство и его международное значение. Под ред.Черепнина Л.В.,М.1992г.

  5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX в. М., 1991г.

  6. История России. С древнейших времен до конца XVIII века. Под редакцией Рыбакова Б.А., М.,1997г.

  7. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России ( XV-XVI в.в.)-М.1995 г.

  8. Орлов А.С.., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.-М. «ПРОСПЕКТ», 1997.-554с.

  9. Пятнов А.П. КИЕВ И КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ В 1167-1169 г.г.//Древняя Русь.Вопросы медиевистики.2003. №1(11).С.14-23.

  10. Платонов С.Ф. Учебник русской истории.-С.-Пб.: Наука,2004г.

  11. «Повесть временных лет» в переводе Д.С.Лихачева.

  12. Пособие по истории Отечества. Для поступающих в ВУЗы.-М.1998 г.

  13. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М.,1982 г.

  14. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в., М.1993г.

  15. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IX- первая половина Xв.).М.,1989г.

  16. Электронная библиотека «Библиотекарь.Ру.».Две великие битвы Александра Невского.

  17. Infolio-Электронная библиотека. История России X-XVII в.в.























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ