История России с древнейших времён до конца 16 в. 6 класс
История России с древнейших времён до конца 16 в.
(42ч.)
Пояснительная записка
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России с древнейших времён до конца 16века. 6кл. М.: Просвещение, 2011г.
Поурочные разработки по истории России 6 класс. Авторы: Б. И. Серов, Л. Г. Гаркуша, М. В. Лескинен , М.: ВАКО, 2003г. :
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Рабочая тетрадь История России 6кл.М.: Просвещение,2012г.
Цели курса:
- познакомить учащихся с политической историей своей страны, её народом, с проблемами развития русской культуры и быта народа;
- познакомить с деятельностью великих исторических личностей –
кн. Владимира, Яр. Мудрого, А. Невского, Д. Донского,
С. Радонежского, Ив. III, Ив. IV, атамана Ермака и др.
- выяснить какой вклад наш народ внёс в развитие мировой культуры.
- на основе героических страниц нашей истории воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Учащиеся 6 кл. должны знать и уметь:
( к концу обучения курса)
- определять хронологические рамки существования
Древнерусского государства;
- знать даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становление Русского государства;
- называть место, обстоятельство, участников событий; князей, политических, общественных и военных деятелей;
- называть и показывать на исторической карте территории
расселения восточнославянских племён; основные древнерусские города; русские земли периода политической раздробленности;
- описывать занятия, образ жизни населения древне и
средневековой Руси;
- составлять описание памятников древнерусской культуры;
- соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа
против захватчиков, закрепощение крестьян;
- называть существенные черты экономических, социальных отношений в древней и средневековой Руси; развитие русских земель под властью Орды;
-объяснять значение понятий; Древнерусское государство;
монгола – татарское иго; политическое объединение русских земель; Централизованное государство; с/пред. монархия; самодержавие; самодержавие, закрепощение крестьян, опричнина;
- излагать суждения о причинах и последствиях политической раздробленности русских земель; зависимости Руси от Орды; объединение русских земель вокруг Москвы, социальных движений;
- приводить оценки значения Куликовской битвы,
деятельности Ивана IV.
Организация образовательного процесса
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
-урок – беседа
-лабораторно-практическое занятие
-урок – экскурсия
-урок – игра
-выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Тематическое планирование
Введение-1ч.История России - часть Всемирной истории.
Раздел I. Русь Древняя – 9ч.
Тема I. Восточные славяне-2ч.
Тема II. Русь в 9 – первой половине 12 века -6ч.
Повт – обобщающий урок “Русь Древняя”-1ч.
Раздел II. Политическая раздробленность на Руси -10ч.
Тема 1.Политическая нестабильность на Руси в 12-13в.-3ч.
Тема 2. Нашествие завоевателей с Востока и Запада на Русь-5ч.
Повт – обобщающий урок “Политическая раздробленность на Руси-1ч.
Раздел III. Русь Московская-19ч.
Тема 1. Образование единого русского государства -10ч.
Тема 2. Московское государство в 16 веке -7ч.
Повт – обобщающий урок “ Московское государство в 16 веке-1ч.
Итоговое повторение “Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы -2ч.
Контрольно-обобщающий урок по всему курсу истории России 6кл.-1ч.
Раздел Тема
Урок
Содержание
Термины
Персоналии,
Даты
Материал учебника
Часы
Сроки
Введение.
История России -- часть Всемирной истории.
1
16-21.12
Раздел I. Русь Древняя – 9ч.
Тема 1. Восточные славяне.
2
Урок №1
Восточные славяне.
присваив. и производ. хозяйства, союз племён, вервь, вече, дань
народное ополчение, язычество.
§1.
16-21.12
Урок №2
Соседи восточных славян.
§2.
Тема II. Русь в 9 – первой половине 12 века
6
Урок №1
Формирование Древнерусского государства.
государство, полюдье, погосты, уроки, дружина, бояре, православие, закуп , митрополит, монастыри, вотчина, холоп, смерд, , рядовичи, усобица, былина,
Русская Правда, патриотизм, летопись,
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый.
882 – 912гг.
912 – 945гг.
945 – 957гг.
957 – 972гг.
980 – 1015гг.
988г.
1019 -1054гг.
§3.
23-27.12
Урок №2
Первые киевские князья.
§4.
23-27.12
Урок №3
Принятие христианства.
§5.
9-11.01
Урок №4
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
§6.
13-18.01
Урок №5
Культура Древней Руси
§7.
13-18.01
Урок №6
Быт и нравы Древней Руси.
§8.
20-25.01
Повт – обобщающий урок “Русь Древняя”.
1
20-25.01
Раздел Тема
Урок
Содержание
Термины
Персоналии,
Даты
Материал учебника
Часы
Сроки
Раздел II. Политическая раздробленность на Руси -10ч.
Тема 1.Политическая нестабильность на Руси в 12-13в.
3
Урок №1
Начало раздробления Древнерусского государства.
эксплуатация, экономика, республика, мятеж, стан, ополченцы,
1113 - 1125 - правление Владимира Мономаха в Киеве,
1125 - 1157 - правление кн.
Ю. Долгорукого
в Суздале,
1147 - первое упоминание о Москве,
1223 - битва на Калке,
1237 – 1242 - монголо -татарское нашествие на Русь, иго,
1240 – Невская битва,
1242 – Ледовое побоище.
§9.
27-1.02
Урок №2, 3
Главные политические центры Руси.
§10, 11.
27-1.02
3-8.02
Тема 2. Нашествие завоевателей с Востока и Запада на Русь
6
Урок №4-5
Нашествие монголо – татар.
баскаки, владычество, выход, иго, резиденция, ярлык, архитектурный ансамбль, канон, уникальный.
§12.
3-8.02
10-15.02
Урок №6
Борьба Руси с западными завоевателями.
§13.
10-15.02
Урок №7
Русь и Золотая Орда.
§14.
17-22.02
Урок №8
Русь и Литва.
§15.
17-22.02
Урок №9
Культура русских земель в 12 – 13 веках.
§16.
24-1.03
Повт – обобщающий урок “Политическая раздробленность на Руси”.
1
24-1.03
Раздел Тема
Урок
Содержание
Термины
Персоналии,
Даты
Материал учебника
Часы
Сроки
Раздел III. Русь Московская-19ч.
Тема 1. Образование единого русского государства.
11
Урок №1
Предпосылки объединения русских земель.
вотчинное землевладение, удельное княжество, причины возвышения Москвы,
маневр, великорусская народность,
диалект, уния ,налоги, пожилое, поместье, помещик, самодержец, Боярская дума, окольничий, местничество, кормление, нестяжатели, иосифляне,
1325 – 1340 –правление Ивана Калиты в Москве,
1359 – 1389 –правление Дмитрия Донского,
1380 – Куликовская битва,
1410 – Грюнв. битва,
1462 – 1505 - правление Ивана III,
1480 –стояние на Угре,
1497 –Судебник Ивана III,
1505 – 1533 правление кн.
Вас.III,
1514 – взятие Смоленска,
§17 до с.143
3-7.03
Урок №2
Усиление Московского княжества.
§17, с.143-146
3-7.03
Урок №3
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
§18 до с.150
10-15.03
Урок №4
Куликовская битва.
§18, с.150-154
10-15.03
Урок №5
Московское княжество и его соседи в конце 14 – сер. 15 века.
§19
17-22.03
Урок №6
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
§20
17-22.03
Урок №7-8
Московское государство в конце 15 – нач.16 века.
§21
1-5.04
Урок №9
Церковь и государство в конце 15 – нач. 16 века.
§22
7-12.04
Урок №10
Культура и быт в 14 – 15 веках.
летописание, фрески, иконы,
Ф. Грек, А. Рублёв.
§26, 28
7-12.04
Повт – обобщающий урок “Образование единого русского государства.”
1
14-19.04
Раздел Тема
Урок
Содержание
Термины
Персоналии,
Даты
Материал учебника
Часы
Сроки
Тема 2. Московское государство в 16 веке.
8
Урок №1,2
Иван IV. Реформы Избранной рады.
Избранная рада, опричнина,
Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, заповедные лета, церковный Собор.
1533 – 1584 – правление Иван IV,
1547 –провозглашение
Иван IV царём,
1549 - Земский собор,
1558 -1583 –Ливонская война,
1505 – 1572 – опричнина,
11581 – указ о заповедных летах,
§23.
14-19.04
21-26.04
Урок №3
Внешняя политика Иван IV.
§24.
21-26.04
Урок №4
Опричнина.
§25.
5-10.05
Урок №5
Просвещение, унт, литература в 14 – 16 веках.
§26.
5-10.05
Урок №6
Архитектура , живопись в 14 -16 веках.
Основание Архангельска по указу Иван IV. (7 – 10 мин.)
§27.
12-17.05
Урок №7
Быт в 16 веке.
§28.
12-17.05
Повт – обобщающий урок “ Московское государство в 16 веке.”
1
19-24.05
Итоговое повторение “Общее и особенности в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы”.
Контрольно-обобщающий урок по всему курсу истории России 6кл.
2
1
19-24.05
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ