Петровская эпоха в русской истории (8 класс)
Модель
открытого урока по истории
в 8-м классе.
«Петровская эпоха в русской истории».
Учитель – Оськина Алёна Анатольевна.
2005 год.
Тема урока: Петровская эпоха в русской истории.
Цель урока: Обобщить знания, полученные при изучении темы «Образование Российской империи»; выявить изменения, произошедшие во внешней и внутренней политике России, её государственном устройстве, торговле и культуре. Повторить основные понятия и термины, показать умение работы с картой.
Оборудование:
Карта «Россия с конца 17 века по 60-е годы 18 века».
Портрет Петра 1 с высказыванием А. С. Пушкина:
«Самодержавною рукою
Он смело сеял просвещенье.
Не презирал страны родной;
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей рукой
На троне вечный был работник».
На плакате указаны годы жизни Петра 1.
3. Плакат «Основные события петровской эпохи».
1697 – 1698 годы – «Великое посольство».
1700 год – начало северной войны.
1702 год – создание регулярной армии.
1703 год – начало строительства Санкт-Петербурга.
1709 год – Полтавская битва.
1711 год – создан Сенат.
1719 год – первая перепись населения.
1721 год – Ништадтский мир.
1722 год – опубликована «Табель о рангах».
1725 год – открыта Академия наук.
4. Таблички «политологи», «экономисты», «культурологи».
Ход урока.
Класс поделён на три творческие группы: политологи, экономисты, культурологи, которые помогают учителю освещать основные события петровской эпохи.
Учитель: «3- мая 1672 года Москва пробудилась до восхода солнца. Царь Алексей послал по городу радостную весть о рождении сына. Ребёнок родился крепкий, здоровый, чрезвычайно большой и сильный. Младенца крестили 29 июня в Чудовом монастыре и нарекли Петром, первым Петром в династии Романовых. Родители любили и нежили сына, но царь Алексей вскорости умер, трон перешёл к царевичу Фёдору, который был свергнут и убит через несколько месяцев.
Ученик: После смерти своего старшего брата Фёдора в 1682 году был провозглашен десятилетний Пётр Алексеевич. Одарённый и любознательный мальчик увлекался военными играми, проявлял большой интерес к наукам и ремёслам. Фактически делами в стране заправляла старшая сестра Петра царевна Софья – умная и властолюбивая женщина, мечтавшая о престоле.
Пётр с упоением предавался военным занятиям, подбирал в свои «потешные» полки сотни сверстников, как из дворян, так и из простых людей. Эти «потешные» полки, сформированные в подмосковных сёлах Преображенском и Семёновском, со временем превратились в грозную силу и верную опору царя.
Политолог: В 70-е-80-е годы 17 века Россия не имела выходов ни к Чёрному, ни к Балтийскому морям. Это существенно влияло на то, что Россия отставала по экономическим показателям от всех европейских стран.
Выход в Балтику контролировала Швеция, в Чёрное море – Турция. Для того, чтобы вступить в противоборство с этими странами России нужен быт флот и хорошо вооружённая регулярная армия.
Чтобы найти союзников, заграницу было отправлено так называемое «великое посольство», в котором под именем урядника Петра Михайлова находился Пётр 1 . Посольство проехало пол-Европы, но особый интерес царя проявился к судостроению, которым славилась Голландия и Англия. Он посещал заводы, верфи, научные учреждения.
Тем временем в отсутствие царя вспыхнуло восстание стрельцов (при поддержке царевны Софьи). Пётр спешно вернулся в Москву и лично участвовал в пытках и казнях стрельцов.
Политолог: В 1699 году Пётр 1 решает вступить в борьбу со Швецией за выход в Балтийское море, имея в союзниках Польшу и Данию
Ученик: Швеция к началу 18 века была в зените своего военного могущества. Балтийское море не без оснований называли «шведским озером». Самые сильные государства не могли поделить между собою испанскую корону и не имели возможности вмешаться в дела на севере Европы. Это было на руку России и тогда-то и решено было начать Северную войну, которая продлилась 21 год. На прошедшие к Нарве русские войска имели плохое вооружение и испытывали недостаток продовольствия.
Карл 12 с 18-тысячным войском стремительно атаковал русские полки, позиции были прорваны, а сражение проиграно. Только Преображенский и Семёновский полки выдержали натиск и не отступили ни на шаг. Престиж России сильно пострадал, а Карл 12 совершил роковую ошибку: он не стал преследовать отступающую русскую армию, а обратил своё оружие против Августа Второго – союзника России.
Ученик: Пока Карл 12-й воевал в Европе Пётр все усилия направил на создание регулярной армии. Под ружьё были поставлены тысячи людей. Несмотря на протесты духовенства, часть церковных колоколов была переплавлена на пушки, ружья и ядра. Спешно строились мануфактуры, способные обеспечить армию вооружением, боеприпасами и одеждой. Большое значение уделялось обучению войск. Военная мощь России неизмеримо возросла.
Политолог: В это же самое время оба союзника России были нейтрализованы: датский король Фредерик 4-й капитулировал, а король польский и саксонский правитель Август 2-й был разгромлен. России осталась один на один с могущественным и грозным противником.
Ученик: Карл 12-й вынудил Августа 2-го подписать мировое соглашение со Швецией. В 1706 году Карл выступил со своей армией по направлению к русской границе, но уже на территории Белоруссии шведские захватчики встретили упорное сопротивление крестьян и горожан. Из Прибалтики на соединение с Карлом двигался 16-ти тысячный корпус Левенгаупта с боеприпасами и продовольствием. У деревни Лесная Пётр Первый перехватил этот обоз, который достался русской армии.
Весной 1709-го года шведская армия подступила к Полтаве. В распоряжении Карла 12 находилось 30-тысячное войско, русская армия располагала 42-мя тысячами. Именно под Полтавой решено было дать генеральное сражение.
Учитель: Двухдневное Полтавское сражение принесло победу русской армии. Какие последствия имела эта победа?
Ученик: Под Полтавой русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм. Применение полевых земляных укреплений и быстро перемещающихся конных отрядов было новым словом в военной науке той эпохи. Гром этого великого события отозвался во многих странах. Международный авторитет России резко вырос. Прибалтика была освобождена, но Северная война приобрела затяжной характер, и русской дипломатии приходилось вести осторожную политику.
Политолог: Для достижения окончательной победы в Северной войне необходимо было добиться превосходства над Швецией и на море. Недаром Пётр Первый говорил, что государство, имеющее только сухопутную армию «одну руку имеет».
В 1714 году произошло первое крупное сражение у мыса Гангут, которое открыло русскому флоту просторы Балтики. Под угрозой оказались берега самой Швеции. Эта блестящая победа была заслугой не только Петра Первого, но и выдающегося русского флотоводца, генерал-адмирала русского флота Фёдора Матвеевича Апраксина.
Учитель: И всё-таки победа у мыса Гангут ещё не являлась последним штрихом в Северной войне.
Ученик: В 1720 году у острова Гренгам отряд кораблей под командованием генерала Голицына нанёс тяжёлое поражение шведскому флоту.
30 августа 1721 года в финском городе Ништадте был подписан мирный договор, который предусматривал свободное передвижение русских кораблей по Балтийскому морю, включал статьи о развитии русско-шведской торговле и присоединение Прибалтийских территорий к России.
Пётр Первый был провозглашён императором,
Россия стала империей.
Учитель: Северная война, длившаяся двадцать один год, завершилась. Одна из главных внешнеполитических задач России была решена. Но большие сдвиги происходили в экономике.
Экономист: Самым примечательным явлением в экономике стал значительный рост крупной промышленности. За первую четверть 18 века было построено 200 новых мануфактур. Центрами развития долинных мануфактур стал Урал. Россия начала продавать железо заграницу. В Сибири был открыт первый сереброплавильный завод. Наибольшее число текстильных мануфактур возникло в Москве. Мануфактуры выпускали всё более разнообразные товары: изделия из стекла и фарфора, краски, шёлковые ленты, чулки, карты.
Заметно шагнула вперёд торговля, особенно внешняя. К Петербургу из разных концов страны купцы свозили различные товары: лён, хлопок, кожи, меха, а потом переправляли их в другие страны.
Учитель: Пётр Первый стремился добиться превышения экспорта над импортом. Как называется такая политика? (Меркантилизм).
Для обеспечения поступления товаров в крупные города необходимы были качественные пути сообщения.
Ученик: Водные пути были самыми удобными и дешёвыми. Чтобы сделать доступным вывоз товаров из глубинных районов России, был создан Великий Волжский путь, связавший Балтийское море с Каспийским и Чёрным. На строительство каналов со всей России собирали десятки тысяч работников.
Учитель: Одной из важнейших страниц в государственных реформах петровской эпохи является
«Табель о рангах», которая определяла систему чинов и порядок продвижения по службе.
Ученик: Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Таким образом принцип родовитости и знатности происхождения был заменён принципом личной выслуги. Даже выходец из простого народа получил возможность дослужиться до чиновника высшего ранга.
Политолог: При Петре Первом царская власть стала неограниченной, в России оформился абсолютизм.
Учитель: Большие перемены произошли в области культуры, науки и просвещения. С особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: архитекторов, кораблестроителей, инженеров, картографов.
Культуролог: Пётр сам подавал пример овладения знаниями. Для учёбы, россиян стали посылать заграницу, по возвращению их ждал суровый экзамен, который принимал сам царь. Приглашались в Россию и иноземные специалисты и учёные. Особое внимание Пётр Первый уделял навигацким школам: гардемарины, должны были стать будущим русского флота.
Быстрыми темпами стало развиваться книгоиздательское дело: расширился выпуск книг, учебников словарей (в том числе и переводных). В 1702 году стала выходить первая русская газета «Ведомости», в 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук.
Культуролог: Новое 18-е столетие Россия встретила необычно. Пётр Первый ввёл новое летоисчисление, в 1700 году Новый год стал отмечаться не 1 сентября, а 1 января. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками.
Пётр Первый рьяно взялся за введение в России европейских обычаев. Он собственноручно стриг бороды у бояр и обрезал длинные кафтаны. Царь заботился о том, чтобы дворяне усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, изъясняться на иностранных языках. Большим успехом пользовалась книга «Юности честное зерцало», где речь шла о правилах поведения в обществе.
Учитель: Мы с вами познакомились с основными событиями, произошедшими во время царствования Петра Первого. А теперь, дайте определения терминам, встретившимся нам в процессе изучения темы.
Термины: мануфактура, абсолютная монархия, Синод, тайная канцелярия, импорт, экспорт, коалиция.
Ученик: Новый, 1725 год, Пётр встретил полубольным: состояние здоровья ухудшалось с каждым днём, он стал сумрачным, замкнутым. «Каменная болезнь» разрушала его организм и 16 января царь слёг. Стонам Петра Великого отвечали вопли народа, днём и ночью, не отходившие от дворца. 27 января царь подписал манифест, освободивший всех заключённых, кроме убийц, исповедался и причастился.
28 января 1725 года в начале четвёртого пополуночи император скончался.
Вывод:
Учитель: Закончился земной путь царя–реформатора, но остались результаты его реформ:
Великая страна признана великой державой. Россия создала регулярную армию и морской флот.
развернулась внешняя и внутренняя торговля.
Усовершенствован государственный аппарат, что привело к усилению центральной власти.
В России оформился абсолютизм, и усилилось крепостное право.
Проведена реформа православной церкви.
Движущей силой реформ Петра Первого стал народ, на плечи которого легли налоги и тяжёлые повинности.
Со смертью царя-реформатора в России началась эпоха дворцовых переворотов, но это уже совсем другая история.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ