Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Владимир Святославович. Принятие христианства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №225»
Конспект урока истории
в 6 классе
по теме: «Владимир Святославович. Принятие христианства»
Провела: учитель истории и
обществознания 1 категории
Езулова Юлия Викторовна
г. Заречный, 2014 год.
Тема: Владимир Святославович. Принятие христианства.
Цель: рассмотреть деятельность князя Владимира I, его внутреннюю и внешнюю политику; раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.
Задачи:
Обучающие:
Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
Развивающие:
Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
Уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;
Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.
Воспитательные:
Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории, воспитывать уважение к людям, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы:
Репродуктивно-словесный;
Частично-поисковый;
Диалогический;
Проблемный.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», доска, исторический документ «Повесть временных лет».
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2012г.
Ход урока
№
Этапы работы
Содержание этапов
1
Организационный момент.
Цель педагога на данном этапе:
создать положительный эмоциональный настрой на урок,
активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся.
Методы организации работы учащихся:
1.Метод стимулирования занимательным содержанием. 2.Демонстрация.
Учитель настраивает на рабочий ритм работы, учащиеся готовятся к продуктивной работе.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
Загадки: О ком идет речь?
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
2
Проверка домашнего задания
Методы организации работы учащихся:
. Работа у доски.
Фронтальная беседа.
Работа с исторической картой.
Учитель: А теперь переходим к проверке домашнего задания:
- У доски: По терминам и датам – вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение, дань, колонизация, погост, урок, реформа, 907, 911, 945, 912-945, 972.
- Вопросы учащимся:
1. Что общего было в деятельности первых князей?
2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?
3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?
4. Покажите на карте направления походов Святослава.
5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?
6. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: „Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь“. Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?»
Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца. Именно о Владимире сегодня и пойдёт речь на нашем уроке.
3
Постановка целей и задач урока
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы исследования.
Учитель: Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства»
План изучения новой темы:
1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь.
5.Значение принятия христианства на Руси .
- Послушайте мнения различных историков о Владимире.
Высказывания историков о князе Владимире:
«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.
«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.
Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.
Актуализация знаний для изучения нового материала
Цель педагога – восстановление полученных знаний, побуждение интереса к получению новой информации; активизация познавательной деятельности.
Методы: фронтальная беседа, работа с исторической картой.
Учитель: - Перед князьями стояли задачи:
1) укрепление обороны государства;
2) четкой организации сбора налогов;
3) усиление княжеской власти;
4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.
- Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.
Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира.
- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.
- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи , но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева.
- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.
Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.
- После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.
- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.
В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.
Вопросы учащимся:
- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? ( принять единую религию)
- Какие религии основываются на единобожии?( христианство, ислам, иудаизм)
Изучение нового учебного материала.
Цель – выявить причины принятия и выбора христианства.
Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом,
работа с видеофрагментом учебного фильма, парная работа.
Физминутка
Учитель:
- Прочитайте материал на стр. 37– 39 и попытайтесь выделить причины принятия христианства.
- Давайте проверим:
способствовала объединению страны;
способствовала преодолению международной изоляции;
могла объяснить социальное неравенство (нет власти не от бога);
Русь имела давние связи с Византией;
особая церковная организация (не противоречит обычаям, утверждает государственную власть).
- Давайте послушаем сообщение о том, как князь Владимир выбирал религию(выступает ученик, которому было дано опережающее задание).
- зарядка для глаз
- упражнения для осанки
Учитель: Т. об. Владимир решил принять христианство.
- Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. И он обратился к Владимиру за помощью. Князь согласился, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак укрепил бы международный авторитет киевского князя, но Анна не соглашалась выходить замуж за язычника. Византийский князь предложил Владимиру принять христианство и окрестить свою страну.
- Подавив мятеж, византийский император не спешил выполнять своё обещания. Тогда Владимир захватил центр Владений Византии в Крыму - Херсонес (Корсунь), и тогда император должен был уступить.
В 988 году Владимир принял крещение, женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту
- Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева.
Давайте прочитаем документ на ст. 42 «Повесть временных лет» о крещении Руси.
- Ответьте пожалуйста на вопросы:
1. Как происходило крещение киевлян?
2. Как восприняли идею крещения наши предки?
Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.
- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.
1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?
2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.
3.Что построено при князе Владимире? (примерные вопросы)
4
Закрепление учебного материала.
Цель – раскрыть значение принятия Русью христианства
Методы: фронтальная беседа,
решение проблемной ситуации.
4. В чем же значение крещения Руси?
(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем)
Объединение восточнославянских племен
Укрепление власти князя
Создание церковной организации
Развитие просвещения и культуры
Смягчение нравов
Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.
- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?
(ответы обучающихся, вывод)
5
Подведение итогов урока Рефлексия
Цель -
проанализировать учебную деятельность класса, оценить успешность достижения цели и задач урока, наметить перспективу последующей работы.
Подведём итоги. Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке мне понравилось …
6
Задание на дом.
Цель - дать задание на закрепление изученного материала, проверить уровень усвоения учебного материала.
Выучить § 5, ответить на вопросы и задания.
Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»
Опережающее задание: подготовить сообщение о Иларионе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ