Конспект урока истории в 5 классе "В гаванях афинского порта Пирей"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Апалиха
Хвалынского района Саратовской области
Конспект урока истории
в 5 классе
«В гаванях афинского порта Пирей»
подготовил
учитель истории и обществознания
Евсеев Анатолий Иванович
2013 г.
Предмет – история Древнего мира
Номер урока - № 1 в разделе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии»
Учебник – История Древнего мира, 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С.Свенцицкая, М., Просвещение, 2013 г.
Тип урока – ознакомление с новым материалом
Цели урока:
Дидактические
Развивающие
Воспитательные
Формирование представления о Пирее – главном морском порте Афинского морского союза и противоречивом характере афинской демократии
Развитие логического мышления, навыков смыслового чтения и работы с информацией
Воспитание коллективизма через работу в группах. Формирование нравственных устоев и моральных норм
Задачи урока:
Дидактические
Развивающие
Воспитательные
Уметь обсуждать, обобщать, выделять главное в содержании текста. Объяснять новые термины.
Выявить противоречивый и ограниченный характер афинской демократии.
Выделить источники рабства и тяжёлое положение рабов.
На основе работы с текстом учебника, картой, планом г.Афины развивать логическое мышление, учить выделять главное, устанавливать связь.
Уметь осмысленно работать с текстом и другой информацией, историческими источниками.
1.Воспитывать уважение к чужому мнению при работе в группах, оказывать взаимопомощь.
2. Формировать отрицательное отношение к рабству.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личные
Научатся объяснять новые термины: верфь, пошлина, казна, вольноотпущенники, Длинная стена.
Получат возможность научиться самостоятельно значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин, источники рабства.
Познавательные: расширят имеющиеся знания и представления о греческих городах.
Коммуникативные: вступят в коллективное сотрудничество, поучаствуют в обсуждении вопросов; обменяются мнениями, слушая друг друга.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают свою собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
Ресурсы: - настенная карта «Древняя Греция»,
- рабочие тетради по истории Древнего мира, Г.И.Годер, часть 2,
- раздаточный материал – лист самооценки.
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты УУД
личностные
метапредмет-ные
предметные
Организа-
ционный момент
Организовать учащихся к работе на уроке
Приветствуют учителя
Мотивация
Показывает учащимся большую картину (рисунок нашего времени) «В портовой гавани Пирей».
- Как вы думаете, что здесь изображено?
Выдвигают версии, согласно ранее полученным знаниям о Др.Греции.
Проговаривают во внешней речи.
Определение своей позиции
Выдвижение версий-Р
3 и 4. Актуализация
и выявление затруднений
Предлагает внимательно рассмотреть настенную карту.
- Столица Др.Греции Афины находилась на побережье Средиземного моря?
- Как вы думаете, как в столицу поставлялись продукты и товары?
- Найдём на карте ближайший порт. Как он назывался?
- Как вы думаете, так что же мы с вами сегодня будем изучать на уроке и как можно назвать тему урока?
Учитель записывает тему урока на доске.
Выясняют, что Афины не находились на побережье.
Выдвигают версии: по суше, по мору.
Находят на карте ближайший порт Пирей.
Предлагают свои варианты.
Оценка своего труда.
Работа с картой по извлечению информации-П
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К
Сгруппировывают ответы, называют тему – П.
Построение проекта
Организация самостоятельно изучающего чтения п.1 «В военных гаванях».
Задание: выписать новые слова
Проверка после выполнения.
Обращается внимание на то, кто был и не был гражданами в Афинах
Учащиеся читают новый текст. Выписывают в словарик новые слова:
Пирей, Длинная стена, афинские граждане, верфь.
Объясняют значение новых слов.
Определение основной и второстепен-ной информации-П
Речевые действия как следствие регуляции собственной деятельности -К
Работа с историческими фактами
Реализация проекта
- Мы выяснили, как выглядели военные гавани. Как вы думаете, а какие ещё были гавани?
- Ещё раз обратимся к картине. Смотрите, как много товаров привозилось в гавань.
- Как вы думаете, а что вывозили из Афин?
Задание по группам.
1 группа – читает п.2 «В торговой гавани» и записывает в тетради то, что в Афины ввозили;
2 группа – что из Афин вывозили.
Производят взаимопроверку.
Выдвигают версии, отвечают- торговые.
Выдвигают версии, называют: оливки, оливковое масло, вино, амфоры.
Выполняют задания по группам:
1 группа – льняные ткани, папирус, слоновая кость, зерно, солёная рыба, рабы.
2 группа- глиняные сосуды, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, вино, оливковое масло.
Осознание ответственности за общее дело
Извлечение необходимой информации –П
Выражают свои мысли- К
Извлечение из текста необходимой информации –П
Анализ, синтез, сравнение –П
Достижение договорено-сти и согласования правильного решения-К
Работа с историче-скими фактами
Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи
- Как вы думаете, кого называли одушевлёнными инструментами в Афинах?
- А откуда брались рабы? Или кто становился рабом?
- Где и для чего чаще всего применялся труд рабов?
- Найдите в учебнике и запишите в тетрадь.
Предполагают – рабов
Предполага-ют: пленные, купленные за морем, захваченные пиратами.
Записывают в тетрадях:
- в мастерских,
- домашняя прислуга,
- в земледелии,
- на рудниках и каменоломнях.
Нравственно-этическое оценивание содержания материала
Выдвижение версий и гипотез – П
Выбор из текста необходимой информации -П
Работа с фактами
Самостоя-тельная работа
Письменная работа в рабочих тетрадях.
Выполнение заданий № 35 и 36.
Обмен тетрадями для взаимопроверки.
Пользуясь рисунком на стр.173 учебника, заполняют контурную карту «Город афины в 5 веке до н.э.» и «Три группы населения Афин»:
- граждане, переселенцы
- рабы.
Обмениваются тетрадями для взаимопро-верки
Оценка своей работы-Р
Извлечение из текстов необходимой информации-П.
Выполнение действий по алгоритму-П
Контроль и коррекция-Р
Работа с фактами
Включение в систему знаний, повторение
- Сможем ли мы утверждать, что в Афинах действительно была демократия?
- В подтверждение слов зачитаем отрывки из документов на стр.174
Выдвигают версии.
Вопрос вызвал затруднение – читают и анализируют документ.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала
Анализ, синтез, сравнение-Р
Анализ текста
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что было интересного?
- А что ещё хотели бы узнать?
Отвечают на вопросы по изученному материалу.
Самооценка на основе критерия успешности
Рефлексия способов и условий действия -П
Оценка знаний
-Попробуйте оценить своё участие на уроке и дать себе оценку, заполнив следующие карточки
Заполняют листы самооценки, розданные учителем (Справочный материал).
Самооценка своего результата за урок на основе критерия успешности
Анализ своей работы-Р
Домашнее задание
Домашнее задание разноуровневое:
1 уровень – пар.36, все вопросы и задания
2 уровень – то же + подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей;
3 уровень- то же + подготовить доклад об акрополе (опережающее задание) – 1 чел.
Внимательно слушают, записывают д/з или в тетради, или в дневники
Справочный материал
На уроке я
Выполнил(а)/не выполнил(а) все задания
Материал урока мне был
Понятен/ не понятен
Моя оценка себе
За работу на уроке:
На что я должен(а) обратить внимание, делая домашнее задание:
Список использованной литературы
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
2. Арасланова О.В, Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс – М.: ВАКО, 2007.
3. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Часть 2 «Древняя Греция. Древний Рим» - М.: Просвещение, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ