Конспект урока по истории "Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII-XIV вв" 6 класс
Открытый урок по теме: “Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII-XIV вв».
Цель - обобщить и закрепить в памяти учащихся основные факты , имена и даты, связанные с борьбой Руси с иноземными захватчиками на протяжении XIII-XIV веков;
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания;
развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у школьников интереса к истории.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.
Тип урока : повторительно – обобщающий
Форма урока: урок – практикум.
Оборудование:
Карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке».
Карта - схемы сражений: Невская битва, Ледовое побоище.
Рисунки учебника.
Портрет Александра Невского.
Учебная картина «Ледовое побоище» художника А.Горбунова
Рисунки или фотографии ордена Святого Александра Невского и ордена Александра Невского. Видеофрагмент фильма «Невская битва».
Ход урока.
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали один из важнейших и очень тяжелых периодов в истории нашей страны, связанный с защитой нашей Родины от различных иностранных захватчиков.
Сегодня на уроке наша задача обобщить и закрепить полученные знания по данному периоду.
Тема нашего урока – Борьба Руси с иностранными захватчиками в XIII-XIVвв. Слайд 1
Эпиграфом нам послужат строки стихотворения А.Блока. Это стихотворение входит в цикл “На поле Куликовом”. Слайд 2.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…\....
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль ….
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль ….
Образ несущей вскачь степной кобылицы – это не столько символ выступившей против ордынцев Московской Руси, сколько образ всей нашей древней и средневековой истории.
Слайд 3
А как еще можно представить себе Русь того времени? В каком облике? Представить можно в виде пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть или не быть.
XIII век — время тяжелых испытаний для Русской земли. Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами. Слайд 4.
В каком состоянии находилось наше государство в XIII в.?
Какие отрицательные последствия имела государственная раздробленность Руси?
Упадок военного могущества Древней Руси,
падение обороноспособности Руси
отсутствие политического единства.
Именно эти последствия привели к тому, что не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Каждое сражение несло разрушение, смерть, горе.
Давайте вспомним: с какими врагами столкнулась Русь в XIII-XVв.?(с монголо-татарами, немецкими рыцарями, шведами, литовцами).
Но как самое ужасное несчастье хранит до сих пор народная память нашествие монголо-татар. Слайд 5.
Вспомните, какие земли и территории завоевали монголо-татары до этого?
- земли бурят, якутов, киргизов, уйгур; Слайд 6.
- Китай, Корея;
- Средняя Азия;
- Иран, Закавказье, половецкие степи. (Перечисляют что завоевали )
1. Битва на реке Калке.
Узнай событие.
«В лето 6731 (1223г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые… Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает – кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они», - писал русский летописец.
О какой битве идет речь? Слайд 7-8
Каковы итоги битвы?
Монголы всех перебили. В битве погибло около 10 тысяч русских воинов. Пленных русских князей они связали, повалили на землю и придавили досками, на которых устроили пир. Слайд 9-10-11
Почему русские и половцы потерпели поражение?
Силы русских князей были разобщены, каждый командовал своей дружиной.
В критический момент половцы предали русских и начали грабить своих бывших союзников. Киевский князь Мстислав Романович, расположившись на холме, безучастно наблюдал за гибелью русских дружин.
2. Монгольское нашествие на Русь.
Узнай событие. Слайд 12.
2.1. Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой ,
Топча сухие ковыли.
(1237 г. – нашествие хана Батыя на Русь)
2.3. Тесты по теме: Монголо-татарское нашествие. Слайды 13-22
2.4. Найди лишнее. Рязань, Коломна, Владимир, Тверь, Ростов. Торжок, Новгород, Козельск. Слайд 23. (приложение №1)
Это города, завоеванные Батыем в первом походе на Северо-Восточную Русь.
А какие города он завоевал во втором походе? ( Переяславль, Киев, Чернигов, Галич…)
По карте. Какие земли и княжества не пострадали? Слайд 24 – Карта
Какие последствия имело монгольское нашествие на Русь?
- резко сократилось население страны;
- разрушены десятки городов, многие мастера и ремесленники погибли, а некоторые уведены в плен;
- замерла торговля и хозяйственная жизнь;
- прекратилось каменное строительство;
- погибли произведения искусства – храмы, иконы, книги…
Чем можно объяснить победы монголо - татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоеванных ими стран? Слай д 26.
Главные причины поражения Руси:
1.Раздробленность и отсутствие единства
в русских землях.
2. Высокое воинское мастерство монгольского войска.
3. Столкновение двух различных типов организации общества
2.5. Слайд 26. Кто быстрее? (Раздать рядам)
Работа в парах, выполнять по одному положению, затем передавать другой парте.
Вывод: Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских орд. Она остановила и задержала дальнейшее их продвижение на Запад и спасла Западную Европу от разгрома. По этому поводу А.С.Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».
А теперь небольшая физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.(качаются)
Ветер тише, тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше, выше (встают)
Проведем еще игру Все привыкли мы к порядку.
Все присядем, скажем «у», Всегда делаем зарядку.
Быстро встанем, скажем «а». И хотим отметку «5»
Вот и кончилась игра. На уроках получать.
3. Невская битва.
Узнай событие. Слайд 27.
3.1. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их князь бесчисленное множество, и самому королю (Биргеру) возложил печать на лицо острым своим копьем».
(Невская битва, 1240г. )
Почти одновременно с монгольским нашествием древнерусские княжества оказались под угрозой нашествия….?
Назовите основные причины их походов. Слайд 28
3.2. “Историческая путаница” или “Найди ошибку” Слайд 29 (Приложение №2)
После нашествия монголо-татарских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи, литовский орден и Речь Посполитая. Первыми начали поляки, которые нанесли удар летом 1242. Однако новгородские войска под командованием Дмитрия Ивановича разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватив ряд городов, но не сумели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Дмитрий Иванович выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками.
3.3. Вставить пропущенные предложения в тексте «Невская битва». Слайд 30.
Часть войска вышла на берег, а остальные остались на ________________ .
Александру перед боем сказал воинам: «Нас немного, но
не в силе ____________________________.»
15 __________1240 года русское войско напало на _________________ лагерь.
Ополченец Савва пробился в середину неприятельского лагеря и _________________.
Новгородец Гаврило Алексич на коне ворвался на _____________ и убил шведского епископа.
Было уничтожено ____ шведских корабля.
Сам Александр тяжело ранил шведского _____________.
Шведы бросились _________________.
За победу на реке Неве народ назвал Александра _____________.
3.4. « Найди лишнее» (Приложение №3)
Гаврило Олексич, новгородец Сбыслав Якунович, Алеша Попович, Яков-полочанин, новгородец Миша, младший дружинник Ратмир Слайд 31.
4. Ледовое побоище.
Узнай событие. Слайд 32
4.1. Под нами лед, над нами небо,
За нами наши города, Ни леса, ни земли , ни хлеба
Не взять ливонцам никогда
( 1242 г. – Ледовое побоище)
4.2. Прослушать Кантату Прокофьева Слайд 33-34
Беседа по вопросам:
Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент? (гордости за страну, сопереживания)
В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
Как этот звон называется? (набат)
Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т.д.)
Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
Просмотреть видео из к/ф «Александр Невский»
Беседа по вопросам:
На основании этого фрагмента каким перед нами предстает сам князь, каков его образ? (образ мужественного храброго человека, защитника Руси)
Каковы причины победы русских над немецкими рыцарями? ( воодушевляющий образ князя, правильно выбранная стратегия и тактика, храбрость, мужество и героизм русских воинов)
Каково историческое значение Невской битвы и битвы на льду Чудского озера?
Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель
Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу
Русское государство миновала угроза полного порабощения
Учитель: Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. Битва на Неве и Чудском озере издалека готовили битву на Куликовом поле.
5. Куликовская битва.
Узнай событие. Слайд 37.
5.1. Стоял такой великий стон, шел бой с такою кровью, что был в багрец окрашен Дон до самого низовья.
( 1380 г. – Куликовская битва)
5.2. Тест по Куликовской битве. Слайды 38-48.
5.3. “Историческая путаница” или “Найди ошибку” Слайд 49 (Приложение №4)
Постепенно разоренное хозяйство Руси восстанавливалось. Началось возвышение Москвы и Рязани. В борьбе с ростовским князем Иван Калита сумел победить и получить ярлык на великое княжение. Калита построил крепостные стены Москвы – белокаменные. В Москву переехал митрополит Иларион. При преемниках Калиты – Симеоне Гордом и Данииле – положение Москвы еще более укрепилось. Постепенно власть монгольских ханов стала ослабевать и, чтобы восстановить свое положение, в 1378г. хан Батый двинул войска на Русь. Состоялось сражение у Куликова озера. Русские войска под командованием Ивана Красного одержали победу, которая имела важные последствия: укрепилась власть московских князей, через два года из Орды прибыл хан Тохтамыш с просьбой о заключении вечного мира.
Рефлексия.
Две самые главные причины победы русских войск в Куликовской битве ……………………………………………………………………………
Два самых важных имени: …………………………………………………………
Два самых важных события :………………………………………………………
Два самых важных качества личности полководца: ……………………………
Вывод: С правлением московского князя Дмитрия Ивановича связано начало организованного противостояния большинства русских княжеств Золотой Орде.
Нашествие хана Тохтамыша не перечеркнуло победу на Куликовом поле, хотя отодвинуло окончательную ликвидацию зависимости от Золотой Орды на 100 лет.
Русский народ бережно хранит память об Александре Невском и Дмитрии Донском. Множество битв прогремело за это время на нашей земле, и не однажды, полководческий гений приходил на выручку своему народу. Но первыми среди русских военоначальников были и остаются Александр Невский и Дмитрий Донской.
Проходят годы и века, но имена доблестных полководцев и мудрых правителей помнят все русские люди.
-Ребята, а как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, каким надо быть, чтобы вас уважали сегодня и в будущем?
Выставление оценок за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ