Конспект урока по истории для 5 класса по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Автор: Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории

Муниципального казённого образовательного учреждения «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района Омской области



Повторительно - обобщающий урок

Тема «Цивилизации Древнего Востока»

Цели урока:

1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока.

2. Продолжить формировать умения работать с картой, сравнивать, сопоставлять исторические факты, явления.

3. Развивать умения работать в команде.

4. Выявить общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю.

Оборудование:

Карточки с заданиями, контурные карты, мультимедиа.

Ход урока

- Какую большую тему мы изучали на предыдущих уроках?

(Цивилизации Древнего Востока)

- А если тема завершена, то у нас сегодня какой урок?

(Повторительно - обобщающий). Сформулируем тему нашего урока.

(Повторительно - обобщающий урок «Цивилизации Древнего Востока».

- А что обозначает слово «цивилизация»? Мы изучали два значения этого слова.

Первое значение – ступень развития общества, следующая после первобытного строя, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Второе значение – объединения людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

- Какое определение мы используем сегодня на уроке, первое или второе? Почему?

Давайте определим цели нашего путешествия. (Называют.)

3.Обобщение и конкретизация знаний в форме путешествия по странам.

Цели нашего путешествия мы определили, теперь давайте узнаем название команд.

Отгадайте историческую загадку и узнаете название вашей команды.

На нильских берегах она была,

Богатой и цветущею слыла,

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

В мире есть сейчас она. (ЕГИПЕТ)

Расскажите- ка, ребята,

Где без леса и без гор

Люди в древности росли.

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье)

В этой стране, в джунглях

Исполинское дерево проросло.

Да так, что не видно

За ним и слонов.

Его как бога почитали.

«Царь леса» все и называли. (Индия)

Чтоб землю с севера обезопасить,

У гуннов землю отобрать,

Правители решили стену возвести

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили стену строить,

Чтобы не было войны. (Китай)

Ставятся таблички с названиями команд.

Итак, начинаем наше путешествие.

1-я станция «Географическая».

Определите по очертаниям свою страну и найдите её на контурной карте, обведите маркером (1 минута на работу). После выполнения работы 1 человек от группы выходит к доске и показывает, что сделала группа, объясняет.

Если работа завершена - поднимаем руку. Молодцы! Продолжаем работу с контурными картами. Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями. На берегах каких рек возникло ваше государство? Реки обведите синим фломастером и подпишите. (Египет- Нил, Междуречье- Евфрат и Тигр, Индия- Инд и Ганг, Китай- Хуанхэ и Янцзы)

Проверяем.

Команда Египет.

Команда Междуречье.

Команда Индия.

Команда- Китай.

Молодцы. Все группы с работой справились.

Путешествуем дальше.

Следующая станция «Угадайка». Активно работаем, поднимаем руки. Какая команда будет самой активной?

- На чём писали египтяне? (папирус)

- Как называли сплав меди и олова? (бронза)

-Какой металл научились обрабатывать ассирийские ремесленники в 10 веке до н.э.? (железо)

-Каково расстояние между Двуречьем и Междуречьем? (одна страна)

- Как называется приспособление для подъёма воды в Египте? (шадуф)

-Кто впервые стал использовать конницу в боевых действиях? (ассирийцы)

- Приспособление для разрушения стен крепостей (таран)

-Они первыми изобрели алфавит (финикийцы)

- Какие часы применяли в Египте для измерения времени? (водяные)

- Островки зелени в пустыне (оазисы)

-Повелитель Древнего Египта (фараон)

- Служители богов в храмах (жрецы)

Молодцы, все активно отвечали. Всем спасибо. Вы все – лучшие.

Наше путешествие продолжается.

Следующая станция «Поймай дату». В каждом государстве были правители, происходили судьбоносные события. В зелёном конверте даты и события. Необходимо соотнести дату с событием. 1 минута на работу. Проверяем.

  • Объединение Китая в единое государство 221 г. до н.э.

  • Образование единого государства в Египте 3000 г. до н.э.

  • Строительство пирамиды Хеопса в Египте 2600 г. до н.э.

  • Правление Хаммурапи в Вавилоне 1792-1750 г. до н. э.

  • Правление и завоевания фараона Тутмоса III 1490-1436г. до н.э.

  • Создание финикийцами первого алфавита 1100г. до н.э.

Проверка. Команда Египет, были ошибки? Индия? Китай? Междуречье?

Следующая станция «Исторический словарь».

Каждое государство характеризуется особенностями и мы постараемся их определить.

Надо дописать предложение (у каждой группы они разные). На ваших столах листы бумаги, переверните их и выполняйте задание. 1 минута на работу.

1.Вера в сверхъестественные силы ( религия)

2. Правила, по которым надо жить (заповеди)

3.Способ письма в Двуречье (клинопись)

4.Поселение, захваченное или вновь основанное для организации торговли (колонии)

  1. Значки, которыми писали в Египте (иероглифы)

  2. Священная книга христиан (библия)

  3. Знатные люди, царские советники, военачальники( вельможи)

  4. Непроходимые леса в Индии (джунгли).

1.Гробница египетских фараонов (пирамида)

2. Правила поведения, установленные государством (законы)

3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)

4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство)

1.Денежный сбор в пользу государства (налоги)

2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс)

3. Большое сильное государство (держава)

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые)



Проверяем.

Немножко отдохнём. Физкультминутка. Под восточную музыку.



Наше путешествие продолжается.

А сейчас вы станете настоящими археологами.

Следующая станция «Археологическая».

В конвертах лежат «осколки древних памятников». Их необходимо собрать из частей изображений и объяснить в какой стране они найдены и что вы о них знаете. На работу 1 минута.

Проверяем.

Сфинкс- Египет

Пирамида - Египет

Великая китайская стена - Китай

Столб из твёрдого чёрного камня – Междуречье (Вавилон).







Наше путешествие продолжается,

следующая станция «Узнай меня».



Каждая команда- это какая-то страна. Я вам раздам слова. Из них нужно выбрать только те, которые относятся к вашей стране. Вам страны говорят «Узнай меня». 1 минута на работу.

Проверяем. Объясняем.

Китай (бумага, шёлк, чай, компас, Конфуций),

стекло , фараон – лишние слова.

Индия (шахматы, сахар, касты, джунгли, цифры),

алфавит , папирус - лишние слова.

Египет (календарь, папирус, иероглифы, фараон, водяные часы),

рис , таран – лишние слова.

Междуречье (клинопись, глиняные таблички, Вавилон, законы Хаммурапи, Евфрат и Тигр),

Бог Брахма , пирамиды – лишние слова.

Все команды хорошо поработали.



4. Выявление общих особенностей, свойственных большинству стран – Египту, Междуречью, Индии и Китаю.

Ребята, вы сегодня выявили отличительные черты цивилизаций Древнего Востока. А как вы думаете, есть ли у них общие черты? Сформулируем проблему :

- Что было общего в цивилизациях Древнего Востока, если каждая из них отличалась своим своеобразием?



Я вам раздаю вопросы, команда Египет отвечает на вопросы , связанные с хозяйством, команда Междуречье –вам вопросы относящиеся к власти, Индия- группы населения. Китай- культура. Ответы писать на геометрических фигурах, которые я вам раздам. Как только ответ готов - прикрепляем его на доске под своим вопросом.

Хозяйство (теплый климат, великие реки, орошаемое земледелие, земля в собственности государства)

Власть (обладатель власти царь или фараон, большинство должностных лиц назначалось )

Группы населения (бесправны, место человека в обществе определялось его происхождением

Культура ( люди ценили общественный порядок , приветствовали богатство, наличие рабов)

Какой вывод мы сделаем?

Цивилизации Древнего Востока имеют много общих черт во всех сферах общества, и при этом каждая из них является своеобразной, необычной цивилизацией.

Подведение итогов урока. Анализ работы в группах.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ