Конспект урока по истории для 6 класса по теме "Куликовская битва"

Конспект урока


Организационная информация

Тема урока


«Куликовская битва»

Предмет

история

Класс

6

Автор урока

(ФИО, должность)

Бакина оксана Викторовна

учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

МКОУ Русановская СОШ

Область, район, поселение

С. Русаново, Терновский район, Воронежская область

Методическая информация

Тип урока


комбинированный урок с элементами проблемного обучения и дискуссии.

Цели урока


Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Задачи урока


1.Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы, и на этой основе анализа фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

2.Развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, применять школьные умения.

3. Воспитание чувства любви к Родине, осознание моральных качеств, необходимых ее защитникам.


УУД

ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.


Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint «Куликовская битва», анимационная карта «Куликовская битва», рабочие листы урока (приложение 1)

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека

Ход и содержание урока


Слайд 1.  Тема. Куликовская битва.

1.Организационный момент. Подготовка обучающихся к уроку Куликовская битва. Мотивация: повышенный (особый) интерес к данной теме уроков

- Добрый день, ребята. Все ли сегодня присутствуют, кого нет? Я уверена, что все настроены на работу, на уроке будете активными. Надеюсь, что результаты работы на уроке удовлетворят и вас и меня!

II. Изучение нового материала.

У каждого из вас на парте лежит рабочий лист. Он поможет вам ориентироваться в материале урока. Ваша задача – в течение урока заполнить его, а сделать это хорошо возможно, только если вы будете внимательны и активны. Как всегда, результат зависит от вас, надеюсь, что он будет хорошим и отличным.

Тема сегодняшнего урока: «Куликовская битва…». Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно сформулировать тему в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.

Беседа.

- Какие вопросы, относящиеся к сегодняшней теме, вам хочется особенно глубоко выяснить? (основные действующие лица, оружие, итог битвы, герои, значение). Что вы считаете наиболее важным? Безусловно, практически все эти вопросы сегодня будут освещены.

Цель: Итак, сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

Слайд 2. (фото)

Спокойно катят свои волны Дон и впадающая в него Непрядва, тянутся вдаль необозримые поля, пересеченные кое-где руслами старых, пересохших рек... Куликово поле! Одно из древнейших полей сражений, навечно вошедших в героическую историю борьбы за честь и независимость нашей Родины.
     На высоком Красном холме возвышается громадный памятник, сооруженный руками благодарных потомков - это стройная, сверкающая золоченой главкой чугунная 28 метровая колонна. Этот памятник посвящен Куликовской битве и славному полководцу Дмитрию Ивановичу Донскому.

Слайд 3. (задание)

В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска)

     Перелистаем в памяти славные страницы истории, связанные со знаменитой Куликовской битвой...

Слайд 4. (эпиграф)

"Туда! За Дон!. настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.

К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"

   Отсчет движения Руси к Куликовской битве можно начать с 1362 года. (Что это за дата, почему не 1359 год?). На великом княжении окончательно утвердился Дмитрий Иванович и в это время летописцы заметили в Золотой Орде темника Мамая (что вам известно об этом человеке?). Развитие русско-ордынских отношений во 2-й половине XIV в. свидетельствует о приближении решительного сражения между Русью и Золотой Ордой. В чем заключалась сложность этих отношений? (отказ Дмитрия в уплате дани, разгром татар в битве на р. Воже)

Дмитрий, благодаря своим бесстрашным “сторожам”, был хорошо осведомлен о состоянии войска Мамая и его планах. Видя возвышение Москвы, татары решили нанести удар по главному противнику.

Слайд 5.

Имел Дмитрий и весьма точные сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайло и рязанском князе Олеге, который проявил низость и предательство по отношению к Родине. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. На военном совете было принято решение переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле. В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.

Слайд 6.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

Слайд 7.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

?Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (каково значение деятельности С.Р) Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Слайд 8.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой туман.
     Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

Слайд 9.

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских - Пересвет, а со стороны татар - Челубей.

Слайд 10.

Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

А сейчас, прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения.

Слайд 11. (анимированная карта «Куликовская битва») 1:33.

Слайд 12.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

Слайд 13.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

- Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает?

! Заполнение рабочего листа

Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия - Донским, князя Владимира - Храбрым. Как вы думаете, за какие заслуги Владимир получил свое прозвище?

Слайд 14.

- Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве?

  1. Москва стояла во главе борьбы против врагов.

  2. Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин.

  3. Умелые действия разведки русского войска.

  4. Правильный выбор места битвы.

  5. Умелое построение русского войска.

  6. Ожесточенность битвы.

  7. Русские воины стоят насмерть.

  8. Своевременный удар засадного полка.

Сделайте прогноз: Что было бы, если бы победа оказалась на стороне Мамая и войска литовского князя Ягайло и Олега Рязанского принимали участие в битве?

Вероятнее всего, вы считаете, что победа в этой битве означала окончательный разгром ига. Но, как оказалось, эта битва не положила конец нападкам Орды, так как уже через 2 года татары вернулись на Русь.

Слайд 15.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (отвечают)

Слайд 16.

  1. Битва имела огромное политическое и психологическое значение:

  2. еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

  3. вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.

  4. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

  5. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.

- Какова роль Дмитрия Донского в Куликовской битве?

(сумел понять народные чаяния и объединить всех русских людей перед решающей схваткой, примирить самые острые противоречия, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить войско).

- Кто еще на ваш взгляд внес неоценимый вклад в исход битвы?

(Сергий Радонежский, Владимир Храбрый, Пересвет).

Слайд 17.

Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва - поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…


Проверка и оценивание УУД


Проверка УУД проходит в течение урока, когда учащиеся представляют свои результаты. Заполнение рабочих листов по ходу урока.


Рефлексия деятельности на уроке


Рефлексия: Что такое «долг гражданина» и как это словосочетание применимо к сегодняшней теме?

У вас в рабочих листах есть еще одно задание.

Назовите по 3 самых важных имени, 3 самых важных события, 3 самых важных чувства, 3 самых важных качества.


Домашнее задание


Домашнее задание.

Подготовиться к тесту. § 17-18

К § 18: Письменное задание: Каково значение Куликовской битвы? (4-5 пунктов)

Прочитать документ в конце параграфа, устно ответить на вопросы к нему.

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Выставление отметок


Дополнительная необходимая информация

Приложение 1.

Тема урока:

«Куликовская битва___________________________________________»

1. Куликовская битва

Дата сражения________

Место сражения_______________________________________________

Причины Куликовской битвы ___________________________________________________

Москва Орда


______________ Полководцы ____________

? Что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу над монголами? Перечислить причины победы.

__________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Значение Куликовской битвы:

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

В результате урока «Куликовская битва______________________________»

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:_____________________________________________

Три самых важных события:___________________________________________

Три самых важных чувства:___________________________________________

Три самых важных качества:___________________________________________

Ф.И.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

  1. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /автор – составитель Н.Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2005;

  2. История России с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М, Просвещение, 2010;

  3. Комплект ЦОР к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История государства и народов России. 6-9кл»

  4. CD «Отечественная история с древнейших времен до XIX века»

  5. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс. – М.: ВАКО,2006.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ