Конспект урока по истории "Древняя Греция" 5 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.Воронцовка

Екатериновского района Саратовской области






Урок истории в 5 классе

Тема «Древняя Греция»




Учитель:

Щербакова Валентина Сергеевна














2014 год


-2-

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древней

Греции.

  1. Развитие познавательных умений, воли и самостоятельности, умения работать в группах.

  2. Подвести учащихся к выводу о высоком культурном развитии Древней Греции, особенно Афинского полиса, ее вкладе в развитие культуры других стран и народов. Воспитание эстетических представлений.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: дидактическая игра.

Формы и виды деятельности: работа с исторической картой, решение исторических задач, работа с карточками-заданиями.

Ход урока.

Оргмомент урока. Класс делится на 2 команды во главе с капитанами.

Задача капитанов: участвовать в конкурсе капитанов; в спорных ситуациях решать, кто из команды будет отвечать на очередной вопрос.

Задача учащихся: активно отвечать на все вопросы, приносить баллы своей команде.

Ответы капитанов и личное участие каждого ученика оцениваются в течение урока с помощью разноцветных кружков. Красный (отлично), синий (хорошо), зелёный (удовлетворительно). В конце урока по количеству и цвету кружков оценивается каждый ученик и выявляется команда-победительница.

  1. Проверим знание карты и умение решать исторические задачи.

  2. Одновременно команды получают исторические задачи (карточки)

1 задача. Древние греки гордились тем, что разгромили персидский флот в Саламинском проливе. Подумайте, могли ли потомки победителей, жителей современной Греции отпраздновать знаменательную дату – 2500 лет, прошедших со дня Саламинской битвы. Или же им еще предстоит это празднество? (Предстоит празднество в 2020 г.).

-3-

2 задача. Что было раньше и на сколько лет раньше? Марафонская битва или битва при Херонее? (раньше была Марафонская битва, на 152 года раньше).

Карта, 1 команда.

  1. Показать всю Грецию.

  2. Колонии Греции.

  3. Город, за который шла ожесточенная битва между греками. Эти события описаны в поэме Гомера?

  4. Узкий проход Северной и Средней Грецией.

  5. Место, в честь которого названы Олимпийские игры.

  6. Держава Александра Македонского.

Карта, 2 команда.

  1. Показать все части материковой Греции.

  2. Два главных полиса Греции. Их центры.

  3. Остров, где согласно мифу, жило рогатое чудовище.

  4. Город, где проводились Олимпийские игры.

  5. Город, где произошло первое крупное сражение между греками и персами.

  6. В битве у какого города Александр Македонский окончательно разгромил великого персидского царя Дария III.

  1. Выходят капитаны команд. Они получают карточки, на которых написаны имена богов, героев мифов и исторические личности. Учащиеся должны на доске написать, кто к кому относится (или к историческим личностям или к богам и героям мифов).

Капитан 1 команды. Солон, Исократ, Анаксагор, Одиссей, Геракл, Зевс, Архимед, Афина, Гефест, Аристофан, Мильтиад, Дедал, Гера, Фидий, Феаген, Геродот, Гектор, Дионис, Эсхил, Аспасия.

(Исторические личности: Солон, Исократ, Анаксагор, Архимед, Аристофан, Мильтиад, Фидий, Феаген, Геродот, Эсхил, Аспасия.

Боги, герои мифов: Одиссей, Геракл, Зевс, Афина, Гефест, Дедал, Гера, Гектор, Дионис.)

-4-

Капитан 2 команды. Ахиллес, Дракон, Перикл, Гермес, Аполлон, Аристотель, Посейдон, Евклид, Милон, Поликлет, Атлант, Аид, Артемида, Демосфен, Сократ, Афродита, Арес, Фемистокл, Софокл.

(Исторические личности: Дракон, Перикл, Аристотель, Евклид, Милон, Поликлет, Демосфен, Сократ, Фемистокл, Софокл.

Боги и герои мифов: Ахиллес, Гермес, Аполлон, Посейдон, Атлант, Аид, Артемида, Афродита, Арес.)

  1. Пока капитаны команд на доске пишут слова (имена), команды работают с остальными датами и словами-карточками.

1 команда. Демократия, Стратег, Оратор.2 тыс. до н.э.,594 г. до н.э.

2 команда. Полис, атлет, стиль. 443 г. до н.э., 334-325г.г. до н.э.

V. Одновременно раздаются карточки с крылатыми выражениями. Объяснить их.

  1. Нить Ариадны.

  2. Яблоко раздора.

  3. Ахиллесова пята.

  4. Троянский конь.

  5. Между Сциллой и Харибдой.

  6. Цербер.

  7. Прометеев огонь.

  8. Авгиевы конюшни.

  9. Драконовские законы.

  10. Лаконичная речь.

  11. Филиппика.

  12. Разрубить гордиев узел.

(Физкультминутка)

    1. Карточки. Найдите ошибки в тексте. Объясните.

1 команда. Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были


-5-

мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме

обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!».

2 команда. Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях. Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды, раньше всех, пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду, около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, передающей душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в Афинском театре.

    1. Зачитываются характеристики людей, которые были гордостью Афин в V веке до н.э. Назовите их имена. (команды по очереди отвечают).

1) Знаменитый политик, вождь демоса. Афиняне 15 раз избирали его стратегом. За свой дар красноречия был прозван Олимпийцем. Под его руководством были перестроены Длинные стены и возведены новые здания на Акрополе (Перикл).

2) Одна из самых образованных женщин Древней Греции. В ее доме часто собирались для бесед политики, ученые, художники, поэты (Аспасия).

3) Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Много путешествовал, оставил записи о странах, в которых побывал. Выступал с лекциями о греко-персидских войнах (Геродот).

4) Один из трех великих древнегреческих сочинителей трагедий. Утверждали, что именно он показал людям, какими они должны быть. Написал

-6-

123 пьесы, но полностью сохранились только 7. Самые знаменитые- «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» (Софокл).

5) Философ, знаменитый ученый, автор труда «О природе». Первым пришел к выводу о том, что Солнце – раскаленная масса; объяснил природу солнечных затмений. Друг Перикла (Анаксагор).

6)Афинский скульптор, которому статуи-колоссы из золота и слоновой кости принесли славу творца богов. Ему было поручено наблюдать за всеми работами на Акрополе. Друг Перикла. (Фидий).

VIII. Если бы герои греческих мифов заговорили…Кто бы из них мог сказать такие слова (можно подробнее рассказать о мифах).

  1. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица…Но удивительно прекрасен, созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо! (Дедал. «Дедал и Икар»).

  2. Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей. «Миф о Тесее и Минотавре»).

  3. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое (Геракл. «Миф о подвигах Геракла»).

  4. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей. «Миф о Прометее!).

IX. Рефлексия 1.Что можно сказать о Древней Греции? Какая это была страна в культурном отношении? (особенно в каком полисе?).

2. Какой полис: Афины или Спарта вам нравится больше и почему?

3. Почему в V веке до н.э. Греция смогла победить более могущественную Персию? А в IV веке до н.э. была завоевана маленькой Македонией?.

4. Какой вывод мы должны сделать из этих событий для себя?

X. Подводятся итоги работы команд и личного участия. Выставляются и комментируются оценки.

-7-

Домашнее задание. Нарисовать рисунки по Древней Греции или ребусы.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ