Конспект урока по истории "Начало Северной войны"
Тема урока «Начало Северной войны»
Тип урока: комбинированный урок
Цели:
выяснить цели России в Северной войне, рассмотреть ход войны на её начальном этапе; охарактеризовать международную обстановку и ёе изменения в ходе войны;
развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности; развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать; продолжить формирование умений анализировать, выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы; формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника;
способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа; на примере мужества русских людей в Северной войне вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков;
коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении.
Оборудование: презентация, учебник Пчёлов Е.В. «История России. XVII-XVIII века», индивидуальные наборы, карточки для игры «Чистая доска».
Основные понятия: Северная война, реформа, рекрут, регулярная армия, город Санкт-Петербург.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Садятся девочки. Садятся мальчики.
Сейчас урок истории. Ребята, на уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
II. Работа по РСВ и речи.
1. Фразы на слух:
Какой сейчас урок?
….Назови дежурный звук.
Какой сейчас год?
Какой год будет следующий?
Какая сегодня дата?
Какой сейчас век?
Какой век мы изучаем?
2. Работа за экраном (… спроси у) .
Как называется государство, в котором ты живёшь?
Назови столицу Российской Федерации.
Кто является главой Российской Федерации?
Кто является президентом РФ?
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
III. Проверка изученного ранее материала.
1. Задание. «Будем слушать и узнавать слова». (У учащихся на столах индивидуальные наборы слов.Учитель за экраном называет понятие, а учащиеся выбирают термины и раскладывают их в порядке называния).
Пётр I, потешные полки, Азовские походы, Великое посольство, Чёрное море, Балтийское море, реформа.
2. Дидактическая игра «Что? Где? Когда?»
Слайды 1-5
IV. Изучение нового материала
- Какую тему мы будем изучать сегодня?
- Прочитайте план и скажите, о чём будем говорить на уроке?
План:
1. Обстановка перед войной.
2. Начало войны. Нарва.
3. Создание регулярной армии.
4. Первые победы.
5. Строительство Санкт-Петербурга. (Запись плана в тетрадь).
ФИЗМИНУТКА (ФМ для улучшения мозгового кровообращения)
Слово учителя:
По ходу объяснения нового материала Вы будите участвовать в игре «Чистая доска» (На доске, в произвольном порядке, записаны вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и т. д.).
«Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот, вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Вопросы:
Почему Россия развязала войну со Швецией?
Какие страны участвовали в Северной войне?
Когда началась Северная война?
Какую реформу провёл Пётр I во время войны?
Какие изменения произошли в русской армии?
В чём значение первых русских побед?
Что произошло в 1703 году?
Работа со схемой.
Поиск
союзников
Начало Северной войны (в 1700 году)
крепость Нарва.
Первое поражение
Реформа
Русской
армии
Первые
победы
Основание города Санкт-Петербург
(в 1703 году)
Чёрное море
Балтийское море
Османская Империя
Швеция
не нашлось
Дания, Саксония, (Речь Посполитая)
Польша
Рассказ учителя.
ОБСТАНОВКА ПЕРЕД ВОЙНОЙ.
Россия оставалась отрезанной от Балтийского моря. Шведский флот безраздельно господствовал в Балтийском море.
Союзников против Османской империи в Европе не нашлось, зато наметился союз против Швеции. Россию поддержали давняя соперница Швеции Дания и Саксония, правитель которой Август II был одновременно и королём Речи Посполитой.
В 1700 году Пётр объявил войну Швеции. Так началась Северная война.
Слайд 6
Запись в тетрадь.
НАЧАЛО ВОЙНЫ. НАРВА.
Русский царь направил большую армию под Нарву — шведскую крепость, преграждавшую путь в Прибалтику. Нарва находится на побережье Балтийского моря; “ворота” в Европу.
Слайды 7-8
Соотношение сил
-
Швеция
Россия
2 тысяч человек
35 тыс. человек
10 орудий
145 орудий
В чём сила русской армии?
Однако за полтора месяца Петру так и не удалось сломить сопротивление шведского гарнизона. Несмотря на интенсивный артиллерийский обстрел Нарвы, русским бомбардирам не удалось пробить бреши в стенах крепости. Сказалось плохое качество орудий и пороха.
Русская армия потеряла 7 тыс. убитыми, утонувшими, дезертировавшими, взяты в плен 700 человек. Шведские потери составили 2 тыс. человек убитыми и ранеными.
Слайды 9-10
(запись в тетрадь)
Задание: прочитайте материал учебника на с. 122-123 абзац «Русский царь ….» и найдите причины поражения русской армии.
Слайды 11-12
ПРИЧИНЫ:
нет опыта (нет знаний, неумение);
плохая подготовка солдат
нет умелых военачальников
не хватает оружия
Но взять Нарву войско Петра так и не смогло. Сказывались отсутствие опыта, плохая подготовка солдат. Не было умелых военачальников, не хватало пороха и ядер. Безрезультатная осада Нарвы затянулась.
РЕФОРМА РУССКОЙ АРМИИ.
Работа с раздаточным материалом.
Военная реформа Петра I.
Набор в войска стал проходить по новому принципу — рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали по одному человеку с определённого числа посадских и крестьянских дворов. Служба была пожизненной.
России нужно было огнестрельное оружие (пушки), а металла в стране не хватало. Тогда Царь пошёл на крайние меры: он приказал снимать монастырские и церковные колокола и переплавлять их на пушки.
Вводилось единообразие в вооружении и обмундировании.
Были изданы военный и морской уставы, которые составил сам царь. Здесь излагались правила армейской и флотской жизни.
Проводилось обучение офицеров. В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа, которая готовила офицеров флота. Она находилась в Сухаревой башне.
- Представьте себе, что Вы Пётр I. Как бы Вы устранили причины поражения.
Слайд 13
Царь понял, как важно сделать армию сильной и боеспособной.
Новая система набора в армию – рекрутский набор. Рекрутский набор: в армию призывались все податные сословия; срок службы — пожизненный.
Рекрут – это солдат-новобранец (запись определения в тетрадь).
Предстояло обеспечить армию оружием, пушками, ядрами. Металла не хватало. Царь пошёл на крайние меры, не остановился даже перед тем, чтобы пустить в переплавку снятые по его приказу монастырские и церковные колокола.
Вводилось единообразие в вооружении и обмундировании солдат.
Введение военного и морского устава (правил).
Проводилось обучение офицеров. В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа, которая готовила офицеров флота, располагалась в Сухаревой башне.
Так создавалась в России регулярная армия.
Регулярная армия - постоянная армия, хорошо обученная, солдаты одинаково вооружены и одеты (запись определения в тетрадь).
Слайд 14
Слайд 15. Первые победы.
Мариенбург, Нотебург, Ниеншанц, Нарва, Дерпт.
Слайды 16-18. Основание Санкт-Петербурга.
(запись в тетрадь)
Итак, посмотрите на нашу доску.
Она чиста.
V. Закрепление
1. Работа со словарём. Слово прочитывается хором (перекодирование зрительной информации в слуховую и двигательную).
Северная война, рекрут, регулярная армия, 1700 год, 1703 год, город Санкт-Петербург.
Задание. Заполните пропуски в тексте:
Северная война началась в _________ году.
В Северной войне участвовали страны: ___________.
Петр I провёл военную реформу и создал _________армию.
Рекрут – это _________________________.
В 1703 году был основан город ___________ .
VI. Итог урока.
. ВЫВОД.
Начало Северной войны было неудачным для России.
Пётр I провёл военную реформу и добился первых побед.
Россия вышла к Балтийскому морю.
Символом стала новая столица России – город Санкт-Петербург
1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
На уроке я работал(а)
Сегодня я узнал(а)
Я выполнял(а) задания
Материал урока мне был
………………
………………
понятен / не понятен
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание.
Работа с картой. На карте найти объекты.
Швеция, Дания, Саксония, Польша, Россия, крепость Нарва, город Санкт-Петербург.
Выучить записи в тетради.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ