Конспект урока по истории в 8 классе «Оставление Москвы»

Урок по истории России


  1. класс




Составитель: учитель истории

Антонова Светлана Константиновна




Государственное казённое специальное образовательное учреждение Владимирской области «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»























Тема «Оставление Москвы»


Цель урока: создать образную картину о необходимости оставления Москвы, и пребывания в ней Наполеона.

Задачи урока:

  1. образовательные

    • Формировать у учащихся понимание принятия решения М.И.Кутузова об оставлении Москвы;

    • Показать мужество и полководческое искусство М.И.Кутузова; мужество и храбрость простого народа;

    • Познакомить с бесчинствами наполеоновской армии во время пребывания в Москве.

  2. коррекционно-развивающие


    • развивать связную устную речь через полные ответы на поставленные вопросы;

    • корригировать внимание, память, мышление через прочтение текста и отбора нужной информации;

    • развивать зрительные восприятия через работу с исторической картой и иллюстрацией.

  1. воспитательные


    • воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордость за мужество русских людей в борьбе против врага;

    • воспитывать самостоятельность при работе с учебником.



Основные знания: решение военного совета в Филях; Москва при Наполеоне.


Оборудование и материалы: карта «Отечественная война 1812 года», компьютер, проектор, презентация, карточки с текстами.


Тип урока: комбинированный.










Ход урока


  1. Организационный момент.

Слайд 2.

  • Приветствие

  • Психологический настрой

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  1. Проверка домашнего задания.


Один учащийся рассказывает о ходе Бородинского сражения.

Остальные работают с тестами.

Тест:

  1. Кто был назначен главнокомандующим русской армии?

Багратион, М.И.Кутузов, Тормасов.

  1. Когда произошло Бородинское сражение?

26 августа 1811 года; 26 августа 1812 года; 26 июля 1812 года.

  1. Какие укрепления были использованы в этом сражении?

Окопы; редуты; флеши.

  1. Кто победил в этом сражении?

Русские; французы; победителей не было.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Хотя победителей в этой битве и не было, но Наполеон потерял уверенность в победе, его планы были нарушены. А Кутузов на следующий день решил отступать и не давать нового сражения, но государь и его окружение требовали вновь сразиться с армией Наполеона. Тогда был созван военный совет, на котором решался вопрос об оставлении Москвы. И эту тему мы сегодня на уроке с вами рассмотрим.

Слайд 3.

Итак, тема урока «Оставление Москвы». Записать в тетради.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 4. Военный совет в Филях.

Сообщение учащегося о лицах, изображённых на картине.


«На картине изображены наиболее известные русские военачальники: Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов и другие. Кутузов выслушивает всех участников совета, он принимает на себя ответственность за судьбу России»


Учитель: Каково же решение совета?

Работа с документом (на партах у каждого учащегося) от лица М.И.Кутузова:

«Позиция наша <….> крайне невыгодна. Ежели неприятель опрокинет наши передовые – вся армия будет уничтожена до последнего человека…Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна…С потерей Москвы не потеряна ещё Россия…Необходимо сохранить армию…Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову. Но я жертвую собой для блага отечества…Приказываю отступать!»


Слайд 5.

Вопросы к документу:

  • Какова была главная цель совета в Филях?

  • Какое было решение принято на нём?

  • Почему Кутузовым было принято такое решение?

  • Как отнеслись другие военачальники к предложению Кутузова?

Запись в тетради: Военный совет в Филях. Решение – оставить Москву 2 сентября.

Слайд 6. Наполеон на Поклонной горе.


Учитель комментирует: 2 сентября Наполеон подошёл к Москве и остановился на Поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесёт ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Так и не дождавшись, вошёл в пустой город.


Слайд 7. Вход французов в Москву.


Учитель: Что же ожидало французов в Москве? Мы узнаем после физкультминутки.


Физкультминутка:

  • Гимнастика для глаз «Ленивые восьмёрки»

  • Кинезиологические упражнения «Думающий колпак», «Поза солнца»



Сообщение учащегося от имени французов об увиденной Москве.


«Все до единого, от старика до младенца бежали из своей столицы. Все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание, нагоняющее страх. Москва представляется нам огромным трупом… »

Как же встретила Москва французскую армию?


Слайд 8. Пожар.

Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. читает учащийся.


«Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою».


Сообщение учителя о пожаре: В ночь на 5 (17) сентября Москва запылала. Пламя охватило центр близ Кремля, Замоскворечье, Солянку. Загорелся Кремль. Наполеон спешно перебрался в загородный Петровский дворец.


Слайд 9.

Найти из учебника ответы на вопросы:

  • Какие трудности испытывали французы в Москве?

  • Что пытался предпринять Наполеон?



Вывод: Находясь в столице, Наполеон понял, что со взятием Москвы, он не смог поразить Россию в самое сердце, т.е. победы над русским народом он не достиг и решает покинуть город.


Слайд 10.


  1. Закрепление нового материала.

Слайд 11.


  • Где и когда проходил военный совет?

  • Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?

(«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна …»)

  • На что рассчитывал Наполеон, заняв Москву?

(«Если я возьму Москву – я поражу её в самое сердце»)

  • Как вели себя французы в Москве?

  • Что понял Наполеон, уходя из Москвы?


  1. Домашнее задание:

Слайд 12.

Прочитать текст учебника стр. 218-219.

Нарисовать вооружение времён Отечественной войны 1812 года (по желанию)

  1. Итоги урока. Выставление отметок за урок.


Слайд 13.







Используемая литература:

1. Учебник Истории России для 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Б.П.Пузанов

2. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С.

3. Поурочные разработки по истории России XIX в. Е.В.Колганова, Н.В. Сумакова.

4. Пьеса «Пожар Москвы» У.П.Карпов



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ