Конспект урока по истории в 8 классе «Полтавская битва»
Урок в 8 классе «Полтавская битва»
Цель: раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой; показать полководческое искусство Петра Первого.
Задачи:
- дать представление о подготовке русской армии к сражению, рассказать о ходе сражения под Полтавой; показать значение Полтавской битвы;
- продолжать работу над развитием умений давать характеристику исторического события; совершенствовать умения работать с исторической картой;
- вызвать чувство восхищения полководческим искусством Петра I.
Словарная работа: окоп, редут, драгуны.
Тип урока: комбинированный с ИКТ (мультимедийная доска – МД)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, желает трудолюбия и усердия.
Приветствуют стоя, садятся.
Повторение пройденного материала
- Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
Опрос по карте ( у учащихся на парте свои контурные карты, которые они сделали к этому уроку)
- Показать территории России и Швеции.
- Какое море разделяет эти страны?
- Показать крепость Нарву и реку Неву.
- Показать крепость Кронштадт и Санкт-Петербург.
Опрос по МД.
- На доске 7 Андреевских флажков. Под каждым – вопрос. Вопросы закрываются и на них появляются буквы, из которых складывается слово ПОЛТАВА.
Вопросы:
Почему Петр Первый решил воевать со шведами? (цели войны)
Когда началась Северная война и кто командовал шведской армией?
С чего началась Северная война?
Какую армию решил создать Петр Первый? Кто в ней служил?
В каком году начали строить Санкт-Петербург?
Что такое галера?
Какой флаг развевался на мачте российских кораблей?
(Оценивание)
Вспоминают тему и содержание преды-
дущего урока.
Отвечающий выбира-
ет себе консультанта,
который будет ему
подсказывать, и отвечает на вопросы. Остальные учащиеся отвечают на эти же вопросы на карточках, где даны варианты ответов.
Актуализация знаний, объявление новой темы
Вступительное слово учителя.
- Это слово не случайно появилось у нас на доске. Наступил 1709 год, девятый год войны со Швецией. Карл XII, обеспокоенный победами Петра, случившимися за это время, решил нанести России последний удар и разгромить ее.
Для этого он собрал многочисленное войско и вступил на Украину. Противники встретились у крепости Полтава, где и произошла решающая битва. Эта битва и будет темой нашего урока.
Слайд. Запишите в тетради «Полтавская битва». (на слайде Петр и карл XII)
Слушают учителя.
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала
Учитель показывает на карте Полтаву.
- Найдите на своих контурных картах Полтаву и обозначьте ее как место сражения - Х.
Изучение нового материала ведется по плану (слайд):
Подготовка к сражению.
Ход сражения.
Причины победы.
Значение Полтавской битвы.
Рассказ учителя.
- Весной 1709 года шведы осадили (окружили) Полтаву. Слайд. Вот так выглядел пехотинец шведской армии. Два месяца гарнизон крепости отражал атака врага.
Слайд-карта расположения русских войск.
- А тем временем Петр I разбил лагерь к северу от Полтавы в очень удобном месте. Слева и справа защищал лес, а позади текла река. Несколько дней русская армия основательно готовилась к сражению. День и ночь стучали топоры: солдаты строили военные укрепления, рыли окопы – Слайд: окоп – прочитайте значение слова. Через реку возвели мосты для подвоза боеприпасов и продовольствия. Перед лагерем построили 6 редутов для артиллерии– Слайд: редут – прочитайте значение слова. Ждали 40-тысячную армию драгун – Слайд: драгуны – прочитайте значение слова
Слайд: вот так выглядели драгуны. Петр сам руководил приготовлениями к битве и успевал везде. Прочитайте, как это написано в учебнике стр. 120 2-ой абзац. В ночь перед решающим сражением Петр обратился к солдатам со словами : (прочитайте) Слайд: «Воины! Вот тот час, который решит судьбу Отечества!»
- И вот наступило 27 июня 1709 года – день Полтавской битвы. Запишите эту дату в тетради. Слайд.
Слайд: посмотрите, как расставили свои войска ПетрI и Карл XII .
Рассказ учителя о ходе сражения по схеме.
- Замечательно эту битву описал в своей поэме «Полтава» А.С.Пушкин. Отрывок из этой поэмы сейчас нам прочитает… ( ученик читает наизусть)
- А сейчас посмотрите отрывок из старого художественного фильма «Петр I».
- Чем же закончился кровавый бой? Найдите на стр. 121 во 2 абзаце ответ на этот вопрос.
- Как думаете, ребята, почему в этот раз (если сравнивать с разгромом русской армии под Нарвой) русские одержали сокрушительную победу?
Учитель делает вывод:
Слайд: Причины победы русской армии.
Реформа армии (армия стала регулярной. т.е. постоянной, что значительно улучшило военную подготовку рекрутов)
Тщательная подготовка к бою.
Полководческое искусство Петра I.
Храбрость и самоотверженность воинов.
Слайд: Значение Полтавской битвы.
Наступил перелом в Северной войне.
Могущество Швеции подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.
Возрос международный авторитет России.
От тех событий осталась поговорка «пропал, как швед под Полтавой» или «бит, как швед под Полтавой» - обозначает, что дела очень плохи.
Сейчас этот день отмечается у нас в стране как День воинской славы России - Слайд.
А на Украине в г. Полтава сохранились памятники героям Полтавской битвы: Слайды
Обозначают на контурных картах Полтаву.
Знакомятся с планом урока.
Слушают учителя.
Один ученик читает вслух, остальные следят, потом пытаются объяснить своими словами.
Один ученик читает, остальные следят.
Записывают дату в тетради.
Рассматривают схему и слушают учителя.
Ученик читает наизусть отрывок из поэмы.
Смотрят отрывок из фильма.
Учащиеся читают про себя и отвечают .
Учащиеся высказываются.
Слушают учителя.
Первичное закрепление нового материала
- Чтобы узнать, внимательны ли вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам работу на карточках: заполнить пропуски в предложениях.
Решающее сражение произошло под г._________ когда) __________ .. Русские солдаты вырыли _______, построили земляные укрепления_______. 4. На помощь пришли полки (кого) д___________. Сражение продолжалось _____ часа. Шведы_________. Карл XII ________ .
Работают на карточ-
ках. Проверяют.
Подведение итогов
Объявление оценок за работу.
Слушают коммента-
рии учителя.
Домашнее задание
Сообщение домашнего задания: прочитать стр.
Записывают домаш-
нее задание.
Индивидуальное задание
Сильным ученикам написать сочинение от имени воинов армии Петра I.
Записывают домаш-
нее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ