Конспект урока по истории "Начало правления династии Романовых"
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Орг.момент
Ребята, история нашей страны уходит глубоко корнями в прошлое. В нашей истории были яркие моменты возвышения и трагические события. Но несмотря не на что, мы должны уважительно относиться к прошлому и настоящему России, знать её историю.
Повторение пройденного материала
— Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
Давайте вспомним с вами:
1. Что такое Семибоярщина?
( период правления семи знатных бояр)
2. В чем проявилось предательство бояр?
( Бояре решили отдать Россию под власть польского короля. Они тайно договорились с королём и пустили польские войска в Москву. Поляки безжалостно разграбили город)
3. Что поняли простые люди?
(Возникла угроза самому существованию Российского государства. Они поняли ,что только сами смогут освободить и спасти своё Отечество.)
4. Кто организовал народное ополчение?
(Народное ополчение возглавил Козьма Минин, (он же заведовал казной) который вышел на площадь города и обратился к горожанам с призывом собирать средства, чтобы создать народное ополчение и освободить Родину. Призвал он всех, кто способен держать в руках оружие, встать на защиту родного Отечества)
5. Кто возглавил войско народного ополчения?
(Военным руководителем ополченцев стал князь Дмитрий Пожарский)
6. Когда произошло освобождение страны от иноземных захватчиков?
(В 1612 году страна была освобождена от иноземных захватчиков, благодаря мужеству, героическому подвигу и патриотизму всего русского народа)
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.
Участвуют в беседе.
Дают ответ.(стр.82)
Дают развернутый ответ.(стр. 79)
Дают ответ (тест стр.80, 3 абзац).
Дают полный ответ (тест стр.80, 3 абзац).
Дают полный ответ.(стр. 81)
Дают полный ответ (стр.82)
Актуализа-ция знаний, объявление новой темы
Вступительное слово учигеля.
В 1612т. Россия благодаря героизму и патриотизму русских людей освобождена от иноземных захватчиков. Руководители народного ополчения Козьма Минин и Дмитрий Пожарский смогли поднять людей на борьбу с врагом в самое трудное время для нашей Родины. Российское государство находилось тогда на краю гибели. Боярское правительство (боярская дума –совещательный орган при Государе всея Руси) предало страну, передав её под власть поляков.
Несколько лет Россия страдала от войн, восстаний, разрухи и безвластия. Теперь всё было позади. Настало время восстановить в стране порядок.
И так тема нашего урока: (Слайд )
«Начало правления династии Романовых»
Открываем тетради и записываем число и тему урока.
Записали. Молодцы. Отложите ручки в сторону и продолжаем слушать.
Цель: (Слайд )
дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых;
создать ситуацию успеха.
Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового
материала
Вступительная беседа.
В начале 1613 года был созван Земский собор.
(Слайд )
Давайте вспомним что, такое земский собор.
Откройте свои тетради и прочтите.
(собрание представителей всех русских земель середины 15века-конца 17века. Включали членов Освященного обора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, 1589г –с патриархом),Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан.)
В Москву съехались представители бояр, духовенства, горожан, казаков и стрельцов. Им предстояло выбрать нового царя. Два месяца они спорили и на конец выбрали
(Слайд )
новым царём Михаила Фёдоровича Романова.
В 1613 году началось правление новой царской династии Романовых.
Михаила Фёдоровича Романова из боярского рода, которому исполнилось всего 16 лет. Он был юношей болезненным и добрым, любил цветы и разные растения. Много времени проводил в молитвах, любил слушать звон колоколов. Михаила Фёдоровича Романова управлял страной вместе с земским собором и Боярской думой ни одно государственное дело или решение он не принимал он, не посоветовавшись с земцами или боярами.
За годы царствования Михаила Фёдоровича Романова в стране был наведён порядок. Все самозванцы были казнены. Остатки иноземных захватчиков из страны изгнаны.Началось восстановление разрушенных городов. Смута прекратилась в России, люди вернулись к мирному труду.
Прекратилась и вражда между боярскими и дворянскими родами. Всего за несколько лет в стране восстановился мир и спокойствие.
Работа с текстом учебника.
Давайте с вами вспомним:
— Кто был первым царем из династии Романовых?
— Когда началось правление династии Романовых?
-Охарактеризуйте Михаила Федоровича?
— Что предпринял Михаил Федорович для наведения порядка в стране?
Заслушав ответы учащихся, учитель дополняет, конкретизирует
.
Самостоятельная работа
по карточкам.
— Когда стал царем Михаил Фёдоровича Романов?
-Поставьте на ленте времени дату правления новой царской династии?
Рассказ учителя о правлении Алексея Михайловича.
После смерти Михаила Фёдоровича Романова1645 году стал царём его сын Алексей Михайлович Романов. Он был человеком образованным, с раннего детства его готовили к управлению государством, обучали разным наукам, когда подрос сам стал сочинять книги. Многие документы он сочинял сам, и не доверял писать их своим приближённым боярам и дворянам.
Алексей Михайлович Романов был человеком добрым и скромным. С любовью относился к людям бедным и нищим, помогал им. Он стремился к тишине и покою в государстве. За что его прозвали «Тишайший». Он старался не ссорится с боярами, включал их в состав Боярской думы. Но когда в ней стало более 100 думцев, он образовал из самых знатных бояр «малую», или «тайную», думу. Вот с ними то он в основном и советовался, когда принимал важнейшие решения.
Алексей Михайлович начал войну с Польшей из-за украинских земель. 1654 году часть Украины была принята в состав Российского государства. После этого Польша 13 лет воевала с Россией, недовольная потерей земель.
Война истощила государственную казну. И тогда царь решил её пополнить за счёт новых налогов. По совету «малой» Боярской думы он приказал увеличить налог на соль.
Соль продавалась только в царских лавка и по очень высокой цене. А ведь соль нужна для приготовления любой еды и для выпечки хлеба, что привело к удорожанию хлеба.
Простые люди не могли купить ни соль, ни хлеб из-за высокой цены. Горожане взбунтовались. В Москве начался «соляной бунт» - недовольство людей повышением цены на соль.
Словарная работа (Слайд ) откройте тетради и запишите .
«соляной бунт»- недовольство людей повышением цены на соль
— Кто стал царем после Михаила Федоровича?
— Охарактеризуйте Алексея Михайловича
— Почему царь реже собирал Боярскую думу?
— Почему в Москве начался «Соляной бунт»?
— Из-за чего начался «Медный бунт»?
Слушают учителя.
Один ученик, читает указанные учителем абзацы, остальные следят.
Дают ответ.
.
Дают ответ.
Находят нужный абзац, зачитывают или излагают своими словами.
Находят нужный абзац, зачитывают.
Дают ответ.
Записывают в тетрадь: Михаил Федорович Романов
Записывают в тетрадь: 1613 г. — начало правления династии Романовых.
.
Слабо успевающие обучающие карандашом подчеркивают глаголы, прилагательные, характеризующие царя.
Дают ответ. Ставят дату на ленте времени.(самостоятельно).
Слушают рассказ учителя. По ходу рассказа дают ответы.
Дают развернутый
Дают развёрнутый ответ.
В случае затруднений пользуются наводящими вопросами учителя, текстом учебника.
Записывают в тетрадь: Алексей Михайлович Романов» «Тишайший». Читают
указательным пальцем.
Словарная работа:
Солянойбунт, Медный бунт. — Каково решение царя после Медного бунта?
Кратко проговорив изучен-ный материал, подводит учащихся к выводу: укрепилась царская самодержавная власть. Царь стал управлять государством почти единолично.
Находят объяснение слов в учебнике.
Слушают вывод по теме
Первичное закрепление нового материала
Вопросы для закрепления.
1. Когда начала править новая донастия Романовых?
2. Что нужно отметить в правлении Михаила Федоровича?
3. Почему Алексея Михайловича прозвали Тишайшим?
4. Какие важные события произошли в годы правления Алексея Михайловича?
Учитель помогает наводящими вопросами
Дают ответ.
Один учейик ставит дату на ленте времени.
Дают развернутый ответ.
В случае затруднений пользуются текстом учебника.
Дают аргументированный ответ.
Дают развернутый ответ, в случае затруднений пользуются текстом учебника
Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу
Слушают комментарии учителя
Домашнее задание
Сообщение домашнего задания.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы
Записывают домашнее задание
Индивидуаль-
ное задание
Сообщение индивидуального задания.
Прочитать указанные абзацы, дать ответы на первый, второй вопросы.
Дополнительный материал
♦ Население Украины страдало от гнета польских помещиков. Украинцы восстали против польского короля и обратились к Алексею Михайловичу с просьбой о помощи.
♦ Возглавил восставший украинский народ гетман (воевода) Богдан Хмельницкий. Был Богдан Хмельницкий опытным полководцем. Он вместе со своим войском и восставшими украинскими крестьянами одержал несколько побед над поляками. Но трудно ему было одному справиться с сильной Польшей. И тогда послал он русскому царю грамоту с просьбой принять Украину в состав России.
♦ На Переяславской раде царский посол Василий Бутурлин зачитал решение Земского собора о присоединении Украины к России. Переяславская рада с восторгом приняла это решение.
Этот день — 8 января 1654 г. стал великим праздником объединения двух славянских братских народов — украинцев и русских — в единое государство.
Урок 17. Крепостные крестьяне. Крестьянская война (урок первый) 67
Грамота эта была зачитана в Москве на Земском соборе. Земский собор принял решение включить Украинце состав России, а Польше объявить войну. Через несколько месяцев в городе Пере-яславле собрались представители всех украинских сословий на совет. Совет этот был назван радой. ♦ На Переяславской раде царский посол Василий Бутурлин зачитал решение Земского собора о присоединении Украины к России. Переяславская рада с восторгом приняла это решение.
Этот день — 8 января 1654 г. стал великим праздником объединения двух славянских братских народов — украинцев и русских — в единое государство.
На изучение данной темы уделяется один час.
Урок 17. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый)
Цель
Дать учащимся представление о положении крепостных крестьян.
Образовательные: разъяснить понятия «крепостные крестьяне», «барщина», «оброк»; сформитзовать представление о крепостном угнетении; показать не только тяжесть подневольного труда, но и любовь крестьянина к земле.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание; продолжать учить анализировать, сравнивать; давать полные ответы на вопросы, выделять главные мысли из текста учебника; за* креплять навыки работы с тетрадью по истории; опорным конспектом (таблицей).
Воспитательные: воспитывать глубокое сочувствие к угнетенным, уважение к героизму русских людей.
Крепостные крестьяне крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину; барщина, оброк — повинности крепостных крестьян.
Основные термины и ноития
Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, крестьянская война, станица, есаул.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ