Конспект урока по истории "В рыцарском замке" 6 класс

Урок истории

МБОУ « Чульская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории Демко Е.Н


Тема урока: В рыцарском замке.

Цель урока:

- познакомить учащихся с жизнью и бытом рыцарей;

- выяснить, почему только земледелец мог стать рыцарем;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.


Оборудование: компьютер, презентация.

План:

1. Замок феодала.

2. Снаряжение рыцаря.

3. Воспитание рыцаря.

4. Развлечение рыцаря.

5. «Позор и срам мне страшны - не кончина».

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

1. Что было общего в деятельности первых русских князей?

2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?

3. Какие изменение внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение?

4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей?

Рассказ учителя.

Замок феодала

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе, начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки - большие или скромные.

Замок возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице. Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

Снаряжение рыцаря.

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших.

Запишем определения:

  • Палица – тяжёлая дубинка с металлическим утолщённым концом.

  • Кольчуга – рубаха, сплетённая из железных колец.

  • Латы – доспехи, сделанные из стальных пластин.

  • Забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз.

  • Оруженосец – слуга рыцаря, который заботится о его оружии.


Воспитание рыцаря.

Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приёмам и тактике боя. В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществ.

В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и охотничьими собаками, встречал гостей, в походе вёз доспехи рыцаря. После длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари. Во время праздника воин становился на колено перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью или мечом плашмя по спине либо по плечу - единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не ответив на него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом.

Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

Развлечение рыцаря.

В свободное от походов время, рыцари старались, поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости.

Там собиралось много зрителей, порой из разных стран.

Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов.

Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы.

«Позор и срам мне страшны - не кончина».

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

Кодекс рыцарской чести:

  • Рыцарь должен искать подвиги;

  • Бороться с врагами христианской веры;

  • Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

  • Быть справедливым и галантным.



Домашнее задание: §12; ответить на вопросы к параграфу

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ