Конспект урока по истории "Завоевание Римом Италии"
Уроки 51-52. Завоевание Римом Италии
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
УУД. Исследовать по карте и мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом.
Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения.
Выявлять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.
Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.
Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.
Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой.
Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
Сравнивать территориальные приобретения Рима в III – II вв. до н.э.
Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».
Ход уроков
I. Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейший Рим»
Подготовка устного ответа по карточке № 39.
КАРТОЧКА № 39
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили жители Древнего Рима?» Для этого вспомни:
В честь кого город получил такое название?
Какие занятия существовали у древних римлян?
Какая система управления у них была?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
В 753 г. до н. э. на холмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим - по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины - патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.
Фронтальная беседа с классом.
Где расположена Древняя Италия? (На Аппенинском полуострове.)
Чем отличались природные условия Древней Италии от природных условий Древней Греции? (Выпадало больше дождей, Аппенинские горы не очень высокие, поэтому не было такой раздробленности, как в Греции, больше было плодородных земель, пригодных для занятий сельским хозяйством.)
Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? Покажите на карте территории, на которых они жили. (Этруски, латины.)
Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)
Устный ответ ученика по карточке № 39
Переход к изучению новой темы
Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого
государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой.
- Выясним, что такое республика.
IV. Изучение новой темы
Возникновение республики.
Нашествие галлов.
Военные победы римлян.
Господство Рима над Италией.
Устройство Римской республики.
На доске: тема урока, новые слова: народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.
1. Рассказ учителя о республике римлян по схеме.
В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.
Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.
Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости - для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале - на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой - его противники.
Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.
Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского - общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 3 .
Выяснить, чем отличалась армия римлян.
Сообщение учащегося о военных победах римлян (можно в объеме учебника). Дополнительный материал есть в конце урока.
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «афиняне» и «римляне». Одни должны отстаивать преимущества политического устройства Афин, другие - Древнего Рима.
Игра
Учитель на доске чертит таблицу.
Афины Древний Рим
Ученики, защищая преимущества политического устройства Афин и Древнего Рима, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями/Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
тип правления;
социальное устройство;
высший орган власти;
исполнительные органы власти;
способ формирования институтов власти.
По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученики), набравший наибольшее количество очков, получает пять.
V. Закрепление изученного материала
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 66 (с. 49-50).
б) Беседа по вопросам.
Что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители.)
Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме - не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат.)
VI. Подведение итогов уроков
Домашнее задание: прочитать § 45-46 подготовить развернутые ответы на вопросы: «Как управлялась Римская республика?», «Как была организована армия римлян?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 61 (с. 46), заполните контурную карту «Древняя Италия»; для любознательных: римляне, установив республику, стали принимать много новых законов. У кого они этому научились? (Республиканские законы Рима должны были заменить произвол царей и сената. Большой опыт такого законодательства накопили греки, поэтому римляне направляли послов на учебу в греческие города Южной Италии.)
Литература:
1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013
2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ