конспект урока по теме: "Династический кризис.Восстание декабристов" 8 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Нефтекумска Ставропольского края







Конспект урока по истории России

в 8 классе

«Династический кризис. Восстание декабристов»





подготовила учитель истории

Шиянова Анна Николаевна













г. Нефтекумск

2013 год




Тема урока: "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Метапредметная тема: модель и способы.

Цель урока: раскрыть сущность и показать значение восстания декабристов на Сенатской площади в истории Российского государства.

Задачи урока:

Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов.

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной оценки учащимися исторических событий.

Воспитательные: формировать развитую, социально активную, творческую и самостоятельную личность; воспитанную на примере гражданской позиции и любви к Отечеству.

Понятия и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Персоналии: Александр I, Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Оборудование: учебник История России XIX век под ред. А.А. Данилов, Л. Г. Косулина; компьютер; раздаточный материал, презентация «Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов».

Тип урока: Комбинированный

Педагогические технологии: проблемный диалог.


Ход урока

  1. Исходное событие (класс задумался).

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке.

Обратите внимание на изображения на слайде (изображены различные протестные движения народа против власти).

Что общего на этих иллюстрациях? Как вы считаете, что могли требовать люди, изображённые на иллюстрациях? Что они пытались построить?

( модель какого-то общества)

II. Актуализация знаний.

Учитель: На современном этапе часто, представляя себе модель идеального общества, народ организовывает протестные движения против власти. Как вы считаете, какие способы они могут использовать? Достойны ли такие протестные движения нашего уважения?

Мы с вами изучаем историю России 19 века и на прошлом уроке изучали тайные организации, возникшие в России в 1820-1821 гг. Назовите их. (Северное и Южное общества)

- Выделите их общие черты и отличия в их взглядах на развитие общества. (Ответы учащихся)

Работа сравнительной таблицей.


Программа Южного общества - «Русская правда» П.Пестеля

Программа Северного общества - «Конституция» Н.Муравьева

Власть, форма правления

Республика, власть на 10 лет Временному правительству. Россия - единое и неразделимое государство.


Конституционная монархия. По территориально-государственному устройству Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей. Законодательная власть - Народному вечу (право голоса - богатым), исполнительная - императору

Принятие конституции

Крепостное право

Отменяется.


Отменяется, земли помещиков остаются за ними.

Сословный строй

Равенство всех перед законом, гражданские свободы

Равенство всех перед законом, но избирательное право - только богатым

Учитель: Можем ли мы говорить о том, что каждая из этих программ представляла определённую модель общества.

Какую программу легче было осуществить в тех условиях?

( Программу Н. Муравьёва, так как он предлагал сохранить монархию, а это было более приемлемо для России с абсолютной формой власти.)

Учитель: В ходе предыдущего урока вы выяснили причины зарождения декабризма, назовите их. (Война 1812 года, влияние французских просветителей, Великая французская революция во Франции.) Но от рассуждений к восстанию довольно долгий путь.

III. Подготовка к изложению нового материала

Назовите тему нашего урока. «Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года» (запись в тетрадь)

Предположите, что мы должны узнать на этом уроке?

Проблема:

Учитель: Последнее десятилетие многие люди не вспоминают, или не хотим вспоминать революционное прошлое нашей страны. Но есть в среде революционеров люди, которыми мы не перестанем восхищаться ни через годы, ни через столетия. Речь идет о  декабристах  – борцах против крепостного права – позорного рабства на Руси.

И так кто же такие декабристы? Декабристы – уникальное явление русской истории. Молодые дворяне хорошо образованные, с блестящей военной карьерой и статской службой, имеющие уважение и почести в аристократическом свете не захотели мириться с гнётом крепостного права. Декабристы, в основном участники Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, возвращались на Родину, ждали перемен. Но дома их встретили политическая реакция, ужесточение крепостнических порядков, издевательство над солдатами.

Какими действиями декабристы хотели достичь своих целей (Мы выяснили, что своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота.)

Давайте обратимся к словам русских поэтов и писателей, которых волновала судьба декабристов.

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой.

«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа…» - В.И. Ленин

Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти слова?

Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов.

Предположите, какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке. Декабристы – преступники или герои? (запись в тетрадь)

Кто такие преступники и герои в вашем понимании.

Давайте обратимся к словарю и выясни лексическое значение этих слов.

IV. Изложение нового материала

1.Династический кризис

Учитель:1 сентября: 1825 года Александр I покинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране.

Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.

Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 59)

Данной ситуацией, смены власти, воспользовались члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года.

Учитель: Какой же план разрабатывали декабристы?

2. Выступление декабристов.

Работа с документом

Задание: У вас на столах лежит документ, я предлагаю вам сейчас на уроке разыграть сценку «Декабристы в доме Рылеева накануне собрания» прочитать документ по ролям от имени декабристов и выяснить цель и план восстания. ( На слайдах краткая характеристика декабристов и их портреты)

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов накануне восстания.

Никита Муравьев. Я полагаю, мы можем провести вос­стание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой. Мы не допустим присяги солдат но­вому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы прину­дим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев. Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуа­ции можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Ка­ховскому.

Евгений Оболенский. Нам понадобится поддержка Южно­го общества. Мы известим их, и они вы­ступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими ба­тальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство гово­рит о нашем бессилии. Не обманывай­тесь, мы не имеем четкого плана, ника­кие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример при­несут плоды! Каховский,  открой  нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги! А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!

Учитель. Ведь даже в одной из самых читаемых поэм «Наливайко» Рылеев написал: Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю...

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Задание классу: Определить цели восстания.

План восстания декабристов:

  1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

  2. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями

  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

  4. Захватить банк и почтамт

  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права

Просмотр отрывка из документального фильма « Декабристы»

Учитель: А теперь давайте обратимся к видеофрагменту о восстании в Петербурге 14 декабря 1825г ода.

  • Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие – нет.

  • Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?


Учитель: Вскоре после событий в Петербурге взбунтовался расквартированный на Украине Черниговский полк.

Запись на слайде и в тетради:

29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Восстанием руководил член южного общества С. И. Муравьев – Апостол и М. П. Бестужев – Рюмин, но воинские части не поддержали восставших, и выступление удалось быстро подавить.

Учитель: Почему же восстание декабристов потерпело поражение?

Причины поражения восстания (формулируют уч-ся) запись в тетрадь

  • Недостаточная конспирация

  • Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших

  • Не было опоры на народные массы

  • Декабристы говорили о Конституции, о правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших

  • Большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества

Следствие и суд над декабристами

Учитель: Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников. Николай I сам давал распоряжения.

Пятерых император Николай I распорядился повесить ( П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев - Апостол, М. Бестужев - Рюмин, П. Каховский ) В ночь на 13 июля 1826 года они были повешены. 25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ.

Учитель: (о женах декабристов в ходе презентации) Еще больше возвысили славу декабристов их жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Княгини Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская и Александра Григорьевна Муравьева были первыми.

Чтобы остановить женщин, Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы, уголовники.… Но они все равно поехали, и оказалось, что чиновники, чинившие всевозможные препятствия и вымогавшие бесконечные взятки, много хуже уголовников.

Учитель: Давайте подведём итог. Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного? Что изменило оно в России?

Историческое значение и последствия восстания

  • Первое в России движение, которое выдвинуло грамотную политическую программу и открыто выступило против самодержавия

  • Явилось началом революционного движения в России

Давайте вернёмся к поставленной проблеме: Декабристы – преступники или герои?

Учитель: Наверное, они были героями своего времени, не побоявшимися восстать против крепостничества и самодержавия, хотя и использовали в достижении своих целей преступные средства.

V.Рефлексия

А теперь давайте вернёмся к иллюстрациям, представленным в начале урока. Можем ли мы считать лидеров современного протестного движения героями? А могут ли эти люди достичь своих целей?

VI. Домашнее задание

§9 стр. 59- 63.Письменно ответить на вопрос: «Могут ли сегодня люди достичь такой нравственной высоты, когда они жертвуют своими интересами ради других?»



























Использованная литература.


1.Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

2.Кулюгин А.И. Энциклопедия российских царей. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

3.Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. XX век. – М.:Изд-во Эксмо. 2005.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ