Конспект урока "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс

Дата: ______

Тема: §4. Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель.

  • подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей;

  • продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты.

  • Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, презентация «Возникновение земледелия и скотоводства», компьютер, видеопроектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусство и религиозных верований».

  • Как была найдена впервые пещерная живопись?

  • Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

  • Что обозначает понятие «искусство»?

  • Почему древние люди чаще всего изображали животное, которого поразил своим оружием человек?

  • Почему в могилы люди клали различные предметы?

Изучение новой темы.

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.

Задание на урок. Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

Заполните таблицу и сделайте вывод:

Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства ?

Отрасль хозяйства

Что предшествовало ?

Земледелие


Скотоводство


1.Появление мотыжного земледелия.

Однажды люди заметили, что зерна просыпанные у входа в пещеру дали всходы.

Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие. Кроме мотыги в земледелии применялись каменный топор и серп.

При помощи топора вырубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения. Урожай собирали при помощи серпа, изготавливавшегося из кости. В серп вставляли каменные лезвия.

Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на углях.

Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.

2.Приручение животных. Самостоятельно прочитать пункт 2 и ответить на вопрос.

Появление земледелия и скотоводства стало возможным, потому что у людей появились излишки продуктов. Почему?

Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.

Теперь благосостояние людей зависело только от их труда.

3.Появление ремесла.

Скотоводы начали разводить коз и овец, которые одновременно давали мясо, шерсть, молоко. Возникали и ремесла.

С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимание изготовлению орудий труда и домашней утвари.

Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода.

Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой.

В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок.

Нити делали изо льна, или пряли из шерсти животных.

У людей появилась льняная и шерстяная одежда, и они стали более защищенными перед непогодой.

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии.

На слайде изображен первобытный сверлильный станок.

При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

4.Род и племя. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотится в одиночку было очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

Первые земледельцы появились В Передней Азии, так как именно там были наиболее благоприятные климатические условия для выращивания хлебных культур. Земледелие приводит к возникновению новых форм общественной организации, так как возникает необъодимость масштабных коллективныхдействий.


Совет старейшин






Племя





Род

Род

Род



5.Мировоззрение.

Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.

Самые могущественные духи назывались богами.

Если все вокруг живое, то со всем можно договориться – нужно только обратить к богам просьбу – молитву. Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня и т.д.

Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов к идолам приносили жертвы

Обобщение.

Выберите правильный ответ

Несколько родовых общин, живших в одной местности

человеческое стадо

племя

соседская община

Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

охота

скотоводство

собирательство

Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе

цари

жрецы

старейшины

Первое домашнее животное, прирученное человеком

корова

лошадь

собака

Когда человек начал заниматься земледелием

10 тысяч лет назад

3 тысяч лет назад

200 тысяч лет назад

Первое орудие труда первобытного человека

мотыга

заостренный камень

плуг

Из чего первобытные люди делали первую одежду

из шелка

из шкур диких животных

из хлопка

Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу

гарпун

лук

рубило

Домашнее задание.

прочитать §4. Составить рассказ по вопросу «Как появилось земледелие и скотоводство?», уметь объяснять понятия «старейшина», «племя», «производящее хозяйство», «присваивающее хозяйство».

Литература.

О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории древнего мира, М.Ю. Брандт. Тесты по истории древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Энциклопедия. Всемирная история.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ