КТП История Средних веков 6 класс

Календарно-тематическое планирование История Средних веков 6 класс


п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов на изучение темы

Тема урока

Кол-во часов на изучение

Примерная дата проведения урока

Характеристика деятельности учеников

Универсальные учебные действия УУД)


Номер урока

Название

Триместр

Примерная дата

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)




4







Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




1

Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

1



Показывать на карте территорию расселе­ния германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Выявлять. различия в образе жизни, отношениях вну­три германских племён к IV—Vbb. Называть последовательно причины падения Западной Римской империи.




2

Королевство франков и христиан­ская церковь в VI—VIII вв.

1



Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие склады­вания государства у франков. Пояснять зна­чение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры.




3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздро­бленность

1



Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С по­мощью карты рассказывать о внешней поли­тике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать послед­ствия Верденского раздела.





4

Западная Европа в IX—XI вв.

Англия в ранее средневековье.

1



Объяснять причины ослабления коро­левской власти во Франции. Сравнить ко­ролевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской импе­рией и Священной Римской империей. Рассказывать о представлениях средневе­кового европейца о мире. Анализировать до­стижения культуры в эпоху Карла Великого.

Объяснять значение заимствований антич­ной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европей­ского образования. Доказывать, что в эпо­ху Карла Великого появился интерес к про­шлому, к нравственному подвигу человека. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

3














5

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1



Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и им­перии Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
































Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.














Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




6

Культура Византии.

1



Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Расска­зывать об изменениях в архитектуре христиан­ского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины раз­вития наук и их влияние на развитие культу­ры. Объяснять, почему в Византии развива­лась преимущественно настенная живопись.




7

Образование славянских госу­дарств.

1



Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государствен­ности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управле­ние государством у южных, западных и вос­точных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причи­ны различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



Арабы в VI—XI вв.

2










8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1



Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жи­телей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством




9

Культура стран халифата.

1



Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях. Составлять раз­вёрнутый план параграфа. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



Феодалы и крестьяне

1










10

Средневековая деревня и её обита­тели. В рыцарском замке.

1



Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феода­лом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жиз­ни. Составлять кроссворд по одному из пун­ктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе на­блюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, раз­влечениях



Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2














11

Формирование средневековых го­родов. Городское ремесло.

1



Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между раз­витием орудий труда, различных приспо­соблений в сельском хозяйстве и экономи­ческим ростом. Выделять условия возник­новения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.




































Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности




Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




























Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




12

Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века

1



Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь го­рожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о город­ской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия на­родов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль уни­верситетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содер­жание изученной главы учебника.



Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы

2










13

Могущество папской власти. Ка­толическая церковь и еретики.

1



Характеризовать положение и образ жиз­ни трёх основных сословий средневеково­го общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о собы­тиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появле­ния движения еретиков. Устанавливать связи




14

Крестовые походы.

1



Определять по карте путь Крестовых похо­дов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми по­ходами и стремлением церкви повысить ав­торитет в обществе. Объяснять цели различ­ных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)

5










15

Как происходило объединение Франции.

1



Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, осво­бождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать мате­риал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять во­просы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.




16

Что англичане считают началом сво­их свобод

1



Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском тро­не. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии воль­ностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции со­словного представительства.




17

Столетняя война.

1



Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказы­вать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о под­виге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.





18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1



Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объедине­ния Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском го­сударстве. Анализировать процессы объеди­нения в Англии и Франции.








19

Реконкиста и образование центра­лизованных государств на Пиренейском полуострове.

1



Находить на карте Пиренейский полу­остров и расположенные на нём государ­ства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-мо-нархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кор­тесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.







Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

2














20

Гуситское движение в Чехии.


1



Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказы­вать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.












Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.







Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




21

Завоевание турками-османами Бал­канского полуострова.

1



Находить и показывать на карте Балкан­ский полуостров, Болгарское царство, Сер­бию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли со­хранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть по­следствия падения Византии. Выполнять са­мостоятельную работу с опорой на содержа­ние изученной главы учебника.



Культура Западной Европы

в XI—XV вв.

4











22

Образование и философия.

1



Объяснять причины изменения представ­лений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровер­жения существования корпоративной культу­ры. Излагать смысл дискуссии о соотноше­нии веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средне­вековых городах.





23

Средневековая литература и ис­кусство.

1



Составлять рассказ-экскурсию по памят­никам искусства. Характеризовать и срав­нивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргу­ментировать свою точку зрения в отношении куртуазное™, рыцарской литературы и пр.




24

Культура раннего Возрождения в Италии.

1



Составлять рассказ-описание по карти­не художника. Объяснять значение поня­тий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового че­ловека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.













25

Научные открытия и изобретения.

1



Доказывать, что в XIV в. стали преоб­ладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного коле­са и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его пе­риод. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.



Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2











26

Средневековая Азия:Китай, Индия, Япония

1



Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать дости­жения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столи­ца, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — инду­изм. Анализировать развитие страны в до­монгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобра­зии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подго­товки сообщений на тему истории Индии.




27

Государства и народы доколум­бовой Америки.

1



Объяснять особенности образа жиз­ни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколум­бовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.






Наследие Средних веков в исто­рии человечества.

1

28

Наследие Средних веков в исто­рии человечества. Повторительно-обобщающий урок

1



Объяснять смысл понятия «Средневе­ковье». Раскрывать сущность феодальных от­ношений. Выделять и характеризовать основ­ные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отно­шения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.







Календарно-тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVIв. 6 класс



Введение

2














29

Предмет Отечественной истории


1



Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исто­рических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использо­вать историческую карту для объяснения своеобразия геопо­литического положения России.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.







Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.






Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности







Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



30

Древнейшие народы на тер­ритории России.


1



Показывать на карте расселе­ние древнего человека на тер­ритории России, древние госу­дарства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, за­нятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтничес­ких контактов и взаимодействий.


ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.

9

31

Восточные славяне.

1



Характеризовать на основе ис­торической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, веро­вания славян.



32

Образование Древнерусского государства. Соседи восточных славян.

1



Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье.



33

Образование Древнерусского государства.


1



Раскрывать причины и назы­вать время образования Древ­нерусского государства.



34

Первые киевские князья. Первые русские князья, их внутрен­няя и внешняя политика.

1



Показывать на исторической карте территорию Древней Ру­си, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности пер­вых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».



35

Князь Владимир. Крещение Руси.


1



Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о воз­никновении христианства и ос­новных его постулатах. Составлять характеристику Вла­димира Святославича. Давать оценку значения при­нятия христианства на Руси.



36

Древнерусское государство в X—XI вв.

Русская Правда.

1



Характеризовать политический строй Древней Руси, внутрен­нюю и внешнюю политику рус­ских князей в конце X — пер­вой трети XII в. Приводить примеры взаимоот­ношений Древней Руси с сосед­ними племенами и государ­ствами.

Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.




















37

Социально-экономический и политический строй Древней Руси.

1



Характеризовать социально-экономический и политический строй Древней Руси при Ярос­лаве Мудром.

Рассказывать о положении от­дельных групп населения Древ­ней Руси, используя информа­цию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.



38

Культура и быт Древней Руси.

1



Рассказывать о развитии куль­туры Древней Руси. Описывать памятники древне­русского зодчества и древнерус­ской живописи (фрески и моза­ики, иконы), предметы декоративно-прикладного искус­ства и др.

Характеризовать развитие уст­ного народного творчества, ли­тературы, живописи и др. Рассказывать о быте и нравах Древней Руси.



39

Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII - первой поло­вине XII в.» (применение знаний и умений)Работа с документами

1



Научатся определять термины, изученные в главе «Древняя Русь в VIII — первой полови­не XII в.».

Получат возможность научиться: называть главные события, ос­новные достижения истории и культуры



РУСЬ УДЕЛЬНАЯ В XII - XIII ВВ.

10









40

Начало раздробленности Древнерусского государства

1



Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Получат возможность научиться: характери­зовать политику Вла­димира Мономаха, называть причины по­литической раздроб­ленности, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников

Объяснять смысл понятия «по­литическая раздробленность». Называть хронологические рамки периода раздробленнос­ти.

Раскрывать причины и послед­ствия раздробленности.



41

Главные политические центры Руси. Северо- Восточ­ная Русь


1



Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей.

Получат возможность научиться: характери­зовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на кар­те, определять направ­ления деятельности владимиро-суздальских князей



42

Главные поли­тические цент­ры Руси. Новгородское и Гапицко- Волынское княжества

1



Научатся определять термины: боярская рес­публика, посадник, ве­чевой колокол, владыка, тысяцкий.

Получат возможность научиться: свободно излагать подготовлен­ные сообщения по теме, сравнивать политиче­ское устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.











Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.





























Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.



Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.







Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.



















Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.








Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.























Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.























Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.






Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью




Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью




















Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью




















Смысловое чтение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью



Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.











\


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.














Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.




43

Нашествие с Востока.

1



Изучать материалы, свидетель­ствующие о походах монгольс­ких завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопостав­лять и обобщать содержащиеся в них сведения.



44

Борьба Руси с западными завоевателями

1



Научатся определять термины: орден кресто­носцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Нев­ского.

Получат возможность научиться: рассказы­вать о Ледовом побо­ище с опорой на карту, делать вывод об исто­рическом значении по­бед А. Невского



45

Русь и Золотая Орда


1



Научатся определять термины: баскаки, ор­дынский выход, ярлык, резиденция.

Получат возможность научиться: называть политические и эконо­мические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно де­лать вывод о последст­виях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исто­рических источников



46

Русь и Литва

1



Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значе­нии присоединения Литовского княжества к Русскому государству




47

Культура русских земель в ХП-ХШ вв

1



Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

Получат возможность научиться: давать об­щую характеристику русской культуры XII— XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода, извлекать по­лезную информацию из литературных источ­ников

Рассказывать о развитии куль­туры русских земель. Объяснять особенности разви­тия просвещения, научных зна­ний, литературы и др. Описывать памятники древне­русского зодчества и древнерус­ской живописи.

Характеризовать идею един­ства Русской земли (по «Слову о полку Игореве»).



48-49

Повторительно-обобщающий урок «Русь в пери­од политиче­ской раздроб­ленности». Работа с документами. Тестирование

2



Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории периода раздроблен­ности по образцу ГИА (в упрощённом варианте)



МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XV вв.

8









50

Предпосылки объединения Русских зе­мель. Усиле­ние Московского княже­ства


1



Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, ос­новные центры собирания русских зе­мель, территориальный рост Московско­го княжества.

Раскрывать причины и следствия объ­единения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты



51

Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликов­ская битва.


1



Рассказывать о Куликовской битве на основе текста учебни­ка, отрывков из летописей, произведений литературы, ис­торической карты. Раскрывать значение Куликов­ской битвы.

Оценивать роль Дмитрия Донс­кого и Сергия Радонежского.



52

Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в.

1



Показывать на исторической карте рост территории Москов­ской Руси.

Объяснять причины и послед­ствия феодальной войны. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой.



53

Создание единого Русского государства.


1



Объяснять смысл понятия «цент­рализованное государство». Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в полити­ческом строе Руси, системе уп­равления страной. Составлять характеристику Ива­на III.



54

Московское государство в конце XV — начале XVI в.

1



Объяснять суть изменений в политическом строе при Ива­не III.

Сравнивать вотчинное и поме­стное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содер­жащиеся в них сведения в рас­сказе о положении крестьян.



55

Церковь и государство.


1



Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотно­шения церкви с великокняжес­кой властью.

Объяснять смысл понятий: ересь, «Москва — Третий Рим». Приводить оценку роли выдаю­щихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.



56

Реформы Из­бранной рады

1



Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.

Объяснять причины и значение при­нятия Иваном IV царского титула.

Характеризовать основные мероприя­тия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы (от­рывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о Рос­сии) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Объяснять значение понятий центра­лизованное государство, приказ, Земс­кий собор, стрелецкое войско, дворяне



57

Культура и быт в XIV-XVI вв.

1



Составлять систематическую таблицу о достижениях культу­ры Руси в XIV — начале XVI в. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культу­ры изучаемого периода и их создателях.

Описывать памятники культу­ры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, худо­жественных альбомов, материа­лов, найденных в Интернете, или непосредственных наблю­дений (с использованием регио­нального материала). Участвовать в оформлении аль­бома, посвященного памятни­кам культуры родного края изучаемого периода.


МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в.

5

58

Начало правления Ивана IV.

1



Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

Объяснять смысл понятий: при­каз, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные ме­роприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические доку­менты (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских ука­зов и др.) и использовать их для рассказа о положении раз­личных слоев населения Руси, политике власти.



59

Внешняя политика Ивана IV Грозного.

1



Объяснять, какие цели пресле­довал Иван IV Грозный, орга­низуя походы и военные дей­ствия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Раскрывать, каковы были по­следствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского госу­дарства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака и др



60

Опричнина и итоги правле­ния Ивана IV Грозного.


1



Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Объяснять значение учрежде­ния патриаршества. Составлять характеристику Ива­на IV Грозного.

Представлять и обосновывать

оценку итогов правления Ива­на IV Грозного.

Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политическо­го развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, ук­репление самодержавия и др.).



61

Культура в XVI в.

1



Составлять описание памятни­ков материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информа­ции для сообщений о памятни­ках культуры XVI в. и их соз­дателях (в том числе связанных с историей своего региона).



62

Быт XV-XVI вв.


1



Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис­пользуя информацию из источ­ников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и ДР-)-



63

Повторительно-обобщаюший урок. Тестирование.




Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России XIV—XVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)



РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв.

4

64

Внутренняя и внешняя по­литика Бориса Годунова.

1



Раскрывать, какие противоре­чия существовали в русском об­ществе в конце XVI в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы.



65

Смута начала XVII в.

1



Объяснять смысл понятий: Сму­та, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чём заключа­лись причины Смуты начала XVI в.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под пред­водительством Ивана Болотни­кова и др.



66

Окончание Смутного вре­мени.


1



Систематизировать историчес­кий материал в хронологичес­кой таблице «Смутное время в России». Рассказывать о поло­жении людей разных сословий в годы Смуты, используя ин­формацию учебника и истори­ческих источников (возможны ролевые высказывания). Характеризовать последствия Смуты для Российского государ­ства. Показывать на историчес­кой карте направления походов польских и шведских интер­вентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений.

Рассказывать о причинах воца­рения династии Романовых.



67

Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»


1



Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)




68

Контрольное тестирование


1



Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)



68


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ