Либерально-реформаторские проекты в России в первой половине XIX века

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Реформаторские проекты Александра I

1.1 Начало реформ

1.2 Реформы государственного управления

2.Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского

3.Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина

4.Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П.И. Пестеля и Н.М.Муравьева

5.Политические идеи П.Я.Чаадаева

6.Политико-правовые воззрения западников и славянофилов

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Интерес к истории особенно возрастает в переломные периоды жизни общества, когда чрезвычайно важным становится обращение к прошлому, изучение опыта предшествующих поколений и использование его для решения насущных задач. Возникшие при проведении реформ трудности поставили под сомнение возможность использования для России классических западных моделей политического устройства, что, в свою очередь, обусловило рост интереса к отечественному опыту и, в частности, к начальной истории политико-правового учения России.

Таким образом, в начале XIX века в России сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.

1. Реформаторские проекты Александра I


1.1 Начало реформ


Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику "по законам и сердцу" своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

1.2 Реформы государственного управления


В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 - 1839), которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

2. Идеи либерализма в проектах М.М. Сперанского


Первые годы правления императора Александра I отмечены стремлением к осуществлению либеральных преобразований в государстве. Именно этот период ознаменовался появлением группы реформаторов либерального толка, среди которых особо выделялся М.М. Сперанский (1772 1839).

По заданию императора Сперанский подготовил ряд проектов, касавшихся усовершенствования государственного строя империи, явившихся фактически проектами российской конституции. Часть проектов были написаны в 1802 1804 гг., в 1809 г. подготовлены обширные трактаты "Введение к уложению государственных законов", "Проект уложения государственных законов Российской империи".

Идеал Сперанского конституционная монархия, основанная на "законности форм осуществления власти". Непременным условием существования подобной формы правления является разделение властей. Законодательная власть, в соответствии с проектом, вручается двухпалатной Думе, занимающейся обсуждением и принятием законов. Исполнительная власть принадлежит монарху и является подконтрольной представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных как низшую ступень и Сенат как высшую инстанцию. Судебные учреждения: волостные, уездные, губернские суды должны были организовываться на основе выборности должностных лиц.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей в рамках Государственного совета, состоящего частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных населением. Государственный совет, в отличие от Думы, обладал лишь правом законодательной инициативы утверждение законов являлось прерогативой Государственной Думы.

Проект Сперанского предполагал создание многоступенчатой системы представительных органов: население на местах избирало волостную Думу, далее выборы проводились в окружную, губернскую думу, которая в свою очередь избирала депутатов в высший законодательный орган Государственную Думу. Сперанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, в соответствии с которым население России делилось на три сословия дворянство, "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне) и "народ рабочий" (крепостные крестьяне, рабочие, при слуга). Политические права, включающие право избирать и быть из бранным, получали первые два сословия, обладавшие необходимым для этого условием недвижимостью. Рабочий народ наделялся только гражданскими правами.

Являясь противником крепостного права, Сперанский предложил двухэтапную схему освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Проект Сперанского, представленный в конце 1809 г., первоначально был одобрен императором, однако Александр не решился на широко масштабное осуществление реформ. Преобразования фактически коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также поря док делопроизводства. Этим по существу и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. Позднее реформатор был удален от двора и сослан в Пермь.

3. Консервативная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина


Выдающийся русский историк, литератор, общественный деятель Н. М. Карамзин (1766 1826) считается одним из основоположников российского консерватизма. В наиболее концентрированном виде политические взгляды Карамзина были изложены им в записке "О древней и новой России" (1810 1811), обращенной к императору Александру I. Записка содержит доказательство необходимости самодержавия для Российского государства ("самодержавие есть палладиум России"), сохранения крепостного права. "Россия, пишет Карамзин, всегда основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием".

Выступив с осуждением проекта реформ М. М. Сперанского, ав тор "Записки" всячески отстаивал свой идеал сильное монархическое правление, осуществляющееся с опорой на законы и принимающее меры к нравственному воспитанию и просвещению народов своей страны. Так, Карамзин призывал императора вернуться к образу "просвещенного монарха" в соответствии с идеями Монтескье и воз зрениями Екатерины II в начале ее царствования. Так же, как и французский просветитель, русский ученый мотивировал свои монархические предпочтения географическими факторами, полагая, что обширность территории России, численность ее народонаселения изначально предопределили страну к монархии.

Социально-политическая система Российского государства была представлена Карамзиным в виде следующей формулы: "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод хранилище законов, над ними Государь как единственный законодатель, единственный источник власти".

Власть на местах, по мнению Карамзина, должна быть представлена губернаторами, для чего историк советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые "ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России". Критикуя со временный ему государственный аппарат с его некомпетентностью, взяточничеством чиновников и безответственностью лиц, наделенных властными полномочиями, автор "Записки о древней и новой России" видел единственный выход из положения в подготовке грамотных, специально обученных кадров. Учредить хорошее управление можно, считает Карамзин, только путем ослабления центральной власти и расширения полномочий власти на местах, поскольку только местной власти известно истинное положение дел в провинциях.

В своем правопонимании Н.М. Карамзин придерживался взглядов, противоположных теории естественного права. Право, государство, сословный строй России связывались им с идеей самобытного народного духа, представляющего собой "привязанность к нашему особенному, уважение к своему народному достоинству". Власть, идя по пути Просвещения, не должна навязывать народу чуждые ему за коны и учреждения: "Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обязательств". В то же время ученый отмечал назревшую необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ. Законы надлежало исправить, "в особенности же уголовные, жестокие и варварские", существующие "к стыду нашего законодательства".

В области внешней политики Карамзин придерживался мирной ориентации, давая положительную характеристику деятельности правителей допетровской России: "Политическая система московских государей заслуживала удивление своей мудростью, имея Целью одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости... желая сохранять, а не приобретать". В организации современной русской армии Карамзиным усматривалась необходимость перемен, связанных с сокращением ее численности, уничтожением военных поселении и "уменьшением строгости в безделицах".

Взгляды Н. М. Карамзина, несмотря на то, что его "Записка" осталась неизвестной для современников, оставили заметный след в истории российских политических учений. Некоторые идеи выдающегося русского историка были восприняты представителями охранительного течения в общественной мысли николаевской эпохи.

4. Политическая идеология декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П.И. Пестеляи Н.М. Муравьева


Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии оказали большое влияние на передовое дворянство, прежде всего, из числа офицерства. Освободительный дух, выросший в борьбе против наполеоновских войск, вкупе с посещением европейских стран, знакомством с политическим устройством, образом жизни, социальным укладом Западной Европы не мог не вызвать стремления к преобразованиям в этих сферах у себя на родине. Скрытое брожение в среде прогрессивного офицерства вылилось в создание в 1816г. первой тайной организации Союза спасения, просуществовавшего до 1818 г. В ян варе 1818 г. было организовано новое тайное общество Союз благоденствия, который в свою очередь распался в 1820 г. на Северное и Южное общества.

В начале 20-х гг. были разработаны программные документы тайных обществ: в Южном "Русская Правда" (автор П.И. Пестель), в Северном "Конституция" (автор Н.Муравьев).

Политическая программа Пестеля являлась наиболее радикальной. Она предполагала отмену крепостного права и безвозмездное наделение крестьян землей. Политическим идеалом П.И. Пестеля была республика. В структуре верховной власти государства Пестель различает верховную законодательную власть и управление (исполнительную власть). Верховная законодательная власть вручается Народному вече; исполнительная державной Думе, а контроль за деятельностью этих Пестель уделял большое значение общедемократическим правам и свободам: неприкосновенности личности, равенства всех перед за коном, свободы слова, совести и собраний, свободы помысла. Единственным возможным средством реализации своей социально-политической программы он считал военно-революционный переворот, предполагающий немедленную ликвидацию монархии и членов царской фамилии. Программа П.И. Пестеля не лишена и некоторых противоречий: ратуя за строгую и неизменную законность, декабрист по считал возможным учреждение революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законом.

Председатель "Северного общества" Н.М. Муравьев изложил свою социальную и политическую программу В трех проектах Конституции, последний из которых, написанный в тюрьме по требованию следственных властей, являлся самым радикальным из всех его проектов. Формой правления, приемлемой именно для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, способствующем обеспечению взаимоконтроля высших властей в государстве. Законодательная власть, в соответствии с "Конституцией", принадлежит Народному вече, составленному "из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей"; главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого регламентируются законом.

Государственное устройство федеративное: вся Россия разделе на области, именуемые Державами, и в каждой из них учреждается областное управление.

Судебная власть (Судная) не отделена от административной и осуществляется в централизованном порядке посредством сложной системы судебных органов. В уездах действуют совестные суды, количество которых определяется размером территории и населенностью уезда. Следующим звеном судебной системы являются Областные суды, члены которых избираются Областными палатами выборщиков из числа лиц, обладающих годовым доходом не менее трех тысяч рублей. В этом суде имеется коллегия присяжных заседателей. Следствие не отделено от суда, но в судебном заседании участвуют стряпчие или адвокаты, образующие в каждом уездном городе свое сословие. Высшим судебным органом является Верховное судилище. В соответствии с проектом предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел во всех судах. Конституции Муравьева содержали требования неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, и никаких исключений из этого правила не допускалось.

Следует отметить, что большинство политических и правовых идей декабристов о системе государственной власти, выборности без имущественного ценза и другие, намного опередили свое время некоторые из них были осуществлены в Российском государстве лишь в начале XX в. Декабристы стали первыми в истории России революционерами, попытавшимися осуществить на практике свои теоретические воззрения. Несмотря на поражение, в идейно-духовном плане выступление декабристов заложило основы для будущего развития революционного движения в стране.

5.ПолитическиеидеиП.Я.Чаадаева


Период правительственной реакции в царствование Николая I ознаменовался творчеством выдающегося русского мыслителя П.Я. Чаадаева. В строгом смысле творчество Чаадаева трудно отнести к какому-либо определенному течению философской и политико-правовой мысли. Однако общая направленность социально-философских воззрений мыслителя позволяет отнести его взгляды как близкие к либеральным.

Пытаясь сформулировать собственную концепцию места и роли России в истории цивилизаций, Чаадаев стремился не просто описать отставание России, но и вскрыть факторы, тормозящие развитие Отечества. Один из них он видел в географической оторванности русского народа, заброшенного "на крайнюю грань всех цивилизаций мира, далеко от стран, где естественно должно было накопляться просвещение, далеко от очагов, откуда оно сияло в течение стольких веков".

В этом контексте Чаадаев негативно оценивает ту роль, которую сыграла в истории России православная церковь. Он сетовал на то, что, "повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания". Принятие христианства по византийскому образцу способствовало, по мнению философа, отторжению народов Древней Руси от "всемирного братства", отсюда и слабость России, ее вечное отставание от Запада, изоляция от европейской цивилизации.

Несмотря на то, что Чаадаев считает необходимым для России пройти все те ступени цивилизации, которые прошла Западная Европа, он отводит России особое место в мировом цивилизационном пространстве. "Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу ни к Востоку".

Историю человечества Чаадаев разделил на период до принятия христианства эпоху "дикого варварства" и "грубого невежества", и после христианства, когда в обществе появился "духовный принцип", а само оно пришло в движение "силой мысли". В новейшей истории общества мыслитель рассматривал политические революции как духовные революции, рождавшие новые мысли и убеждения. Однако революции 1848 1849 г. в ряде европейских стран развенчали политический европейский идеал Чаадаева, заставив иначе взглянуть на особую роль России в европейских делах. В письме к А. С. Хомякову от 26 сентября 1849 г. он отмечал, что России принадлежит особая участь "спасти порядок, возвратить народам покой, внести в мир, преданный безначалию, свое спасительное начало".

Основным злом русской жизни П.Я. Чаадаев считал крепостное право. Отдававший предпочтение цивилизованным формам организации жизни, увиденным им в Западной Европе, мыслитель переживал за состояние крепостных людей в России. "В России, заключал он, все носит печать рабства нравы, стремления, просвещение и даже вплоть до самой свободы, если только последняя может существовать в этой среде".

Идеи Чаадаева оказали огромное влияние на мыслящую часть российского общества, его духовное и социально-политическое творчество отразилось на всех направлениях общественного движения в Рос сии: славянофильстве, почвенничестве, западничестве, либерализме и консерватизме. В "Письмах к будущему другу" (1864) А.И. Герцен подчеркивал, что в 40-х гг. "Чаадаев стоял как-то особняком между новыми людьми и новыми вопросами".

6. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов


На рубеже 30 40-х гг. XIX века в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие, стало признание общности развития России и Запада. Западники признавали важность и полезность успехов европейской цивилизации, считая необходимым заимствование ее опыта Россией. Безусловно, они предлагали не чистое заимствование, а переработку достижений Запада согласно русским условиям и традициям. В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути, который признавался универсальным. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития. Высказываясь в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, западники полагали, что развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей они считали крестьянскую ре форму.

Важную роль в произведениях западников занимает проблема прав и свобод личности, в частности политических свобод слова, печати, собраний и т. д. Постепенно часть западников склонилась к признанию идей социализма (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), часть вы ступила в качестве противников этих идей (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).

Иного взгляда на исторический путь России, ее политико-правовое развитие придерживались славянофилы (А. С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) является постулат, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна развиваться) по пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, однако, не возводило славянофилов в ранг сторонников правительственной идеологии: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему. По явление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской "европеизацией", которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: "Сила власти самодержавию, сила мнения народу". По мнению К.С. Аксакова, русскому народу необходима, прежде всего, духовная, нравственная, а не политическая свобода. Взаимоотношения правительства и народа должны включать в себя следующие начала: взаимное невмешательство, обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние, обязанность народа исполнять государственные требования, общественное мнение как живую нравственную связь между народом и правительством.

В основе русской жизни, в соответствии со взглядами славянофилов, лежали общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного призывающая к духовному совершенствованию. Славянофилы выступа ли против развития России, по капиталистическому пути считая его противоречащим принципу общинности.

После реформ 60-х гг. XIX века славянофильство эволюционировало в сторону охранительной идеологии, сблизившись с консервативны ми противниками реформ, однако значительная часть ожиданий и надежд почвенников в отношении русской общины была воспринята идеологами "русского социализма" (народничества).

Заключение


Эра просвещенного правительства уходила в прошлое. С 1820 года правительство все более явно начинает переходить к реакции. Незавершенность реформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты конституции России начали вызревать подпольно, в тайных обществах. Это явление в истории получило название "декабризм". Тайные организации начали возникать еще в 1816 году. Стремление освободить страну от царского деспотизма привели декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму.

Представлялось, что стоит только внедрить экономические и политические принципы развитых европейских государств в России. Характерно то, что декабристы в своих идеях, опирались на опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. Одни предлагали умеренный, реформистский вариант преобразования России (как Н. М. Муравьев), другие - более радикальный - через цареубийство - к республике (П. И. Пестель). Однако их проекты были утопичны, и имели некоторую российскую специфику: великодержавность (превратить всех в русских), централизм, уравнительность (отмена цехов, гильдий и т.д.). Декабризм отражал общественные идеалы европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет другие, большие по объему части.

Угасание реформ к концу царствования Александра I объясняется не только изменением настроения царя, но и отсутствием широкой поддержки реформаторской деятельности в обществе. Видя фактический крах своей политики, император все больше отходил от государственных дел. С 1822 года единственным докладчиком царю всех дел стал Аракчеев. Много времени царь проводил в разъездах. Вовремя одного из таких путешествий он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября 1825 года в Таганроге закончилось правление Александра I, который был первым царем, задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада - капитализма.

Список используемой литературы


  1. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений – Москва, Норма 2000.

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVII-первой половине XIX века. – М., 1994.

  2. Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История Россия с начала XVII до конца XIX века. – М.: АСТ, 1996.

  3. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: ПРОСПЕКТ, 1997.

  4. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. – М.-Л., 1957.

  5. Приходько М.А. Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г.). – М.: Компания Спутник+, 2002.

  6. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. – М.: Молодая гвардия, 1991.

  7. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. – М.: Воскресенье, 1993.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ