Методическая разработка занятия элективного курса «Конституция – основной закон государства» на тему «Конституция в России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»


















Методическая разработка

занятия элективного курса

«Конституция – основной закон государства»

на тему «Конституция в России».








Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания












2012 год

Тема урока «Конституция в России»

Цели:

-раскрыть значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

-развивать умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

-воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

-Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.

-Конституция обладает высшей юридической силой.

-Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

-Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

-Конституция – закон высшей юридической силы.

-Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

-характеризовать смысл основных понятий;

-анализировать тексты.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, Конституция.

План урока:

  1. Основной закон страны.

  2. Основные положения документа.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели и задач урока.

  3. Объяснение нового материала.

Salus populi suprema lex.

Благо народа – высший закон

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации (записывают в тетрадь).

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в)обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2) (знакомство с Конституцией).

За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом, 1978-ом и 1993-ем годах. Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.

  1. Групповая работа (класс делится на группы, знакомится с конституциями и заполняет таблицу).

Конституция

Основные принципы

Органы управления

Права и обязанности

Избирательная система

Территориально - государственное устройство

1918






1924,1925






1936,1937






1977,1978







  1. Проверка работы групп и заполнение таблицы.

  2. Объяснение вопроса.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

  1. Работа с Конституцией (глава 4) и систематизация данных на интерактивной доске.

Задание: составить кластер «Полномочия президента».

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image006.jpg


Как Конституция определяет статус Президента?

http://festival.1september.ru/articles/578949/f_clip_image008.jpg


  1. Обсуждение вопроса и проверка работы учащихся.

  2. Домашнее задание прочитать и проанализировать главу 3, составить схему «Классификация прав и свобод человека и гражданина».








Список литературы

  1. Конституция РФ

  2. Мухаев Р.Т.  Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.

  3. Электронные пособия по политологии http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm

  4. http://izbiraem.ru/party

  5. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html













































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ