«Основные исторические события в эпоху серебряного века» 11 Класс

Паспорт проекта

Тема проекта. «Основные исторические события в эпоху серебряного века».

Тип проекта. Информационный

Исполнители . Аносов Андрей, Поршенков Максим.

Учащиеся 11 класса МБОУ СОШ

с. Широкий Карамыш

Лысогорского района Саратовской области

Руководители. Прудникова Наталья Николаевна

Учитель русского языка и литературы,

Казанцева Алевтина Рудольфовна

Учитель истории и обществознания

Учебная работа:

по количеству учащихся- парная,

по срокам - краткосрочная (3 недели)





Содержание.

1.Введение.

2. Основная часть

3.Заключение

4. Используемая литература

5. Приложение.

1.Введение.

Данный проект был создан на основе художественного материала, исторических источников , статей и документов по теме: « Исторические события в эпоху Серебряного века».

Основная цель проекта - раскрыть основные исторические периоды в эпоху серебряного века, ощутить её связь с современностью, понять значимость Серебряного века для русской культуры в целом.

По срокам проект является краткосрочным, был выполнен в течение трёх недель. Работа проходила согласно заранее намеченному плану:

1 неделя

Знакомство с темой проекта, изучить какие события произошли в начале XX века, подбор необходимой литературы и документов того времени, распределение работы между участниками проекта.

2 неделя

Реформы Витте, Начало царствования Николая II, Русско-японская война, Создание I Госдумы, Столыпинская реформа, I Мировая война

систематизация этого материала, подбор иллюстраций для презентации

3 неделя

Реализация плана: создание и представление результатов в виде презентации, публикация на школьном сайте.

В паспорте данного проекта представлена основная часть работы, используемая литература и приложение (т.е. рабочие материалы).





Основная часть проекта.

Основные события истории серебряного века : это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Все это вступало в конфликт со старым миром, прошедшей эпохой.

В конце 19 – начале 20 века Россию, как и многие страны мира, охватил процесс модернизации. Только в России он носил свои особенности. Россия была крупнейшей державой, стремилась расширить сферы влияния, не отставала от стран Запада по уровню экономического развития.

Слайд 3

В стране необходимо было создать индустрию, которая опиралась бы на новейшие достижения науки и техники, обеспечила бы стране выход на передовые позиции в мире.

В стране в 80-ые годы происходит становление рыночной экономики: возникают новые отрасли производства, растет сеть железных дорог, активно привлекается иностранный капитал, государство поддерживает российских промышленников, укрепляет финансовую систему. Когда на Россию обрушивается экономический кризис, большинству крупных товаропроизводителей удалось удержаться на плаву, так как в России появляются крупные монополистические объединения.

В то же время Россия остается самодержавной монархией. Жители страны были лишены гражданских прав и свобод; у народов, населявших Россию, не было возможности самостоятельно решать свою судьбу. Проблема экономической модернизации тесно переплелась с необходимостью реформ в политической сфере

Слайд 4 ( видео)

. Но в правительстве верх одерживала консервативная группировка, под влиянием которой находился Николай Второй.

Слайд 6 ( видео)

Положение рабочих и крестьян продолжало оставаться тяжелым, появились политические партии: РСДРП, социалисты-революционеры, которые занимались не только подготовкой революции, но и вели борьбу с царскими чиновниками.

Демократически настроенная интеллигенция, в рядах которой росли группы приверженцев либеральных и социалистических взглядов, все активнее выступала с критикой правительства, требуя перемен.

Слайд 7

Антиправительственные настроения усилились в связи с тем, что экономический взлет 1900-1903 годов сменился депрессией, а затем кризисом, вызванным мировым. Правительство продолжает проводить реакционную внутреннюю политику. В воздухе витает революционный дух! «Чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война», - сказал незадолго до русско-японской войны министр внутренних дел Плеве. Ни одного сражения в этой войне мы не выиграли, потеряли территории, вспыхнула революция.

В обществе, где социальные проблемы обострены до предела, не могли понять, за что идет эта война «на краю света», ради чего огромные жертвы?

Нельзя глумиться над своей армией – вот урок русско-японской войны.

Слайд 8

Страну охватила первая русская революция 190501907 года. Она заставила царизм пойти на уступки: был подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» - объявлено, по сути, о созыве государственной Думы; но существующий строй не изменился.

Слайд 9

Не было единства среди политических сил страны, противостоящих самодержавию, а интеллигенция находилась в поиске идеального устройства общества.

«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», - заявил П.А.Столыпин, глава российского правительства, выступая перед депутатами Второй Государственной Думы.)

Слайд 11



Избежать потрясений России не удалось. «Дайте государству 20 лет покоя, и вы не узнаете нынешнюю Россию, - говорил Столыпин. Но история не отпустила Столыпину такой срок. Проводя реформы, он столкнулся с таким сопротивлением и справа, потому что дворянство видело в будущих крепких хозяевах своих противников, и слева. Потому что левые считали частнособственнические хозяйства вредными и опасными для революции, да и сами крестьяне сопротивлялись, боялись разрыва общинных связей.).

Слайд 12( видео)

Благоразумие подсказывало: война спровоцирует новую революцию, царские сановники предупреждали об этом императора. Но Николай Второй не внял этим предупреждениям и советам. Россия должна быть верной союзническому долгу, и, хотя русская армия был недостаточно подготовлена, было принято решение вступить в военные действия.

Начало войны вызвало новый подъем патриотических настроений, война началась под лозунгом защиты православных народов, братьев и называлась поначалу Второй Отечественной. Мобилизация прошла очень успешно. Многие граждане записывались в добровольцы. Среди них были и представители интеллигенции.

Спустя 24 дня после начала войны, 24 августа 1914 года, поэт и путешественник Николай Гумилев записался добровольцем на фронт. По воспоминаниям современников, на войне Гумилев «В дружбе был верен, в бою – отважен, даже безрассудно храбр». Он был награжден двумя Георгиевскими крестами, которые давались за исключительное мужество.

Масштабность боевых действий, затягивание войны, вызвав напряжение всех вил России, обострили ситуацию. Не хватало продовольствия, росло дезертирство и неповиновение солдат офицерам. Солдаты просто-напросто не понимали смысла войны.

Слайд 13

Между тем царь не хотел идти на уступки в политической сфере, отвергая идею создания правительства, ответственного перед Думой. Даже монархисты видели падение авторитета царской власти. Ощущалось зарево революции.)

Слайд 14

В начале 1917 года снабжение Петрограда ухудшалось, начались забастовки, демонстрации, которые перерастали в столкновения с полицией. Наряду с экономическими лозунгами появились лозунги политические: «Хлеба! Мира! Свободы! Долой монархию!» Расстрел демонстрантов вызвал возмущение солдат столичного гарнизона. Он состоял из новобранцев и отставников, вчерашних рабочих и крестьян в возрасте 30 лет, опасавшихся отправки на фронт. Солдаты стали отказываться стрелять в демонстрантов и переходили на их строну. В ответ на требования Думы составить новое «правительство доверия» царь распустил Думу.

Попытки царя послать войска в столицу для подавления революции провалились. Николай второй под давлением командующих фронатми и депутатов Думы отрекся от престола за себя и за сына в пользу младшего брата Михаила, который также подписал манифест о своем отказе от короны. Позже царская семья была сослана, а в июле 1918 года расстреляна большевиками.

Февральская революция не завершена, она не реализовала стоявшие перед ней задачи: откладывала решение основных вопросов о государственном устройстве, аграрную реформу, вопрос о мире до Учредительного собрания. Временное правительство растеряло необходимый для управления страной авторитет. Революционная волна набирала силу. Происходит большевизация Советов.

Осенью 1917 года большевики оказались на самом гребне волны народного недовольства. Они безошибочно скоординировали свои лозунги: «Мир – народам! Земля – крестьянам! Власть – Советам!» Сбывались надежды широких масс населения веками угнетаемой страны на свободу и достойную жизнь. Обращали ли тут внимание на разогнанный Совет, где окопались «соглашатели» - меньшевики, или на кадетов – «врагов народа», которых закалывали в больнице матросскими штыками? Не вызвал социального взрыва и разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года.

Немногочисленные демонстрации рабочих и интеллигенции в его поддержку были рассеяны солдатами и красногвардейцами. Ведь победила истинно народная власть, правит «рабоче-крестьянское правительство».

Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента.

Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили целью ликвидировать частную собственность, построить новый общественный строй – социализм. Они положили начало новому государству – Советскому.

Слайд 15 (видео)


Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции «стали теми естественными преградами, о которых разбилось некогда мощное течение, разделившись на отдельные русла, старицы, подземные потоки, - но не погибло, а влилось в океан мировой культуры».

Символично, что прошло почти 100 лет, и мы с горечью и восхищением говорил сегодня, в современной России, о необыкновенном, но коротком периоде в истории русской культуры, который мы называем Серебряным веком.





Заключение.

«Серебряный век» - это время переходной культуры. Такие периоды в истории всегда сложны и противоречивы. Традиционная, классическая, знакомая и привычная культура прошлого сменяется новой, непривычной, часто непонятной и даже вызывающей негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.

В России такой переход происходил в сложных, драматических условиях. Послереформенная Россия двигалась к новым формам экономических отношений, происходили крупные социальные сдвиги, широко шел процесс маргинализации. Российская интеллигенция испытывала серьезные трудности в теоретическом осмыслении происходящих изменений.



Используемая литература.

1.А. А Данилов, Л.Г. Косулина «История государства и народов России» М. Дрофа, 2004 г.

2. В.Я.Хуторского «История России. От Рюрика до Ельцина», вышедшей в 1998 г. в московском издательском доме «Новый век».

3. Бегунов Ю. К. Тайные силы в истории России. СПб., 1996.

4. Интернет- ресурсы.



Приложение (рабочие материалы)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ