План - конспект урока в 10 классе "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке"
Тема урока:
Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке.
Предмет: История России.
Класс: 10 класс.
Учебник: Россия и мир, под редакцией А. А. Данилова. Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2012 г.
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.
Задачи урока:
Образовательные:
- Способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.
- Познакомить учащихся с героической борьбой русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами.
- Раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, совершенствовать умения работы с историческим источником, картой, работать в группе.
- в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно – следственные связи событий.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся любви и уважения к истории Родины на примере жизнедеятельности Александра Невского, воспитание чувства гордости за свой народ, уважительное отношение к прошлому.
Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный) с проблемными познавательными заданиями.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, практическая.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного:
1. Создание монгольской державы.
2. Завоевания монголо - татар. Битва на Калке.
3. Походы Батыя на Русь.
4. Установление татаро – монгольского ига.
III. Борьба с нашествием с Запада:
1. Экспансия немецких, шведских и датских рыцарей на Восток.
2. Невская битва.
3. Ледовое побоище.
IV. Работа с текстом. (Причины экспансии немецких, шведских и датских рыцарей на Восток).
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учеников и гостей.
II. Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Нашествие монголо – татар».
Вводное слово учителя.
Давайте представим себе Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен. Два всадника, один с Востока, другой – с Запада, устремились на него. Один - на приземистой лошади, с щитом из бычьей кожи и с натянутым луком. Другой в железных латах и с пикой в руках.
Вопрос учителя: Всадник, скачущий с Востока, нам хорошо известен. Кто это?
Ответ ученика: монголо – татары.
Вопрос учителя: Кто такие монголо – татары, где они жили, чем занимались.
Доклады учеников: Доклад о монголо – татарах;
Доклад о Чингисхане.
Вопрос учителя: Покажите на карте завоевания Чингисхана.
Ученик показывает на карте завоевания монголо – татар.
III. Этап усвоения новых знаний.
Слово учителя: русские князья не задумались об угрожающей им опасности и продолжали усобицы, забыв про уроки Чингисхана. Но монголо – татары не забыли о русских землях. Внук Чингисхана – Батый продолжил завоевания и совершил два похода на Русь.
Доклады учеников: Первый поход Батыя;
Второй поход Батыя.
Слово учителя: Таким образом, Русь была разрознена и разгромлена монголо – татарами. Она была слаба, и этим решили воспользоваться крестоносцы.
Далее учитель кратко освещает историю прибалтийских народов в XII –XIII вв., характеризуя основные занятия, общественный строй, религию населения данной территории. Используя настенную карту «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.», учитель показывает территорию расселения предков современных литовцев, латышей и эстонцев. Затем учитель свой рассказ подводит к теме «Невская битва».
Доклад ученика: «Невская битва».
Слово учителя: Мы уже знаем, что в Новгороде князь занимал не такое всесильное положение, как в других княжествах. Не раз новгородцы прогоняли князей.
Так вот, вскоре после Невской битвы, видя, что народ чуть ли не обожествляет Александра Невского, бояре возненавидели Александра и решили изгнать его. Но Александр не стал дожидаться их решения и покинул город.
Теперь же бояре, устрашённые нашествием, решили бить челом перед Александром, звать его в Новгород. И Александр, не помня старых обид, приехал на защиту города. Он освободил Копорье, затем – Псков. Рыцари и изменники – бояре сопротивлялись. Псковских изменников и главного из них – посадника Твердилу Иванковича вздёрнули на виселице.
Но главное сражение состоялось 5 апреля 1242 года.
«Говорящая карта» (ход сражения).
Доклад ученика: «А. Невский».
Фрагмент из фильма «А. Невский.»
IV. Работа с текстом. Учащиеся знакомятся с текстом, в котором приводятся причины экспансии немецких, датских и шведских феодалов на Восток и выписывают их в тетрадь. Затем эти причины называются и идут поправки учителя, если в этом возникает необходимость.
V. Этап закрепления полученных знаний. Учитель: а теперь, чтобы закрепить новые знания, проведём небольшую игру.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда выбирает с учительского стола даты и термины по теме «Нашествие монголо – татар»; вторая команда выбирает даты и термины по теме «Экспансия немецких и шведских рыцарей».
Действия учеников: участвуют в игре.
VI. Заключительный этап. Подведение итогов.
Учитель своими вопросами подводит детей к выводам:
о роли А. Невского;
о героизме русских воинов…
VII. Домашнее задание.
Выставление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ