План - конспект урока в 10 классе "Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке"

Тема урока:

Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII веке.



Предмет: История России.

Класс: 10 класс.

Учебник: Россия и мир, под редакцией А. А. Данилова. Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2012 г.



Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

Задачи урока:

Образовательные:

- Способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

- Познакомить учащихся с героической борьбой русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами.

- Раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, совершенствовать умения работы с историческим источником, картой, работать в группе.

- в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно – следственные связи событий.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся любви и уважения к истории Родины на примере жизнедеятельности Александра Невского, воспитание чувства гордости за свой народ, уважительное отношение к прошлому.

Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный) с проблемными познавательными заданиями.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, практическая.



План урока:

I. Оргмомент.

II. Повторение изученного:

1. Создание монгольской державы.

2. Завоевания монголо - татар. Битва на Калке.

3. Походы Батыя на Русь.

4. Установление татаро – монгольского ига.

III. Борьба с нашествием с Запада:

1. Экспансия немецких, шведских и датских рыцарей на Восток.

2. Невская битва.

3. Ледовое побоище.

IV. Работа с текстом. (Причины экспансии немецких, шведских и датских рыцарей на Восток).

V. Закрепление новой темы.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.







Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учеников и гостей.

II. Актуализация знаний учащихся, полученных ими по теме «Нашествие монголо – татар».



Вводное слово учителя.

Давайте представим себе Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен. Два всадника, один с Востока, другой – с Запада, устремились на него. Один - на приземистой лошади, с щитом из бычьей кожи и с натянутым луком. Другой в железных латах и с пикой в руках.

Вопрос учителя: Всадник, скачущий с Востока, нам хорошо известен. Кто это?

Ответ ученика: монголо – татары.

Вопрос учителя: Кто такие монголо – татары, где они жили, чем занимались.

Доклады учеников: Доклад о монголо – татарах;

Доклад о Чингисхане.

Вопрос учителя: Покажите на карте завоевания Чингисхана.

Ученик показывает на карте завоевания монголо – татар.

III. Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя: русские князья не задумались об угрожающей им опасности и продолжали усобицы, забыв про уроки Чингисхана. Но монголо – татары не забыли о русских землях. Внук Чингисхана – Батый продолжил завоевания и совершил два похода на Русь.

Доклады учеников: Первый поход Батыя;

Второй поход Батыя.

Слово учителя: Таким образом, Русь была разрознена и разгромлена монголо – татарами. Она была слаба, и этим решили воспользоваться крестоносцы.

Далее учитель кратко освещает историю прибалтийских народов в XIIXIII вв., характеризуя основные занятия, общественный строй, религию населения данной территории. Используя настенную карту «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.», учитель показывает территорию расселения предков современных литовцев, латышей и эстонцев. Затем учитель свой рассказ подводит к теме «Невская битва».

Доклад ученика: «Невская битва».

Слово учителя: Мы уже знаем, что в Новгороде князь занимал не такое всесильное положение, как в других княжествах. Не раз новгородцы прогоняли князей.

Так вот, вскоре после Невской битвы, видя, что народ чуть ли не обожествляет Александра Невского, бояре возненавидели Александра и решили изгнать его. Но Александр не стал дожидаться их решения и покинул город.

Теперь же бояре, устрашённые нашествием, решили бить челом перед Александром, звать его в Новгород. И Александр, не помня старых обид, приехал на защиту города. Он освободил Копорье, затем – Псков. Рыцари и изменники – бояре сопротивлялись. Псковских изменников и главного из них – посадника Твердилу Иванковича вздёрнули на виселице.

Но главное сражение состоялось 5 апреля 1242 года.

«Говорящая карта» (ход сражения).

Доклад ученика: «А. Невский».

Фрагмент из фильма «А. Невский.»

IV. Работа с текстом. Учащиеся знакомятся с текстом, в котором приводятся причины экспансии немецких, датских и шведских феодалов на Восток и выписывают их в тетрадь. Затем эти причины называются и идут поправки учителя, если в этом возникает необходимость.



V. Этап закрепления полученных знаний. Учитель: а теперь, чтобы закрепить новые знания, проведём небольшую игру.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда выбирает с учительского стола даты и термины по теме «Нашествие монголо – татар»; вторая команда выбирает даты и термины по теме «Экспансия немецких и шведских рыцарей».

Действия учеников: участвуют в игре.

VI. Заключительный этап. Подведение итогов.

Учитель своими вопросами подводит детей к выводам:

о роли А. Невского;

о героизме русских воинов…



VII. Домашнее задание.

Выставление оценок.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ