ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РЕФОРМЫ ПЕТРА I» 7 Класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Реформы Петра I»
ФИО (полностью)
Чеснок Елена Александровна
Предмет
история
Класс
7
Тема
и место урока в теме
«Реформы Петра I»
Урок изучения нового материала раздела «Россия при Петре I»
Цель урока: сформировать представления о преобразованиях Петра I, об их глубоком историческом значении.
Задачи:
1.образовательная
- знать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления;
-знать основные преобразования Петра;
-знать даты важнейших исторических событий;
-выявление последовательности развертывания событий;
2.развиваюшая
- уметь применять полученные исторические знания, анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока;
3.воспитательная
- способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Метапредметные результаты:
знать:
- сущность реформ Петра I;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, объяснять смысл понятий и терминов (коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, губерния, Табель о рангах);
- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельно
7.Форма работы учащихся: фронтальная, групповая
. 8.Средства обучения: изучение нового материала с использованием составленной презентации и видеофильм.
9. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Постановка целей, задач урока.
Знакомство учащихся с планом работы.
1. Учитель знакомит учащихся с темой урока. Акцентирует внимание учащихся на актуальности данной темы: «Изучаемый нами период петровского правления созвучен с новейшей историей России. Радикальные экономические и политические реформы, проводимые сегодня в России, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы XVII – XVIII века. Прочные знания об эпохе Петра I, понимание их важности, дальновидности, помогут вам разобраться и в современной обстановке, определить свое отношение к реформам сегодняшнего дня, к реформаторам, т.е. определить свою гражданскую позицию».
2. Постановка учителем целей и задач урока.
3. Учитель проводит инструктаж по организации работы,
ПЛАН УРОКА:
1.Причины и цели проведения реформ.
2.Реформы военные.
3.Преобразования центральных органов.
4.Реформы местных органов.
5.Указы о дворянстве.
6.Усиление крепостного права.
7.Правительственная экономическая политика.
8.Преобразования в области культуры и быта.
1.Учащиеся знакомятся с темой, целью и задачами урока.
2. Проходят инструктаж по организации работы на уроке.
5
2
Изучение нового материала.
Причины и цели проведения реформ.
Формы:
1)Работа по вопросам.
2)Беседа.
3)Монолог учителя.
Вопросы для определения причинно-следственных связей в изучении нового и уже изученного материала:
Вспомните, каким было внутреннее положение в России на начало правления Петра I?
Что продемонстрировала Нарвская битва в начале войны?
Каким было положение высших слоёв общества?
Каким было положение низших слоёв общества?
Что мешало развиваться экономике страны в начальный период правления Петра I?
Таким образом, сделаем вывод по поводу развития России в конце XVII начале XVIII веков и попытаемся самостоятельно сформулировать причины проведения Петром I реформ в России. Необходимо отметить необходимость и необратимость проводимых реформ, отметить то, что реформы были вызваны временем.
*Ученики сами делают выводы и называют причины, вызвавшие проведение реформ, учитель корректирует ответы, причины учащиеся записывают в тетрадь.
Запись в тетрадь:
Причины реформ:
1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от стран Западной Европы.
2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.
1. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 1 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.
.
10
3
Первичное закрепление материала.
(вставить таблицу предпосылки)
1. Учащиеся задают вопросы учителю.
2. Учащиеся отвечают на вопросы.
5
4
Самостоятельная, групповая работа
1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма)
Форма:
1) Объяснение.
2) Беседа.
3) Демонстрация наглядного материала.
4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом.
5) Ответы учащихся.
*Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж.
Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость?
*Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны.
1-я группа: «Реформы военные».
2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права».
3-я группа: «Правительственная экономическая политика».
4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта».
По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы.
Работы учащихся могут выглядеть следующим образом:
Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные».
Создание русской национальной регулярной армии и флота;
Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия);
Создание мануфактур обеспечивающих армию;
Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии;
Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами;
Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб;
Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров.
Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»).
Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям.
1708 г. – губернское деление страны:
создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор;
губернии делятся на провинции – 50 провинций;
провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне.
1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе).
1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.
1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров.
1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны.
1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева».
Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода.
1722 г. – создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия.
1722 г. – «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти.
Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян.
Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика».
Краткий анализ итогов экономических реформ:
За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля.
Освоен новый промышленный район – Урал.
Возникла литейная промышленность в Карелии.
Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги.
В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод.
На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия.
Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить.
Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры.
Мануфактуры по форме собственности:
Казённые (государственные);
Купеческие;
Помещичьи.
Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий.
Труд на мануфактурах:
Вольнонаёмный
Принудительный
Наёмные рабочие
«Приписные крестьяне»
«Посессионные крестьяне»
Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди.
Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях.
1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой.
Произошли грандиозные изменения в торговле:
Были открыты новые российские торговые порты – Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др.
С 1700 по 1719 годы – система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий.
Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности.
1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет.
Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну:
1719 г. – перепись всего мужского податного населения (ревизия): цель которой – постоянный сбор налогов в казну и рекрутский набор в регулярную армию;
1724 г. – введение подушной подати (взамен всех налогов), причем, размер подати с государственных крестьян и посадских людей больше чем с помещичьих крестьян.
1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными.
Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года).
Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября).
Январь 1700 г. – введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство).
Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах».
16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга.
Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита.
1709 г. – введение первого гражданского календаря.
1714 г. – реформа образования.
1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад.
1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера.
1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II).
2. Учитель наблюдает за работой учащихся.
3. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения.
1.Учащиеся знакомятся с заданиями и выполняют его.
2. Анализируя результаты, дают оценку своей учебной деятельности на 2 этапе работы, называют трудности, с которыми столкнулись, формулируют причины возникших трудностей.
3. Эта таблица в увеличенном виде вывешивается на доску, учащемуся, отвечающему по этому блоку задания, рекомендуется использовать ее при объяснении материала.
4. Представители творческих групп рассказывают о проведенных Петром I реформах в стране, делают выводы, определяют свое отношение к «Петровским реформам».
5.Ребята выписывают значения .
20
5
6
Подведение итогов урока.
Оценивание знаний
4. «В ходе проделанной работы нам с вами надо выявить значение петровских преобразований
Прочтите ст.120 и выпишите значение петровских реформ.
-создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны:
-Российское государство стало великой европейской державой;
-усовершенствование местного самоуправления
-церковь окончательно превратилось в один из государственных инструментов.
1. Учитель формулирует вопросы: «Какова цель урока? Достигли мы поставленной цели? Все ли справились с заданиями? Какие трудности испытывали на уроке? В чем, на ваш взгляд, их причина? Как можно преодолеть возникшие трудности? С каким настроением вы уходите с урока? Объясните».
2. Учитель оценивает учебную деятельность учащихся, объясняет оценку на основе критериев.
1.Учащиеся отвечают на вопросы.
1. Учащиеся анализируют результаты, дают оценку
5
5
7
Домашнее задание.
Учитель сообщает домашнее задание:
Задание выполняется по желанию, выбирается любой из 3-х вариантов работы:
1) параграф 15, ответить на вопросы ;
2) параграф 15, написать мини-эссе по теме: «Значение реформ Петра I для России».
3)Составить тестовую работу по параграф 15
Основные понятия, написанные на доске. Найдите и спишите их значение, к следующему уроку
Реформа;
Сенат;
Синод;
Коллегии;
Аристократия;
Бурмистр;
Ранг;
Абсолютизм.
Учащиеся записывают домашнее задание
2
Приложение к плану-конспекту урока «Реформы Петра I»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ п/п
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Ресурс № 1. Карточка самоконтроля учащегося по теме «Реформы Петра I».
Карточка самоконтроля
https://docs.google.com/document/d/1IThoj-nFc27SC9RhqcZUlezXEmHV7lhMunhZC9qoyf8/edit
2
Ресурс № 2.
Информационный модуль «Реформы Петра Великого».
Информационный ресурс
ИОМ
http://fcior.edu.ru/card/3888/reformy-petra-velikogo.html
3
Ресурс № 3. Схема «Государственное устройство России в первой четверти XVIII в.»
Информационный ресурс
Схема
https://docs.google.com/drawings/d/1cL4TNtLakpnETPFL3gpeYxDX73FN8qcs13Xuu8qBuPs/edit
4
Ресурс № 4. Практический модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи»
Практический ресурс
Задания к практической работе
http://fcior.edu.ru/card/14503/vremya-petrovskih-reform-uchrezhdenie-imperii.html
5
Ресурс № 5. Практический модуль «Практика. Реформы Петра I»
Практический ресурс
Задания к практической работе
http://fcior.edu.ru/card/3861/praktika-reformy-petra-i.html
6
Ресурс № 6. Контрольный модуль «Время петровских реформ. Учреждение империи»
Контрольный ресурс
Тесты и задания
1) http://fcior.edu.ru/card/13705/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html
2) http://fcior.edu.ru/card/21567/vremya-petrovskih-reform-utverzhdenie-imperii.html
7
Ресурс № 7. «Контрольные вопросы»
Контрольный ресурс
Вопросы и задания к параграфу
8
Ресурс № 8.
«Государственные реформы Петра I».
Практический ресурс
Интерактивные тесты
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ