Понятие новации и инновации как объектов инновационного менеджмента


Содержание

Понятие новации и инновации как объектов инновационного

менеджмента...........................................................................................3

Список используемой литературы…………………………………….12


























Понятие новации и инновации как объектов инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании.

Его цель - определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих вопросах:

- разработка и внедрение в производство новой продукции (инновационная деятельность);

- модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;

- дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

- снятие с производства устаревшей продукции.

Под новшеством (новацией) понимается новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе, а также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.  

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и т.д. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

Инновация является синонимом нововведения. Инновацией является новшество, которое стало предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования. Новшество к тому же обладает признаком новизны для потребителя. Лишь при соблюдении двух условий новацию или новшество следует считать инновацией или нововведением:

  • новшество должно быть принято данным потребителем;

  • новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений.

Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности. Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.

Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе. Новаторами могут быть физические и юридические лица.

Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке. Фирма (менеджер) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: после приобретения новшества и при определенной работе с нововведением.

Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Основными критериями выбора принципов классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

В общем множестве нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся типов, соответствующих принципам классификации.

По уровню утверждения, финансирования и реализации инновационные проекты могут подразделяться: на межгосударственные; на федеральные (государственные); на региональные; на отраслевые; на инновационные проекты отдельного предприятия.

По типу инновации выделяют: материально-технические и социальные.

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой; имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения; их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности; при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс; вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации подразделяют: на инновации-продукты (продуктовые инновации), инновации-процессы (технологические инновации) и социальные инновации.

Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновационный продукт должен обладать следующими признаками: многофункциональность, многократный прирост единичной мощности, повышенный уровень автоматизации, изменение характера воздействия на предмет труда, высокая экономичность, наличие новых свойств.

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. при тесной взаимосвязи НИОКР по созданию самого изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.

В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций.

Во втором случае, объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

По инновационному потенциалу выделяют: радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, совершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Опыт показывает, что принципиально новый продукт разрабатывается, в среднем, 5-10 лет, требует больших затрат, но позволяет сделать большой рывок в технике и обеспечивает высокую окупаемость затрат.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Это наиболее распространённый тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций.

Подобная модернизация обычно осуществляется с небольшими затратами в сроки от нескольких месяцев до 2-3 лет.

Комбинаторные нововведения (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). Такая разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным. К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть.

На создание и освоение новых продуктов, имеющие известные аналоги, процесс разработки которых называют "имитационным прогрессом", затрачивается 3-4 года. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

Мелкие повседневные новшества дают не меньше сдвигов в экономике и производстве, чем крупные, "революционные" открытия. В качестве примеров можно привести: автоматизация внутренних перевозок и складских работ, упрощение и типизация обслуживания и ремонта техники, использование твердых сплавов, рост агрегатных мощностей технологического оборудования. Но любой революционный сдвиг требует длительного периода адаптации, доработки и усовершенствования.

По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются следующим образом:

- замещающие - предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;

- отменяющие - исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого- либо продукта, но не предлагает ничего взамен;

- возвратные - подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;

- открывающие - создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;

- ретровведения - ранее использовавшиеся способы, формы и методы, исчерпавшие себя, но, благодаря использованию достижений современной науки и техники, вновь активно используемые.

По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

По особенностям инновационного процесса выделяют: инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются: на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

По объему применения инновации бывают: точечные, системные и стратегические.

По типу новизны для рынка инновации делятся на следующие виды: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

















Список используемой литературы

  1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: РУДН. 2007.

  2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер. 2007.

  3. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. /Под редакцией П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки. 2008.

  4. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М. 2007.

  5. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - М.: ИНФРА - М. 2009.

  6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2008.





11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ