Протестантская этика и дух капитализма
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финуниверситет)
Кафедра «История»
Дисциплина «Экономическая история»
РЕФЕРАТ
на тему
«Протестантская этика и «дух капитализма», развитие предпринимательства»
Выполнил: студент группы У1-4с
Каштанов Виктор
Научный руководитель:
Хайлова Нина Борисовна
МОСКВА 2010
План:
Введение………………………………………………………… ………3стр.
1) Протестантизм как направление культуры…………… ……………4стр.
2) Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»……………………………………………………………………….5стр.
3) Веберская протестантская этика…………………………..…………7стр.
4) Развитие протестантской этики глазами М. Вебер………………….10стр.
Заключение………………………………………………………………..12стр.
Список использованной литературы…………………………………….14стр.
Введение
Актуальность выбранной мною темы подчеркивает то, что, будучи студентами Финансового университета при Правительстве РФ, мы получаем экономическое образование. Так вот, чтобы разобраться что же повлияло на экономику и в результате чего мы понимаем так данное слово сейчас, я думаю следует обратиться к эпохе «первоначального зарождения капитала», когда прежние духовные ценности, созданные средневековой церковью уступили свое место индивидуалистическому и рациональному видению мира в взглядах кальвинизма и пуританства.
Стоит отметить, что вся человеческая история изобилует разнообразными религиозными ответвлениями и реформаторством, но в свою очередь протестантизм выбивается из общего ряда- благодаря созданной через несколько сотен лет после его появления знаменитой теории Макса Вебера. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он провел сравнительный анализ наиболее важных и значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Протестантизму он отвел роль «духовного основателя» капитализма. Впервые данное произведение опубликовалось в 1905 г. в Германии и с тех пор по праву считается одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Именно поэтому я думаю будет очень интересно рассмотреть труд Вебера.
1. Протестантизм как направление культуры
Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в XVІ веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название “Протестантизм” произошло случайно. В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей. На этом съезде решался вопрос избрания веры. Большинство проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Протестанты не любят когда их так называют, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”, подчеркивая что они возвращаются, как им представляется, к основам.
В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим евангельской веры. Протестантизм разделился на лютеранство, кальвинизм (реформатство) и англиканство.
В крации история появления протестантизма представляет собой злоупотребление власти прежней церкви, инквизиция, вызывавшая массовое недовольство. Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но очень быстро это учреждение пришло в упадок, потому что как такового суда не было, а следствия сводилась к пыткам. Достаточным аргументом для обвинительного приговора считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. В конце дело дошло до того, что в Европе во многих деревнях и даже целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве. Все попытки реформирования каталитической церкви потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. И вот в XVl век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. В течении ста лет реформации от католической церкви отошло примерно 90 миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий.
Протестанты, обоснованно отказываясь от определенных заблуждений католиков, не избежали крайностей и перегибов. Отказываясь от любого иерархического авторитета, они резко осуждали безграничную власть Римского папы. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.
2. Протестантская концепция спасения как основа «капиталистического духа»
«Капиталистический дух» в основе своей по М. Веберу имеет протестантскую концепцию спасения. Все «Высокие» религии продвигают в сознание верующих представления о высшей цели жизни и ее смысле– спасении. Для христианства в целом и протестантизма в частности этой высшей целью, является обретение вечного блаженства в царстве небесном. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина.
Все нормы, общие представления закономерности поведения и правила взаимоотношений индивидов между собой и обществом, допустимые границы активности, ценности иерархии жизненных ожиданий раскрываются именно через представление о спасении.
Целью жизни протестанта является несение воли божьей в мир, будучи его орудием. Для этого ему следует подчинить все свое земное бытие служению и преобразованию повседневности во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью!
Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.
Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности тварного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу.
При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех тварных интересов»[1].
Примером потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность[2], становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер акцентирует внимание на том, что западные аскеты-монахи состояли на службе церкви выполняя в ее интересах практическую работу – независимо от того будет ли это непосредственное производство материальных благ, или охранительная, инквизиторская, политическая
-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели.
Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, которым он стремится, а они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода»[3].
М. Вебер считает: «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей над мирного бога»[4]. Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.[5]
3. Веберская протестантская этика
В начале книги М. Вебер проводит анализ статистических данных, показывающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. Основываясь на своих данных, собранных в Германии,
-----------------------------------------------------------------------------------
[3] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты превалируют среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих. Вдобавок, существенны различия в образовании. Среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Еще Вебер заметил, что католики, опровергают тенденцию в том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с поляками России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом: «с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с религией». Приходит к выводу, что различия поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер по исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения. В его понимании идеальный человек- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. Тем самым речь идет о некой своеобразной этике. Можно с уверенностью признать такую позицию прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. «Вебер считает что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность».
Центральный догмат протестантской этики, в противоположность католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, предлагает выполнение мирских обязанностей поскольку они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием т.е. закладывается равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
1. Человек изначально грешен
2. До начала жизни все предопределено
3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в
своей профессии
4. Послушание властям
5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским
6. Примирение со своим местом в мире.
В протестантской церкви был отменен выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко- есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Следует только: тщательно исполнять свой профессиональный долг, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.
Вот, например одна из особенностей «национальные и религиозные меньшинства (в разных странах) добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического прогресса так же с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики.
Скорее можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».
Вебер считает что над миром господствует рационализм. Именно он определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем существует прямая зависимость между развитием техники и науки и ростом господства рационализма. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Анализируя психологию и мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма.
4. Развитие протестантской этики глазами М. Вебер
М. Вебер в «Протестантской этике» описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе, когда именно духовная, религиозная мотивация предпринимательства, ее восприятие с точки зрения религиозного спасения доминировала над стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:
«В настоящее время дух аскезы - кто знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»[6].
Из протестантских этических ценностей лишь «представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей»[7]. Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее. Как свидетельствуют современные социологические исследования, прямого соответствия между высоким уровнем протестантской религиозности и трудовой этикой не наблюдается, но в целом она выше там, где была более сильная протестантская традиция.
Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а сам по себе. Первоначально человек со своими целями, ценностями, стремлениями создающий капиталистическое хозяйство теперь превратился в колоссальный самостоятельный механизм, формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества навязывающий ему свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми».
-----------------------------------------------------------------------------------------------
[6] [7] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
Заключение
М. Вебер в своей книге “Протестантская этика и дух капитализма” сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий ( католики и протестанты). В ходе анализа, Вебер выевляет особенность: преобладание протестантов среди преуспевающих коммерсантов. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».
В ходе логических рассуждений автор делает несколько предположений и пытается объяснить их с исторической стороны – «В XVIв. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание». Так же с позиции экономической и общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».
В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их с разных сторон. Многое из того, что он нам дал в своих работах и исследованиях, широко используются в средствах массовой информации и в научной среде, что очередной раз показывает значимость его работ для нашего времени.
В итоге можно сделать вывод о том, что именно раскол христианской церкви, порадевший протестантизм послужил плацдармом для столь бурного развития капиталистических идеи, которая получила в протестантизме моральную и религиозную подоплеку своего существования, которая так удачно возникла в период Великих географических открытий и стала началом новый капиталистической эпохи.
Список использованной литературы:
1) М. Вебер Избранные произведения, М. Просвещение, 1990
2) Вебер М.Избранные произведения. М., 1990,
3) Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994
4) Масловский В.М. Веберовская концепция патримониализма и ее
современная интерпретация // Социологический журнал 1995 № 2,
5) Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология
Макса Вебера и веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ