Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев, 5 класс

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1011

119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35

e-mail: [email protected]






Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе





«Ранняя республика. Борь­ба патрициев и плебеев»











подготовил

учитель истории и обществознания

Игнатов Кирилл Андреевич





















Москва 2013

В процессе урока рекомендуется решить следующие задачи: охарактеризовать государственный строй в Риме после свержения Тарквиния Гордого, отметив общность по­нятий «демократия» и «республика»; на основе сравнения с Афинами познакомить учеников с противоречиями между патрициями и плебеями, хо­дом и результатом борьбы плебеев за равные с патрици­ями гражданские права, выделив причины победы пле­беев.

Основные понятия и термины: республика, консул, сенат, патриций, плебей, народный трибун, вето, Законы XII Таблиц.

Хронология: 450 год до н. э. — Законы XII Таблиц, побе­да плебеев за гражданские права.

План:

1. Рождение республики

2. Неравенство: богатые и бедные, должники

3. Борьба плебеев за гражданские права

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Характеризовать государственный строй в Риме после свержения Тарквиния Гордого.

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике. Раскрывать значение понятий республика, консул, сенат, патриций, плебей, трибун, вето. Рассказывать о борьбе плебеев с патрициями и ее результатах, используя текст учебника.

Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.

Материал социального характера, как правило, очень трудно воспринимается пятиклассниками. Кроме того, материал параграфа насыщен социальными и политическими терминами («гражданин», «республика», «консул», «сенат», «патриций», «плебей», «народный три­бун»), что определяет основную методическую задачу для учителя, которая состоит в четкой отработке значений этих терминов и их взаимосвязь в формировании понятия «рес­публика».

Содержание и проблематика новой темы продолжает последнюю часть § 46. Поэтому в процессе опроса следует сосредоточить основное внимание школьников на станов­ление римского города-государства, гражданства и полити­ческих реформах римских царей. Это станет «мостиком» для перехода к изучению темы урока.

Основными мето­дическими приемами изучения данной темы целесообраз­но сделать объяснение учителя с элементами беседы или, что предпочтительно, комментированное чтение текста па­раграфа с обсуждением основных проблем темы урока. По­сле завершения опроса учитель объясняет понятие «республика» в процессе прочтения учащимися первого абзаца п. 1 и помещенного здесь же определения. Логика содержания текста позволяет провести параллель «республики» с грече­ским аналогом формы правления «демократия»: Какое древнегреческое понятие является синонимом «республики»?

После разъяснения понятия «республика» ученики чи­тают второй абзац п.1 и коллективно составляется схема «Устройство Римской респуб­лики», где представлены основные органы управления Римом и их взаимосвязь: два консула, Народное собрание, сенат. Схему можно заменить работой по со­ставлению аналогичной таблицы с выделением раз­дела о функциях каждого из элементов системы управления Римской республики. В процессе проводимой работы учи­тель раскрывает значение понятий «патриции» и «плебеи». На этом этапе изучения темы целесообразно выполнить задание 1 рабочей тетради.

Основной момент, на который обязательно надо обратить внимание учеников, — четче, чем в материале параграфа, определение функций органов власти Рима и положение патрициев и плебеев. Обсуждение и закрепление этой про­блематики можно провести по следующим вопросам: Как вы помните, римляне вели счет лет от легендарной даты основания Рима. Как ответил бы римлянин на вопрос: «В ка­ком году в Риме была установлена республика?» (243 г., ес­ли считать от даты 510 год до н. э.) Кто выбирал консулов Рима? Кто мог стать консулом? Известно, что в Спарте бы­ло два царя. Чем отличались консулы Рима от спартанских царей? Как выдумаете, почему народное собрание выбира­ло двух консулов, а не одного? (Вопрос достаточно слож­ный для пятиклассников, но они могут, опираясь на знание обязанностей спартанских царей, догадаться, что консулы, чтобы принять какое-либо решение, должны были договариваться между собой, и поэтому каждый из них контроли­ровал действия другого.) Обратите внимание пятиклассни­ков на то, что в Риме только должностные лица (консулы) могли выступать в Народном собрании с предложением нового закона. Остальные граждане должны были без об­суждения голосовать за этот закон или против него. В ка­ком греческом полисе было похожая система принятия за­конов? (Ответ: в Спарте.)

По словам древнего историка, «почти все дела римлян решаются сенатом». Можно ли согласиться с этим утверж­дением? Почему вы так считаете? Как формировался се­нат? Кто в него входил? Кто такие патриции и плебеи и чем их положение отли­чалось?

Завершая обсужде­ние системы управления Римской республики, ученикам предлагается решить упражнение 2 рабочей тетради, где они должны соотнести термины и определения. В том слу­чае, если учебный материал ими понят правильно, выбор правильного ответа не составит трудностей: А-2; Б-4; В-5; Г-1; Д-3.

После обсуждения особенностей системы римского уп­равления ученики читают п.2 «Неравенство: богатые и бед­ные, должники» и отвечают на проблемный вопрос: Где и когда сложилась ситуация, похожая на положение плебеев в Риме периода Ранней республики? Содержание текста учебника практически повторяет ситуацию с афинским де­мосом до реформ Солона: аристократам (патрициям) при­надлежит общественная земля, земледельцы (плебеи) стра­дают от долгов, за которые их могут обращать в долговое рабство. Обсуждение ответов учеников о положении пле­беев приведет учеников к выводу о необходимости их борь­бы за свои права, как в свое время в Афинах времен Солона. Могли ли плебеи избрать должностные лица, которые, как Солон в Афинах, провели бы реформы в их интересах? От­вет должен быть отрицательным, так как дети знают, что все должности могли занимать только патриции. С целью проверки понимания учениками данного вопроса можно предложить выполнить первую часть задания 2 рабочей тетради (1-3).

Далее дети знакомятся с исто­рией борьбы плебеев за свои права, появлением народных трибунов, их «правом вето». Благодаря чему плебеям уда­лось добиться учреждения должности народных трибунов? Какие права имели народные трибуны? Разбирая вопрос о римском посольстве в Грецию, целесообразно поставить вопрос на развитие логического мышления школьников: Как вы думаете, патриции или плебеи были инициаторами посольства в греческие земли? Почему вы пришли к такому выводу? (Примерный вариант ответа: так как патриции бы­ли полноправными гражданами, они занимали все важные должности, им принадлежала общественная земля, то та­кое положение их устраивало, в отличие от плебеев, и ме­нять что-то они не собирались. Следовательно, требование отправки посольства в Грецию и интерес к законам Солона исходили прежде всего от плебеев.) Могло ли римское по­сольство встретиться со стратегом Периклом в Афинах? Почему основным требованием плебеев было запись рим­ских законов? Какие законы других древних государств вам известны?

Подвести итог урока, обобщить полученные знания по­может обсуждение ответов учеников на вопрос: Как изме­нилось положение патрициев и плебеев к середине V века до н. э.? Почему плебеям удалось победить? Где — в Афинах или в Риме — рядовые граждане играли в управлении боль­шую роль? Почему вы так считаете? Затем школьники вы­полняют полностью задание 2 рабочей тетради.

Еще одним вариантом проведения урока по данной теме может стать организация элементов инсценировки (ролевой игры). Два ученика выполняют роль «консулов», 5—7 учеников — «сенат» (патриции), остальные школьники вы­ступают от имени «плебеев». Учитель участвует в инсцени­ровке в качестве «жреца-понтифика», и в его задачу входит основное организационное ведение «Народного собра­ния». Свое вступление, объясняющее необходимость со­брания, учитель может построить на реальном случае, при­веденном Титом Ливием в «Римской истории от основания города»:

«Какой-то старик, на котором видны были его страда­ния, бросился на форум; одежда была запачкана грязью, еще более жалкий вид имело тело его, по бледности и худобе похожее на скелет; отросшая борода и волосы делали выражение лица его диким. Но при всем таком безобразии его можно было узнать; говорили, что он был ротным командиром, упоминали со страданием и о других его военных отличиях; сам он показывал раны на груди, свидетельствовавшие о нескольких доблестных сражениях. Когда окружавшая его толпа, очень похо­жая на народное собрание, спрашивала, откуда эта одежда и этот безобразный вид, он ответил, что за­должал, служа в сабинскую войну, так как вследствие опустошения поля потерял урожай, мало того, пожар истребил его дом, все имущество было расхищено, скот угнан и в это тяжелое время потребован был взнос на военные потребности. Увеличившийся от процентов долг сперва лишил его отцовской и дедовской земли, за­тем и остального имущества, а наконец, точно тля, добрался и до тела: кредитор не только взял его в рабы, но отвел на работы в подземелье и предал на мучения. При этом он показал спину, обезображенную следами от недавно полученных ударов. Видя это и слыша его рассказ, народ поднимает страшный крик».

«Консулы» и «сенаторы» располагаются перед классной доской. Для большей убедительности стулья можно расста­вить полукругом, а на листе ватмана нарисовать символ Ри­ма — Капитолийскую волчицу и поместить изображение на классной доске. Каждая из групп («консулы», «сенаторы», «плебеи», «народный трибун») сначала делает представле­ние о своих должностных обязанностях, затем рассказыва­ет о положении в Римской республике, как ее оценивала каждая из конфликтующих сторон, по ходу задаются во­просы (при ролевой игре используются имена, упоминаю­щиеся в учебнике, или их выдумывают сами ученики). Текст и содержание выступлений на карточках готовит и заранее раздает учитель. Основная канва инсценировки может быть следующей: «консул» возмущен уходом вои­нов-плебеев на Священную гору в тот момент, когда Риму угрожают многочисленные враги; «сенаторы» говорят о не­слыханном событии, когда во время сражения с латинами римские воины-плебеи, побросав знамена и покинув на поле боя полководца, самовольно вернулись в лагерь, а так­же историю патрицианского рода Фабиев (материал дан в следующем уроке); «плебеи» в своем выступлении говорят, что не собираются воевать за интересы патрициев, так как не получают долю военной добычи, землю, что они разоре­ны, у них большие долги, многие проданы за долги в рабст­во, патриции захватили все должности в Риме и т.д. По предложению «понтифика» собрание выбирает «народного трибуна», который, развернув свиток с текстом клятвы, знакомит всех со своими правами и обязанностями («ве­то»). Далее выступают вернувшиеся в Рим из Греции пред­ставители посольства (плебеи), сравнивают афинскую де­мократию и республику в Риме и предлагают записать римские законы по совету греческого философа Гераклита: «Народ должен сражаться за законы, как за свои стены» (Законы XII Таблиц). Завершает урок предложение «пон­тифика» пригласить предсказателя-авгура и узнать от него, чем закончится конфликт между плебеями и патрициями, будет ли сохранен в Риме мир и порядок. «Авгур» наблюда­ет в окне за птицами и делает «предсказание» (материал па­раграфа стр. 235).

Обучающий эффект будет более сильным, если о пред­стоящей форме занятия будут знать и готовиться только не­посредственные участники. При любой степени подготов­ки «наглядный» показ действия системы управления Римской республикой и конфликт плебеев с патрициями, «участниками» которого станут сами дети, не только поможет учителю привлечь внимание учеников к обсуждению довольно сложных проблем и вопросов темы урока, но и уг­лубить знания и развить интерес всех учеников по предме­ту, лучше понять и запомнить учебный материал.

Домашнее задание предполагает чтение §47 и подго­товку решения задания 3 рабочей тетради.

Список использованной литературы:


  1. С. В. Колпаков, Н. А. Селунская «История Древнего мира». М.: «Дрофа», 2012.

  2. Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2013.

  3. Арасланова О.В. История Древнего мира. Универсальное издание. М., Вако, 2011.

  4. Атлас. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс. М., АСТ, 2007.

  5. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты. М., Дрофа. 2011.


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ