Разработка урока по теме: "Природа и люди Древней Индии" 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
МБОУ СОШ № 32
ст. Новоминская Краснодарский край
Конспект урока по истории в 5 классе
Тема: «Природа и люди Древней Индии»
подготовила учитель истории
Погребникова Ирина Анатольевна
Ст. Новоминская
2012
Тема: «Природа и люди Древней Индии»
Цели: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ. *
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава "Царя царей"»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 20.
КАРТОЧКА № 20
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?» Для этого вспомни:
Какие государства, нами изученные, вошли в состав Персидской державы при Дарий I и его предшественниках?
Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?
Чем платили налоги покоренные народы Дарию I?
Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты?
Почему Дарий заботился о своей армии?
Как выглядела «царская дорога»?
Как была налажена связь во времена правления Дария I?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали на наших уроках. Это - Междуречье, Лидия, Мидия, Палестина, Египет. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил ее на 20 округов, поставил во главе их своих наместников. Он заставил покоренные народы платить налоги золотом и серебром. Их не платили только персы. Для того чтобы облегчить торговлю на своей территории, он начал чеканить золотые монеты. Армию свою всегда проверял лично, держал в боевой готовности, так как боялся восстания покоренных народов. Для быстрого передвижения создает «царскую дорогу» из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.
2. Индивидуальная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).
Решение задачи.
В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпионов, но кроме них в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовности. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром.)
3. Работа с классом (задания на выбор учителя).
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 79 (с. 66). Фото № 35
б) Решение задачи.
Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я - Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец... я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза - из Египта... слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне...»
- Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечисление народов разных стран, позволяют судить о громадных масштабах державы Дария I. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных материалов позволяет судить о масштабах строительства дворцов для Дария I.)
в) Работа с историческим документом.
В надписи персидского царя Дария I говорится: «По воле Аура-мазды, я - царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне по воле Аурамазды, я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Каппадония, Парфия, Дрангиана Ареста, Хорезм, Бакрия, Согдиана, Гайдара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции».
- Какие выводы можно сделать из этой надписи?
4. Устный ответ ученика по карточке № 20 и отзыв на него одноклассников
III. Переход к новой теме
Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках.
- Ознакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии.
IV. Изучение новой темы Слайд 1.
План Слайд 2.
Географическое положение и природные условия Индии.
Занятия жителей Индии.
Религиозные верования индийцев.
На доске: тема урока.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 93-94
2. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 ). Слайд 3.
Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)
Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.)
Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.)
Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)
Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)
Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)
В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?(В Египте и Междуречье.)
Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.) Слайд 4.
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)
Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
3. Решение задач. Слайд 5.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и далее канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическим знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
- Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)
4. Комментированное чтение п. 4 § 20 на с. 95-96 . Слайды 6-7
Беседа по вопросам.
Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)
V. Закрепление изученного материала
1. Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка...
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название...
Берега Индии с запада, востока и юга омывает... океан.
Самые многоводные реки Индии - это...
В ... в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя...
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 81 (с. 67).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 20; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83; для любознательных: «Мальчику, выросшему среди людей, никогда бы не пришло в голову одному свежевать десятифутового тигра, но Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать. Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли...» Выясни, что произошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли».
Приложение 1.
КАРТОЧКА № 20
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?» Для этого вспомни:
Какие государства, нами изученные, вошли в состав Персидской державы при Дарий I и его предшественниках?
Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?
Чем платили налоги покоренные народы Дарию I?
Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты?
Почему Дарий заботился о своей армии?
Как выглядела «царская дорога»?
Как была налажена связь во времена правления Дария I?
Сделай вывод.
Задания для закрепления (каждому ученику)
1. Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка...
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название...
Берега Индии с запада, востока и юга омывает... океан.
Самые многоводные реки Индии - это...
В ... в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя...
Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 84 (с. 71).
Список использованной литературы
Учебник истории Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер - Москва «Просвещение» 2009г
Рабочая тетрадь «История Древнего мира» часть 1 Г.И. Годер 5 класс. Москва «Просвещение» 2010.
Мультимедийное учебное пособие. История 5 класс Москва «Просвещение»
www.pmedia.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ