Содержание и планирование по истории 10 Класс
Содержание и планирование по истории 10б класс (140 часов).- профильный уровень.
История России – 96 часов, Всеобщая история -44 часа
Название раздела
Темы уроков
Дата планируемая
Дата фактическая
примечание
Введение (2ч)
1
История России — часть всемирной истории
2
Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и древнейшие государства на территории России (6 часов)
Уметь работать с картой, анализировать события и факты, делать выводы
3
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии
4
Каменный век на территории России
5
Начальные этапы формирования этносов.
6
Происхождение восточных славян
7
Восточные славяне накануне образования государства
8
Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город
Русь в IX – начале XII вв. (8 часов)
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог, определять причины и следствия, давать характеристику России в данный период,
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами.
9
Образование древнерусского государства
10
Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.
11
Князья и дружина. Вечевые порядки
12
Принятие христианства. Роль церкви в истории
Древней Руси.
13
«Русская Правда». Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси.
14
Становление древнерусской культуры
15
Христианская культура и языческие традиции
16
Международные связи Древней Руси
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
(14 часов)
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы
17
Причины распада Древнерусского государства
18
Княжеские усобицы русской земли
19
Особенности культурного развития русских земель. «Слово о полку Игореве». Идея единства
Борьба с иноземными захватчиками
(5 часов)
основные понятия, анализ событий и их оценка, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе
20
Монгольское завоевание
21
Экспансия с Запада
22
Русь и Орда
23
Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси
24
Образование Великого княжества Литовского
Возвышение Москвы
(6 часов)
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе
25
Восстановление экономики русских земель
26
Москва как центр объединения русских земель
27
Политика московских князей.
28
Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
29
Великое княжество Московское в системе международных отношений
30
Автокефалия Русской Православной Церкви.
Российское государство во
второй половине XV-XVII вв.
(24 часа)
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы, карты
31
Распад Золотой Орды
32
Соседи Великого княжества Московского в XV веке
33
Особенности образования централизованного государства в России
34
35
Роль церкви в государственном строительстве
36
Социальная структура общества. Формы землевладения
37
. Складывание идеологии самодержавия
38
Дискуссия о характере опричнины
39
Закрепощение крестьян.
40
Расширение территории России в XVI в
41
Ливонская война.
42
Учреждение патриаршества
43
Дискуссия о причинах Смуты
44
Смута
45
Социальные движения в России в начале XVII века
46
Ликвидация последствий Смуты
47
Восстановление государственного порядка
48
Новые явления в экономике в 17 веке
49
Церковный раскол. Старообрядчество
50
Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.
51
Дискуссия о предпосылках перехода от сословно-представительной к самодержавной монархии и характере процесса модернизации в России.
52
Культура Российского государства во второй половине XIV – XVII вв
53
Формирование национального самосознания
54
Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
Россия в XVIII – середине XIX вв.
(25 часов)
Знать предпосылки петровских преобразований, содержание реформ и их последствия, оценивать внешнюю и внутреннюю политику,
Знать даты, давать характеристику персоналиям, владеть терминами., уметь выявлять причинно – следственные связи, анализировать документы, карты
55
Петровские преобразования. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата
56
Дворянство – господствующее сословие
57
Северная война
58
Абсолютизм. Провозглашение империи
59
Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России
60
Россия в период дворцовых переворотов
61
Особенности экономики России в XVIII в
62
Просвещенный абсолютизм.
63
Россия в системе международных отношений в XVIII в
64
Имперская внешняя политика России в XVIII в
65
Культура народов России и ее связи с европейской
и мировой культурой XVIII в.
66
Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
67
Развитие капиталистических отношений пер. половине XIX в
68
Начало промышленного переворота и его последствия
69
. Политическая идеология в первой половине XIX в.
70
Движение декабристов
71
Консерваторы. Славянофилы и западники
72
Отечественная война 1812 г.
73
Имперская внешняя политика России
74
Кавказская война
75
Крымская война
76
Золотой век российской культуры
77
Формирование классической русской культуры
78
Элитарная и народная культура
79
Развитие науки и системы образования
Россия во второй половине XIX в.
(16 часов)
Знать Великие реформы 19 века, анализировать их и делать оценку, сравнивать и анализировать разные идеологии.
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог, определять причины и следствия, давать характеристику России в данный период,
80
Предпосылки великих реформ
81
Отмена крепостного права.
82
Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг.
83
Политика контрреформ
84
Капиталистические отношения в промышленности
и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.
85
Народническое движение.
86
Либеральное движение. «Теория малых дел»
87
Распространение марксизма в России
88
Присоединение к России Дальнего Востока и
Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война.
89
Россия в системе международных отношений в 80-90-х XIX века
90
Дискуссия о «революции сверху» в России во второй половине XIX века
91
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в.
92
Критический реализм.
93
Элитарная и народная культура. Культура разночинцев.
94
Развитие науки и системы образования.
95
Русская культура второй половины XIX века
96
Итоговое повторение по курсу истории: с древнейших времён до конца 19 века
Всеобщая история
История как наука 1 час
История в системе гуманитарных наук, проблемы её познания, этапы
1.
Возникновение и развитие исторической науки
Человечество на заре своей истории 3 часа
Проблемы происхождения человека ,этапы развития человеческого сообщества, социальные отношения в первобытную эпоху,
2
У истоков рода человеческого
3
Первобытное общество
4
Неолитическая революция
Цивилизации древнего мира 10 часов
Предпосылки возникновения и формирования первых государств, развитие форм государственности, города – государства Греции, Древний Рим.
анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе
5
Введение в историю Древнего мира
6
Первые цивилизации Азии и Африки
7
Древний Египет
8
Месопотамия
9
Индия и Китай
10
Палестина и Финикия
11
Греция
12
Рим
13
Влияние религиозных верований на изменение картины мира
14
Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока
Средневековье 10 часов
Знать понятия, анализ цивилизаций, кризис традиционного общества, изменения в мировоззрении европейского человека
15
Периодизация Средних веков
16
Доколумбовы цивилизации Америки
17
Исламская цивилизация
18
Складывание средневековой западноевропейской цивилизации
19
Византия
20
Западная Европа в Средние века
21
Азия в Средние века
22
Международные отношения в Средние века
23
Кризис традиционного общества и начало Нового времени
24
Духовная жизнь европейского Средневековья
Новое время: эпоха модернизации 20 часов
Характеристика эпохи, модернизация как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному,
Великие географические открытия ( работа с картой), европейское соперничество в борьбе за колонии, характеристика основных течений Реформации, революций, истоки кризиса абсолютизма, эволюция системы международных отношений, анализ событий и их оценка, формирование собственной позиции, уметь самостоятельно составлять схемы, таблицы, работать с картами, документами, диаграммами, вести диалог, монолог. Составлять план, оформлять мысли через эссе
25
Понятие Нового времени
26
Великие географические открытия
27
Зарождение капиталистических отношений
28
Изменение духовного облика в Европы
29
Религиозные войны
30
Просвещённый абсолютизм
31
Буржуазные революции
32
Война за независимость в Северной Америке
33
Просвещение
34
Становление гражданского общества
35
Индустриальное общество
36
Урбанизация. Проблема бедности
37
Общественно - политическая жизнь
38
Духовная жизнь в Новое время
39
Основы теории модернизации
40
Международные отношения в Новое время
41
Вестфальская система и зарождение международного права
42
Венская система и первый опыт коллективной дипломатии
43
Колониальный раздел мира
44
Роль геополитических факторов в международных отношениях
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по истории в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов. Программа предназначена для преподавания в 10 классах социально-гуманитарного профиля.
Рабочая программа курса составлена на основе следующих опубликованных издательством «Русское слово» учебников и учебно-методических материалов:
Козленко С.И., Сахаров А.Н. Программа и тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века» (к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. для 10 класса). Сахаров А.Н., БохановА.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века», 10 класс. – М.: Просвещение, 2008;
учебником Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008; учебником: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.Основные содержательные линии примерной программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Цели
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в том числе: в X и XI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю (1 час дополнительно из инвариантной части учебного плана).
Требования к уровню подготовки выпускника
знать/понимать
факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
принципы и способы периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:
Школьную лекцию.
Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
Написание сочинений-эссе.
Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
Уроки с использованием мультимедиа.
Формы организации учебного процесса
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
Формы контроля ЗУН (ов);
фронтальный опрос;
опрос в парах;
контрольная работа;
практикум;
тестирование;
урок-зачет;
урок-викторина.
Охрана здоровья обучающихся
Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.
Большое внимание уделяется:
рациональной организации урока,
психологической обстановке на занятиях,
созданию атмосферы успеха,
выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),
повторению,
принципу доступности,
дифференцированному подходу в обучении,
использованию дидактического материала
Определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся
эмоциональная разрядка
физминутки, корректировка осанки обучающихся
гимнастика для глаз
соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)
рациональная организация рабочего места обучающихся
поэтапное формирование умственных действий
обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, технологии формирования мотивации обучения, информационные технологии, игровые технологии, технологии моделирования, проектная деятельность
УМК
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2008.
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2008.
Оба учебника созданы на основе программы: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М. «Русское слово», 2008.
Для восполнения недостающего материала с позиций стандарта профильного обучения истории использованы материалы учебника:
Загладин Н.В. «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Русское слово», 2009.
Особенности планирования: по истории России добавлен 1 час на итоговое повторение, а по Всеобщей истории курс сокращён на 4 часа за счёт 1 и 2 раздела.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ