Советское общество в период Великой отечественной войны 1941-1945гг
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
ГЛАВА I. Советское общество в период Великой отечественной войны
1941-1945гг. ………………………………………………………………..5
1.1.Политико-моральное состояние советского общества в годы войны….. 5
1.2.Изменения в методах управления обществом в чрезвычайных
условиях войны………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………37
ВВЕДЕНИЕ.
История всегда имеет человеческое лицо. За всеми крупными поворотами судьбы стояли конкретные люди со своими насущными жизненными интересами, радостями, взлетами и потерями. Поэтому изучение любых изменений в развитии общества, в разные периоды его существования всегда остаются актуальным вопросом для последующих поколений.
По теме курсовой работы существует немало художественной, документальной литературы, архивных источников.тНо к сожалению, большинство литературы написано ее авторами с позиций господствующей тогда партийной идеологии.1 Так в своей книге “Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны” Ю.С. Кукушкин рассматривает общество в конце 30-х годов как сложившуюся социалистическую систему хозяйства, для которой были характерны отсутствие кризисов и анархии производства; планомерность развития и централизация управления. Общественный строй исключал эксплуататорские классы, социальную и национальную дискриминацию. Автор подчеркивает морально-политическую сплоченность всего советского общества. Тоже самое можно отнести и к освещению в публикациях периода Великой Отечественной войны. Одним из самых крупных проектов освещения событий войны является шеститомный труд «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945». Авторы использовали многочисленные труды Генштаба: четырехтомные издания «Операции Великой Отечественной войны» и «Военное искусство в Великой Отечественной войне», а также "Стратегический очерк Великой Отечественной войны".2 Но никто из коллектива редакции шеститомника, возглавлявшейся П.Н.Поспеловым, не обратился за помощью к маршалам Г.К.Жукову и А.М.Василевскому. Более чем сдержанное отношение к маршалам наблюдается чуть ли не во всех томах. Зато в третьем томе член Военного совета Н.С.Хрущев упоминался 41 раз! Отмечая конъюнктурные «переборы» и упущения в шеститомнике, следует сказать, что этот труд все же явился шагом вперед в исторических исследованиях о войне. Он оказал благотворное влияние на историческую науку. Особенно сильный удар был нанесен по тем концепциям, в которых все успехи советского народа приписывались «мудрому руководству» Сталина и в которых он превозносился как «величайший полководец всех времен и народов». В действительности существует немало литературы в большинстве своем основанной на устаревших представлениях, сформированных в отечественной историографии еще в 60-е годы, в период разоблачения культа личности, когда после сталинское руководство страны поставило перед историками определенные задачи, считая необходимым подвергнуть “особенно резкому осуждению серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, политические и социальные ошибки перед войной и в период войны…”1
Публикация недоступных ранее широкому кругу исследователей документов, помогла историкам по-новому осветить многие проблемы истории, дать более объективное документальное изложение событий. Был накоплен большой запас фактических знаний, имеющих важное научное значение, и по сей день. Это и вопрос изменения классовой структуры общества в конце 30-х годов2, морально-политического состояния общества в предвоенные и военные годы3, использование труда заключенных в хозяйственном строительстве и их вкладе в дело победы.4
Целью курсовой работы является изучение изменения состояния советского общества в предвоенный и военный периоды, причины и последствия этих изменений. Исходя из цели работы, можно определить следующие задачи:
Показать изменения морально-политического состояния общества в исследуемый период.
Определить роль КПСС в организации управления обществом в изучаемый период.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА I. Советское общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Морально – политическое состояние советского общества в годы войны.
22 июня 1941 года нарушив договор о ненападении, Германия вторглась на территорию СССР. Минувшая война в историю нашей Родины вошла как Великая Отечественная, глубоко справедливая и освободительная.
Перед лицом нависшей угрозы советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции. « В занятых врагом районах, - указывалось в директиве от 29 июня 1941г. - создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия»1. Однако, советский народ оказался не в состоянии в полной мере дать отпор врагу, даже о всей серьезности сложившейся ситуации люди узнали лишь из сообщения И.В. Сталина, сделанного им, после первых неудач нашей армии. Обращаясь к народу, 3 июля 1941 года по радио, он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, раскрыл программу защиты уже добившихся целей, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов. «Наши силы неисчислимы, - подчеркивалось в его речи, - зазнавшийся враг должен скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа».1 Вместе с тем, как показали первые месяцы войны, наше общество было дезорганизовано. Поскольку массовые репрессии в вооруженных силах в 1937-1938 годах лишили ее более 40 тысяч командиров, политработников, военных инженеров и специалистов. Были репрессированы и многие ученые, преподаватели военных академий и училищ.
Уже неоднократно отмечалось, что потеря лучших кадров отбросила армию на многие годы назад. Именно на это Гитлер и его советники делали ставку. По данным его адъютанта Н. фон Белова, накануне «Барбароссы» фюрер говорил о Красной Армии как о «войске без руководителей»2. Обезглавливание армии оказало пагубное влияние на ее моральное состояние в целом, неизбежно усиливая атмосферу недоверия, порождая среди командиров привычку, чутко улавливать настроения начальства, предпочитать лакировку, безгласность. Упала дисциплина, наметился определенный отрыв командного состава от рядовых красноармейцев. Этому способствовали, в частности, включение в воинские уставы весьма жестоких положений, согласно которым командир должен был применять для восстановления порядка силу и оружие. Наиболее одиозный характер носят приказы 270(1941 года) и 227 (1942 года)3.
Первый из них объявлял "предателями" всех военнослужащих Красной Армии, попавших в плен. Подвергались преследованиям и семьи оказавшихся в плену командиров. Не отрицая отдельных актов преднамеренного перехода на сторону врага, необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство людей попали в плен по вине командования. Оно, а не эти люди, честно выполнявшие свой долг, и должно было нести ответственность. Сложившаяся по вине Сталина практика относительно этих людей, в том числе лишение их льгот участников войны, противоправна, поскольку понятия «оказаться в плену» и «сдаться в плен» далеко не тождественны.
Как реакцию Сталина на поражения под Ленинградом, в Крыму, под Харьковом (вследствие его же просчетов) нужно рассматривать и жестокий приказ 2271. Пропаганда назвала этот приказ «Ни шагу назад!», но с таким содержанием и до этого издавалось немало распоряжений. Вновь оправдывая себя, Сталин на этот раз обвинил, по существу, всех командиров и бойцов в «недисциплинированности», хотя громадное их большинство проявило мужество и преданность Советской Родине. Сталин в этом приказе открыто заявил, что он, по примеру Гитлера, спасавшего свой фронт от развала зимой 1941/42 года, вводит штрафные батальоны и заградительные отряды.2 И в военном отношении приказ был ущербным. Он воспрещал любой отход, в том числе и оправданный интересами маневренной войны, что вело к новым безрассудным потерям.
Таким образом, приказы, направленные на укрепление организованности и порядка в войсках, имели и обратную сторону, подрывали веру в высшее командование, в его справедливость. Негативно отражались на моральном состоянии войск и работников тыла.
Оценивая политико-моральное состояние советского народа в начальный период войны, необходимо вспомнить истоки его формирования. Духовный потенциал людей складывался под воздействием весьма противоречивых факторов. С одной стороны высокий патриотизм, энтузиазм, вера в светлое будущее, готовность преодолеть любые трудности для достижения великой цели. С другой стороны, недоверие к руководству, уничтожение национальных кадров отрицательно влияли на моральное состояние страны. Так же, говоря о высоком патриотизме, можно отметить и тот факт, что термин «все как один», как считает ряд историков, нельзя принимать за чистую монету. Реально: одни пошли сражаться за социализм, другие думали про Отечество. Третьи службисты – люди системы, - были парализованы, четвертые – в первые же дни, недели и месяцы как бы «извергли» то, что накопилось в народе. Например, в октябре 1941-го произошло выступление рабочих (200-300 человек) в Приволжске Ивановской области1. Рабочие выражали недовольство методами проведения мобилизации на строительство оборонных сооружений. 15-20 октября были беспорядки в самом Иванове, в связи с эвакуацией семей руководящих работников. Или еще пример. Рабочий шахты С. Баланин заявил, что ”пойдет защищать Советскую землю, но не тех, кто сидит в Кремле”2. Для пресечения инакомыслия, система использовала свои обычные рычаги. В лагерях сняли репродукторы, рабочий день довели до 10-12 часов, выходные отняли.
Среди наиболее сложных проблем истории СССР периода Великой Отечественной войны, едва ли не самой сложной и к тому же запретной для советских историков, являлось сотрудничество с врагом советских граждан. Обычно в исследованиях прошлых лет повторялось несколько стереотипных фраз о предателе генерале Власове, перебежавшем на сторону немцев и о возмездии, которое настигло его. Но пожалуй дело было не только во Власове. По статистике германского министерства восточных территорий, на январь 1945 года, например, только в немецких вооруженных силах (в сухопутных войсках, полиции, в системе государственной трудовой повинности, в войсках Тодта, в войсках СС, различных национальных легионах и “Русской освободительной армии”, добровольно служили 600 тыс. представителей “восточных народов” и в том числе: Литовцев - 36800; Латышей - 10400; Эстонцев - 10000; Татар - 20500; Крымских Татар - 10000; Азербайджанцев - 36500; Грузин - 19000; Калмыков - 7000; Народов Северного Кавказа - 15000; Русских (РОА, восточные батальоны) - 3100003.
Коллаборационизм бывших советских граждан на оккупированных немцами территориях носит довольно сложный характер. Он различается в зависимости от локализации, как мотивацией, так и масштабами. В “коренных” районах СССР коллаборационизм на местах имел в основном социальную окраску. На сотрудничество с оккупантами чаще шли выходцы из “обиженных” советской властью слоев населения: бывших кулаков, нэпманов и.т.д., а также асоциальные элементы, за те или иные проступки, наказанные советским государством. В своем сотрудничестве с немецкими оккупантами они преследовали разные цели. Одни, чтобы избежать гибели в немецких лагерях, где они были оставлены на произвол судьбы правительством, не подписавшим Гаагской конвенции о военнопленных и объявившем их всех предателями.1 Другие рассчитывали «отсидеться пока не кончится война». Но были и такие, кто вступил в союз с нацистами добровольно, по своим политическим убеждениям, или просто из-за ненависти к политической системе. Были и люди, которые пытались подвести под свое предательство идеологическую подоплеку. Среди них Метелий Александрович Зыков (вероятней всего псевдоним).2 Он утверждал, что с 1931 года был помощником редактора газеты «Известия», был арестован, затем освобожден в марте 1942 года. Попав в плен, Зыков составил меморандум, в котором предполагал создать русское правительство и русскую армию во главе с пленным генералом. Такое правительство заключило бы с Германией оборонительный союз.3 Но Гитлеру идея иметь союзниками русских, славян, казалась чудовищной. Он категорически запретил вооружать кого бы то ни было на оккупированной территории.
После поражения немцев под Москвой у немецких экспертов и высокопоставленных нацистских чиновников начало укрепляться мнение, что немецкая победа над СССР может быть обеспечена только, если на сторону Германии будут привлечены русские национальные антисталинсткие силы. Начались поиски «русского де Голля», советского генерала вокруг которого бы сосредоточились эти силы. В конце концов он был найден.
Им стал бывший командующий 2-й ударной Армией генерал-лейтенант Власов1. При выходе армии из окружения в июле 1942 года Власов попал в плен и добровольно стал сотрудничать с немецкой разведкой. Выступления Власова на стороне Германии и выдвигающиеся им лозунги должны были привести к деморализации и дезорганизации советского фронта и тыла. После предложения помогать немецким военным ведомствам Власов сразу же выдвинул свои условия: “Я согласен воевать против Сталина, но только если мне разрешать создать русскую армию, а не армию наемников. Она должна подчиняться русскому национальному правительству.2 ” Однако собственная армия у Власова появилась лишь 28 января 1945 года, когда он был объявлен командующим «Русской освободительной армией» (РОА)3. До этого времени на отдельных участках фронта действовали разрозненные подразделения и части власовцев. В составе РОА было две дивизии, воевали они на Одере, а чуть позже обороняли Берлин. В мае 1945 года Власов был захвачен нашими частями и по решению суда расстрелян как изменник Родины.
Начавшаяся война вызвала серьезные изменения и в официальной религиозной политике. За одну ночь немецкое вторжение превратило Русскую Православную церковь в приверженца режима. В самом начале церковь опубликовала воззвания, поддерживающие борьбу Советов с фашистами. Со временем Сталин решил придать отношениям с церковью регулярный характер. В сентябре 1943 года он разрешил восстановить патриархат.4 Сергий, единственный кандидат на эту роль, скончался в 1944 году, но на следующий год был созван Собор, который избрал преемником Сергия митрополита ленинградского Алексия. В тоже время были созданы несколько семинарий и три духовные академии. Много храмов было разрешено вновь использовать для богослужения.
Но пожалуй было бы неверно воспринимать эту неожиданную терпимость как абсолютное согласие между церковью и государством. Полное подчинение церкви государству осталось прежним, разве только оно приняло более мягкие формы. Государство создало специальный Комитет по делам религий, чьи представители осуществляли надзор над церковью в каждом уголке страны и от чего недремлющего ока не могли укрыться ни одна епархия или приход. Но все же Русская Пpавославная цеpковь оказывала и немалую матеpиальную поддеpжку нашей аpмии. Так, к дню 24-й годовщины Кpасной Аpмии веpующии столицы внесли на подаpки защитникам Родины 1,5 млн. pублей.1 К 25-летнему юбилею Кpасной Аpмии на постpойку танковой колонны имени Дмитpия Донского веpующие Московской области собpали свыше 2-х млн. pублей, а в ноябpьские пpаздники того же года около 500.000 pублей.2 По инициативе московских пастыpей пpихожанами был оpганизован сбоp металлолома на нужды обоpоны, одежды, обуви и дpугих необходимых фpонту вещей. Только за пеpвые тpи военных года около 200 хpамов Московской области сдали на нужды обоpоны 12 млн. pублей.3 Список данных о пожеpтвованиях веpующих можно пpодолжать еще долго и долго. И конечно же важна моральная поддержка наших воинов церковью, выезжая на поля сражения служители церкви благословляли бойцов перед боем, дабы укрепить их дух.
Таким образом, политико-моральное состояние общества в годы войны, особенно в первый ее период, можно расценивать как нестабильное. Наряду с глубоким патриотизмом, самопожертвованием, верой в правильность своего дела, советский народ испытывал чувство страха, неуверенности и порой скрытого неуважения к власти.
1.2. Изменения в методах управления обществом в чрезвычайных условиях войны.
После летнего (1942 года) наступления немецких войск в стране сложилась критическая обстановка. Старые методы государственного и военно-стретегического руководства не давали желаемого результата. Возникло противоречие между репрессивно-карательной политической системой, с ее старыми методами руководства, с одной стороны и обществом с другой. Народ и армия не могли больше выполнять свои задачи в сложившихся условиях. Тогда-то и начался поворот, во многом стихийно, с оглядкой. Узаконили же его сверху, это сделал лично Сталин. Были сокращены карательные функции органов НКВД и прокуратуры. Из мест заключения было освобождено свыше 600 тысяч человек1. Из них мобилизовано в действующую армию 175 тысяч, в том числе 22 тысячи бывших военачальников2. Причем эти люди были действительно преданы советской власти. Они в соответствии были справиться с новыми задачами, потому что освобождение Родины было не только государственным, но и их личным делом. Введены офицерские и генеральские звания, погоны. Введены ордена Суворова, Кутузова, Невского3. Был отменен институт военных комиссаров. Командирам стали больше доверять. Таким образом возник зазор между государством и обществом, между его различными слоями населения. Появилась отдушина для большей самостоятельности и развития народной инициативы. Это была вынужденная мера, чтобы потом при более благоприятных обстоятельствах, использовав народный энтузиазм в борьбе с фашизмом, во время преодолеть зазор, задвинуть стальной плитой ростки народного творчества.
Но вот что очень важно, прежде чем снова эту плиту задвинули, внутри народа в его самосознании произошли ценные, хотя и не окончательные изменения. Люди стали более критически относиться к действиям властей, вести разговоры о необходимости открытия церквей, свободы различных политических партий, развития демократии. В ходе войны этот процесс становиться более глубоким, он включает признание (хотя и нелегальное) у народа определенных прав.
В годы войны перестроилась и административно-командная система в вопросах управления. В первую очередь был создан ряд чрезвычайных органов. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области для обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной работе1. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.
Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных, правительственных и судебных органов Советского государства.
Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное время, являлся Верховный Совет СССР2, который, осуществляя законодательную деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры.
Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 г1. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.
Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных комиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств, учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и соглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял, когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию.2
При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.
Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР1. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.
Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.2
За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями.
В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.)3. Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих чрезвычайных органов военного времени.
Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена задачам ведения войны.
Совет Народных Комиссаров СССР, являясь исполнительным высшим и распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции, занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении, осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами, руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны.
В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти и управления строились и функционировали аналогичным образом.
Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов, организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны, главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах1. Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы.
В результате деятельности всех этих органов, при активном участии трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.
Поскольку в оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г2 Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба, причиненного ими нашей стране.
В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение задач, связанных с защитой страны.
В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг себя около 7 млн. активистов-общественников3. Сотни тысяч депутатов и несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую армию.
В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами. Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили хозяйственным местным и культурным строительством, устанавливали местный бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов граждан.
При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования, социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли.1 Все они действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени.
В период войны структура местных органов управления претерпела некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей2. При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой защитой, устройством детей в детские дома3.
В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств. Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта, строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее военное обучение населения.
Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей, оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков. Таким образом, все местные советские учреждения, как в городе, так и в деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.
Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных на военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи, с чем исполнительно-распорядительные функции этих органов были расширены. Усилились централизация и единоначалие, особенно в военной промышленности, на транспорте, в учреждениях связи и оборонном строительстве.1
В обстановке войны, особенно в близких к фронту районах, следовало оперативно решать вопросы хозяйственного и оборонного строительства. Поэтому в системе государственного управления серьезно изменилось соотношение между принципами коллегиальности и единоначалия. В частности, были расширены права народных комиссаров СССР.2 Они получили возможность самостоятельно распределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями и стройками3.
Для достижения победы в войне требовалось непрерывное пополнение нашей армии и флота многочисленными и хорошо обученными боевыми резервами. Чтобы подготовить такие резервы, Государственный Комитет Обороны принял решение ввести с 1 октября 1941 г. всеобщее обязательное военное обучение граждан СССР1. Вслед за этим в составе Народного комиссариата обороны СССР было создано Управление Всевобуча2. ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям обеспечить быстрое развертывание органов Всевобуча, создать для них учебную и материально-техническую базу, выделить соответствующие кадры. Эта задача была решена в короткий срок.
За годы войны органы Всевобуча провели семь очередей вневойсковой подготовки по 110-часовой программе. К обучению привлекались мужчины и женщины в возрасте от 16 до 50 лет. Общее число граждан, охваченных Всевобучем, составляло 9 862 тыс. человек.3 Это почти в полтора раза превышало численность действующей армии вместе с резервами Ставки к началу 1944 г. Таким образом, органы Всевобуча, работавшие во всех уголках Советской страны, внесли значительный вклад в завоевание победы над врагом.
В условиях войны оказалось необходимым перестроить органы здравоохранения и санитарной службы, расширить деятельность Народного комиссариата здравоохранения и Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Эти органы ввели в жизнь эффективную систему обслуживания раненых воинов на фронте, обеспечили квалифицированное лечение раненых и больных в тылу, провели немало различных оздоровительных мероприятий, позволивших нашей стране избежать массовых эпидемических заболеваний. Осуществлялась также широкая подготовка военно-медицинского персонала.
Огромное внимание уделяло Советское государство вопросам организации труда. Как и в мирные годы, в дни войны социалистическая организация труда обеспечивалась сознательной дисциплиной подавляющего большинства трудящихся. По сравнению с предвоенным временем количество рабочих в годы войны значительно уменьшилось. Поэтому необходимо было привлечь к труду граждан старших возрастов, домашних хозяек, подростков и инвалидов, имевших частичную трудоспособность.1 Перед государством встала задача трудоустройства этих категорий населения. Их участие в общественно-производительном труде за годы войны примерно удвоилось. Соответствующая подготовка и переквалификация этих людей осуществлялась через систему курсов и школ, которые давали возможность в короткий срок приобрести ту или иную специальность. Пенсионеры продолжали получать пенсию независимо от заработка. Это поощряло их возвращение на работу. Они имели право поступать на работу или переходить на другое предприятие в соответствии с состоянием своего здоровья и наклонностями. Инвалидам труда и войны, работавшим на производстве, предоставлялся отпуск либо выдавалась денежная компенсация за отпуск по нормам трудового законодательства мирного времени. Гибкая система государственных мер позволила в годы войны вовлечь в производительный труд подавляющее большинство людей, которые ранее не были систематически заняты в общественном производстве.
В период войны для всех отраслей народного хозяйства была организована массовая подготовка новых квалифицированных рабочих. Она велась в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, непосредственно на предприятиях и созданных при них различных курсах, в школах механизации сельского хозяйства. В среднем за год в течение войны подготавливалось, таким образом около 3 млн. рабочих.2
Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи.
Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего государства, осуществлявшиеся до войны в области социально-культурного строительства и воспитания советских граждан, сохраняли свое значение и в военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени. Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи, дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства.1 Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резервов в военное время во много раз превышал довоенный уровень.
Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и подготовке научно-технических кадров.2 Увеличился выпуск специалистов в области технических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний, которые имели непосредственное военное значение. Широко были развернуты военно-технические исследования, способствующие всемерному усилению боевой мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства оставались в период войны неприкосновенными. Для этой категории лиц сохранялись все основные льготы, и преимущества мирного времени.3
В годы воины значительно повысилась роль Советского государства в охране социалистической собственности и общественного порядка. Особое внимание уделялось строжайшей охране военного имущества и объектов военного хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, предназначенных для снабжения тыла и фронта.
Была перестроена работа органов суда и прокуратуры. Правосудие в условиях войны осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, краевыми и областными судами, народными судами, а в армии и на флоте — военными трибуналами1.
В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялось на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности. Применялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР, в том числе и законы военного времени.
Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными, их защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурорского надзора в вышестоящих судебных инстанциях.
Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условиях войны высший контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимости могли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в установленном законом порядке.
Основная задача судебных и прокурорских органов состояла в том, чтобы обеспечить интересы социалистического государства в целях победы над врагом. В соответствии с этим в начале войны Президиум Верховного Совета СССР утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий2. Согласно этому положению изменялся порядок комплектования военно-судебных органов, а также порядок рассмотрения судебных дел и опротестования приговоров.
Военные трибуналы как специальные суды создавались при фронтах, армиях, корпусах, дивизиях и других соединениях и при военизированных учреждениях. В местностях, находившихся на военном положении, они рассматривали дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, в том числе дела на лиц, работавших в военной промышленности, на транспорте, на строительстве оборонительных сооружений и в организациях, непосредственно связанных с военным ведомством1.
Порядок прохождения дел в военных трибуналах допускал сокращенные сроки судебного следствия, рассмотрение дел в составе постоянных судей без народных заседателей. Приговоры трибуналов вступали в силу с момента их объявления и кассационному обжалованию не подлежали: они немедленно приводились в исполнение. Военные советы фронтов и армий, а также командующие фронтами и армиями пользовались правом приостановить осуществление приговора, содержащего высшую меру наказания — расстрел.
Дела о крупных хищениях народного имущества и нарушениях общественного порядка подлежали ведению специальных судебных органов, рассматривались и решались военными трибуналами. Повышенным наказаниям подвергались те, кто был уличен в порче и разбазаривании продовольственных продуктов, в хищении, нерациональном использовании или утере военного имущества. В целом случаи хищения государственного и личного имущества в период Отечественной войны квалифицировались как особо опасные действия, совершенные в чрезвычайной военной обстановке. Виновные подвергались серьезным наказаниям по законам военного времени.
Коммунистическая партия вела большую работу по восстановлению советских государственных органов в освобожденных от фашистских захватчиков районах нашей страны. Законом военного времени предусматривалось, что на освобождаемой от оккупации территории СССР, где отсутствовали органы государственной власти и управления, их функции временно выполняли военные власти в лице военных советов фронтов, армий и командования войсковых соединений.1 С удалением линии фронта на запад в этих районах постепенно восстанавливалась власть местных Советов. При этом исполкомы, отделы и управления областных, районных, городских и сельских Советов формировались из оставшихся здесь депутатов, избранных в предвоенные годы. Их полномочия были продлены законом до окончания Великой Отечественной войны. Если на освобожденной от оккупантов территории имелись партизанские края, там продолжали функционировать прежние советские государственные органы, пополненные и расширенные в соответствии с теми их задачами, которые предусматривались Конституцией СССР.
Законодательные и правительственные органы таких союзных республик, как Украинская, Белорусская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская, по мере освобождения их территорий возвращались из эвакуации и приступали к выполнению своих функций на общих конституционных основаниях.2 При этом они опирались на помощь всех остальных республик и Советского государства в целом.
Восстановленные органы власти энергично приступали к возрождению хозяйства и культуры, ликвидации последствий войны, всячески помогали населению, пострадавшему от оккупации. Они оказывали также необходимую поддержку фронту.
В годы Отечественной войны большую работу вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные, спортивные общества и другие3.
Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись на всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою деятельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и правительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.
Много сил и труда вложили профессиональные союзы в организацию военного производства. Они содействовали перемещению тысяч предприятий на восток страны, проводили массовую подготовку новых кадров рабочих, особенно из числа женщин и молодежи. Развернувшееся по почину трудящихся Всесоюзное социалистическое соревнование за увеличение выпуска военной продукции непосредственно направлялось профсоюзными организациями. В результате производительность труда в период войны на основных предприятиях повысилась на 40—50 процентов1. Для поощрения соревнующихся коллективов профессиональные союзы вместе с партийными и государственными организациями вручали лучшим из них Красное знамя.
В связи с мобилизацией сил народа на отпор врагу профсоюзы деятельно участвовали в проведении Всевобуча и подготовке военных резервов, в укреплении местной противовоздушной обороны, в организации шефства предприятий над воинскими частями, в развертывании военных госпиталей. Большинство принадлежавших профсоюзам санаториев и домов отдыха было преобразовано в госпитали для раненых и больных воинов.
В годы войны, как и в мирное время, профессиональные союзы контролировали состояние охраны труда и техники безопасности на предприятиях и в учреждениях. Следили за выполнением законодательства о труде и применением прогрессивных систем его оплаты, управляли социальным страхованием, выдавали рабочим и служащим пособия по временной нетрудоспособности, добивались улучшения медицинского обслуживания населения. Миллионы женщин, занятых в мирное время домашним хозяйством, вовлекались в производственную и общественную жизнь. Профсоюзы заботились об улучшении условий их труда, вели борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Деятельность профессиональных союзов в период войны была тесно связана с другими массовыми общественными организациями, среди которых особенно большая роль принадлежала ленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек1. В Ленинградской организации каждые девять комсомольцев из десяти сражались на фронте. Из Московской организации на фронт ушло 210 тыс. комсомольцев, из Орловской — 42 тыс2. В армию и на флот отправлялись как рядовые члены ВЛКСМ, так и руководящие работники. В 1941 г. на военную работу перешло 30 процентов секретарей обкомов, горкомов и райкомов ВЛКСМ. В дальнейшем в Вооруженные Силы было направлено еще 1200 секретарей обкомов, первых секретарей горкомов и райкомов и свыше 66 тыс. секретарей первичных комсомольских организаций3.
Комсомольцы шли на самые трудные и ответственные участки борьбы с врагом. По призыву Коммунистической партии они самоотверженно сражались с захватчиками на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Наравне с юношами стойко переносили все тяготы войны и геройски бились с врагом наши девушки. К январю 1942 г. в рядах Вооруженных Сил было 350 тыс. комсомолок, а в последующие годы их число значительно возросло4.
Комсомольские организации всесторонне помогали Всевобучу. В процессе обучения создавались комсомольско-молодежные подразделения снайперов, автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков и пр. Эти подразделения дали свыше 1 700 тыс. специалистов5. Кроме того, были созданы специальные подразделения из девушек-комсомолок, подготовившие 214 тыс. снайперов, пулеметчиц и других специалистов1. Из комсомольцев и несоюзной молодежи формировались кадры для борьбы в тылу врага.
Родина высоко оценила заслуги ленинского комсомола. 3500 тыс. комсомольцев были награждены орденами и медалями СССР, а 3 тыс. из них удостоены звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награждены орденами и медалями 100 тыс. девушек, 58 из которых получили звание Героя Советского Союза2.
Война наложила свой отпечаток и на деятельность пионерских организаций. Пионеры и школьники помогали взрослым во многих делах. Прежде всего, они самоотверженно трудились на полях колхозов и совхозов. Выполняя постановление правительства от 13 апреля 1942 г. о привлечении учащихся школ к полевым работам, свыше 20 млн. школьников в летние каникулы 1942 г. выработали 757 млн. трудодней3.
Пионеры участвовали также в восстановлении разрушенных школ и других зданий, вместе с комсомольцами выходили на воскресники, отдавая заработанные средства в фонд Красной Армии. Во многих школах были созданы различные мастерские, выполнявшие заказы фронта и народного хозяйства. Например, летом 1942 г. в школьных мастерских Москвы работало 17 тыс. учащихся, которые изготовили продукции на 30 млн. рублей4.
По инициативе ЦК ВЛКСМ пионеры и школьники успешно собирали лекарственные и другие полезные растения. Достаточно сказать, что только за лето 1942 г. они собрали более половины всех заготовленных в стране дикорастущих растений5.
Учащиеся активно шефствовали над лечебными учреждениями. Они украшали цветами госпитали, читали раненым книги, помогали им писать письма, показывали художественную самодеятельность.
Важную роль в годы войны сыграла потребительская кооперация. На нее было возложено снабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречная продажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжалась шестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернаты инвалидов войны, эвакуированные граждане.
Война потребовала от потребительской кооперации заняться производством обуви, одежды, обозных и шорных изделий и т. п. Кооперативные организации заготавливали овощи, дикорастущие растения и плоды, пушнину и т. д. Все это шло на удовлетворение нужд фронта и тыла.
Как и другие общественные организации, потребительская кооперация активно помогала народному хозяйству материальными средствами. Ее пайщики приобрели за годы войны облигаций на 2 600 млн. рублей1. Эти деньги были использованы для нужд войны. Кроме того, пайщики и работники потребкооперации из своих средств и отчислений от прибылей внесли в фонд обороны 105, 2 млн. рублей2.
Одним из наиболее массовых добровольных обществ, проделавших в годы войны большую работу, было Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началу войны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс. первичных организаций3. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовую работу среди всех слоев населения.
Вовлечению в Осоавиахим молодежи содействовали различные клубы. Этому способствовали также и занятия спортом. В аэроклубах без отрыва от производства обучалось одновременно до 8 тыс. юношей и девушек —будущих летчиков4. Свыше 30 тыс. спортсменов осваивали планеризм. Всего к началу 1941 г. Осоавиахим обучил около 400 тыс. летчиков запаса, пилотов-планеристов, парашютистов, авиамехаников, морских специалистов, автомобилистов, мотоциклистов и различных связистов1.
До создания органов Всевобуча ответственность за подготовку населения к противовоздушной обороне нес Осоавиахим. Он же готовил инструкторов для групп самозащиты в жилых домах. В результате этой работы уже к осени 1941 г. не только взрослые, но и многие дети имели навыки в борьбе с последствиями авиационных налетов, в оказании медицинской помощи пострадавшим. Была создана сеть районных и городских школ ПВХО, которые за годы войны подготовили 987 тыс. общественных инструкторов для обучения населения по программам ПВХО2.
После 17 сентября 1941 г., когда по решению ГКО было создано Управление Всевобуча3, осоавиахимовские организации наряду с оборонно-массовой работой среди населения продолжали готовить резервы для Красной Армии.
Высокую активность в годы войны проявил Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. К началу войны этот союз насчитывал 7 900 тыс. членов, а к концу ее - до 12 900 тыс4. Организации Красного Креста делали все возможное, чтобы помочь раненым и больным воинам скорее вернуться в строй. Кроме того, они участвовали в подготовке среднего и младшего медперсонала. За годы войны ими было подготовлено около 300 тыс. медицинских сестер, более 500 тыс. сандружинниц и до 30 тыс. санитаров5. Общество Красного Креста многое сделало и для организации донорства. Трудно переоценить значение донорства в условиях войны. Оно стало делом огромной государственной важности. По всей стране были созданы донорские пункты. Ряды людей, желавших отдать свою кровь для раненых воинов, постоянно росли. Донорство в годы войны явилось замечательным выражением советского патриотизма. За годы Великой Отечественной войны Советское государство и общественные организации проделали колоссальную работу во всех областях жизни и борьбы нашего народа. Они обеспечили руководство хозяйством, концентрацию средств для нужд фронта и мобилизацию масс на достижение победы.
Таким образом, в годы войны система управления (несмотря на значительное расширение различных ведомств) перестраивалась по правилам минимального количества звеньев сверху донизу, а также простоты, оперативности и надежности процедур управления. Не практиковались длинные речи, доклады, формальные заседания и совещания. Все делалось экономно, сжато и с большой определенностью – что, когда и кому сделать, выполнить, часто принимались ответственные решения по телефону, без всяких подстраховочных писем типа «кабы чего не вышло». Военный период не был каким-то идеальным в преодолении бюрократизма. Он лишь по-военному и по-администраторски показал реальность и силу антибюрократических правил и методов. Многие мероприятия и преобразования, проведенные органами государственной власти и управления в период войны, сохранили определенное значение и для послевоенного мирного строительства1.
В годы войны внутри классов советского общества также произошли существенные перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производстве значительно увеличился. Так, количество женщин возросло с 38 % в 1940 г. до 55 % в 1945 г2. Молодые рабочие в возрасте от 16 до 25 лет в решающих отраслях промышленности составляли в среднем около половины занятых здесь рабочих. В большинстве своем это были люди, не обладавшие производственным опытом, но имевшие неплохую общеобразовательную подготовку. На фабрики и заводы возвратились многие пенсионеры, в связи, с чем удельный вес рабочих в возрасте свыше 50 лет также возрос. О масштабах пополнения рабочего класса можно судить по тому, что с 1942 г. по июль 1945 г. в промышленность и строительство, на сезонные работы и в систему трудовых резервов только Комитет по учету и распределению рабочей силы направил около 12 млн. человек.1.
Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эвакуацией промышленных предприятий 30—40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за Урал и в районы Средней Азии2. Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политической активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспитанию нового пополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имеющие высокую квалификацию и большой жизненный опыт. Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро овладевали специальностью и показывали образцы самоотверженного труда.
Советские люди работали, не считаясь со временем: они не уходили с предприятий сутками и даже неделями, отдавая все силы выполнению и перевыполнению производственных планов. В прифронтовых районах, в городах-героях рабочим приходилось трудиться под вражеским обстрелом; нередко они принимали непосредственное участие в обороне родного завода или города.
Своей преданностью, патриотизмом и организованностью, стремлением, во что бы то ни стало дать фронту необходимое вооружение, наш славный рабочий класс служил примером для всех советских людей.
Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн. человек1. Особенно резко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Удельный вес мужчин в возрасте 18—54 лет снизился среди сельского населения с 21 процента в 1939 г. до 8,3 процента в 1945 г2. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах. Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его вооруженность в связи с войной стала намного слабее. Значительная часть советского крестьянства оказалась на захваченной врагом территории. Уже к концу 1941 г. под оккупацией находилась территория, на которой к началу войны проживало более 74 500 тыс. человек, главным образом колхозников и членов их семей3. Таким образом, численный состав нашего крестьянства во время войны резко сократился, хотя потом он постепенно увеличивался по мере освобождения оккупированных районов.
Но и в этих тяжелых условиях колхозники самоотверженно выполняли свой гражданский долг. Труженики села хорошо понимали, что не только штык, но и колос врага колет. Шефство над деревней — важная и действенная форма связи индустриального города с деревней. Оно издавна стало традицией рабочего класса нашей страны. Коллективы предприятий брали на себя добровольные обязательства по оказанию помощи колхозам. На заводах во внеурочное время ремонтировалась сельскохозяйственная техника, изготовлялись запасные части, инвентарь. Для ремонта сельскохозяйственных машин в деревню направлялись бригады, состоявшие из инженеров, техников и квалифицированных рабочих. Городское население строило животноводческие фермы, силосные башни, участвовало в полевых и других сельскохозяйственных работах.
Так же в годы войны, несмотря на крайне тяжелые социальные условия изоляции, пройдя через унижения и попрание человеческого достоинства, узники лагерей и колоний в своем подавляющем большинстве проявили патриотические качества. Их ратный и трудовой подвиг, который долгие годы замалчивался, явился важным вкладом в разгром противника. Не только уголь Воркуты. Лес Сибири, руду и золото Магадана добывали подконвойные люди.1 Они также производили танки, самолеты, боеприпасы, вооружение, средства связи. Около миллиона узников ГУЛАГа с оружием в руках сражались в рядах действующей армии. Многие из них проявили мужество, храбрость и героизм, за что были награждены орденами и медалями СССР.
Вообще, военный период характеризовался постепенным снижением численности заключенных. Снижение числа заключенных в основном объясняется применением досрочного освобождения в соответствии с Указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года.2 Освобождение происходило лишь по некоторым категориям заключенных, осужденных за прогулы, бытовые и незначительные должностные и хозяйственные преступления, с передачей лиц призывных возрастов в Красную Армию. Во исполнение Указа ГУЛАГом было проведено освобождение 420.000 заключенных.3
Многие бывшие заключенные, находясь на фронтах Отечественной войны, проявили доблесть и геройство, за что были награждены. Бывшим заключенным: Матросову А.М., Бреусову В.Е., Отставному А.И., Сержантову И.Я., Ефимову В.М. присовены звания Героев Солветского Союза.4 И это далеко не полный перечень узников ГУЛАГа, ставших Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне.
В итоге, единство действий всех слоев советского народа, объединение материальных и людских ресурсов советских республик, централизованное использование экономического потенциала страны — все это позволило нашей партии и правительству сосредоточить основные усилия тыла и фронта на решении главнейших задач. Повседневные и все более крепнущие связи фронта с тылом наглядно свидетельствовали о том, что армия и народ государства едины. Это повышало моральную стойкость воинов, укрепляло их уверенность в победе над гитлеровской Германией, вливало в бойцов новую энергию для успешного преодоления трудностей, как в обороне, так и в наступлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Почему цена победы СССР оказалась столь неимоверно великой? Отечественной и зарубежной историографии наряду с научным прослеживаются апологетический и нигилистический подходы к решению этого вопроса. Первому свойственны умолчание, преуменьшение негативного в сталинском руководстве войной, попытки объяснить явные просчеты и провалы некими внешними обстоятельствами. Так, ответственность за громадные жертвы среди мирного населения и другой ущерб целиком возлагают на оккупантов. Конечно, агрессор с его человеконенавистническими намерениями и человекоубойной промышленностью на самом деле повинен во всем, но лишь в конечном счете. Ведь правомерно поставить прямые вопросы: а кто пустил его в наш дом, как оказался он в глубине чужой земли, кто позволил ему истребить миллионы беззащитных людей, захватить или уничтожить громадные ценности? Война шла в основном на нашей территории. По некоторым областям ее железный каток прошелся несколько раз. Необходимо также исследовать, всегда ли приказы Сталина о "выжженной земле" были оправданны. Так, ряд специалистов сомневается в целесообразности тотального разрушения партизанами железных дорог в тылу врага перед наступлением советских войск.
В немарксистской литературе можно встретить иной подход: противопоставление "беспощадного использования людских масс советским руководством, бережливому введению в бой людей с использованием больших материальных средств англо-американским". Эта схема объясняет лишь часть известных фактов. Нельзя отрицать прямую связь между огромными потерями Красной Армии (потери вооруженных сил США и Англии соответственно 405 тысяч и 375 тысяч) и уровнем сталинского руководства. Нужно учитывать, однако, и крайне несправедливое распределение военных усилий внутри антифашистской коалиции. В то время как СССР сковывал главную мощь общего противника, США и Англия накапливали оптимально необходимые силы и средства, свободно выбирая время, образ и места действий. К тому же СССР сразу попал в чрезвычайно тяжелую ситуацию: он вступил в войну, не имея ни одного союзника.
Мнению зарубежных специалистов в чем-то созвучны суждения крайнего толка, появившиеся недавно в отечественной литературе: якобы вообще и не было нашей победы, поскольку ее добились такой кровью; что виновников неоправданных потерь надо исторгнуть из истории; что мы закончили войну, не умея воевать, залили кровью своей, завалили врагов своими трупами. Но "не умеющий воевать" не победил бы и ценой 1: 5. Кстати, зарубежные военные историки, подчеркивая вклад Красной Армии в дело победы, не сбрасывают со счетов успешных ее операций, особенно 1944 - 1945 годов.
С конца 20-х годов, прилагая нечеловеческие усилия, советские народы осуществляли гигантское оборонное строительство. Чуть ли не вся деятельность правительства, экономика страны были подчинены этой цели. Сюда были брошены лучшие научные и технические кадры, огромные средства. В середине 30-х годов РККА фактически не уступала ни одной армии мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Учебная литература:
Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Жилина П.А. М., 2005 г.
Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Под ред. Киряна М.М. М., 2003 г.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2008 г. Т.3.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2005 г. Т.4.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2004 г. Т.5.
История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945. М., «Министерство Обороны СССР», 2009 г. Т.6.
Исаев В.А. История государства и права России. М., г. 2005
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Новороссийский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента ________ курса ____________________________ факультета
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Учебная дисциплина ____________________________________
Тема: ________________________________________________
__________________________________________________________
№ группы ______________
Руководитель-консультант:
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
(учёное звание, степень)
Комиссия в составе:
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Защищена Оценка
«_____» _______ 2011 г. «______________»
Новороссийск – 2011 год.
1 Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны. Под ред..Кукушкина Ю.С..- М, 1986г., Митрофанова А.В. Рабочий класс накануне и в годы Великой Отечественной войны.- М., 1984г., Шкаратан О.И. Проблемы структуры рабочего класса в СССР.- М., 1970г., Бурджалов Э.Н. Советский Союз в борьбе за завершение строительства социалистического общества М., 1951г.
2 История Великой Отечественной Войны Советского Союза. 1941-1945г. – М., 1965г.
1 Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной Войны. // Новая и новейшая история. - №» - 2000г.
2 Соколов А.К. Краткий курс истории СССР. – М., 1999г.
3 Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 30-е годы. // Вопросы истории. - №10 – 2001г., Павленко И.М. История войны еще не написана. // Огонек. №25 – 1989г.
4 Хлевнюк О.П. Принудительный труд в СССР 1929-1941. // Свободная мысль. - №2 – 1992г., Пронько В.И., Земскова В.Н. Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной Войне. // Новая и новейшая история. - №5 – 1996г.
1Гриф секретности снят. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. - М., 1993г.
1 Гриф секретности снят. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. - М., 1993г.
2 Nicolaus v Below Als Hitlers Adjutabt 1937-1945. - Mainz., 1980.
3 “Вторая мировая война: два взгляда”.. - М.,1995г.
1 Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 года. Вторая мировая война: два взгляда. – М., 1993г.
2 “Вторая мировая война: два взгляда”. - М., 1995г.
1Советский рабочий класс. Под ред. Ю.С. Борисова, Л.С. Гапоненко, А.И. Котеленца, В.С. Лельчука,. - М., 1975г.
2 Там же.
3 Ерин В.Б. “Советские военнопленные в Германии” //Вопросы истории, 1995г.., №11-12.
1 Семиряга М.И. Судьбы советских военнопленных. // Вопросы истории. - №4 – 1995г.
2 Комков Г.Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной Войны. – М., 1993г.
3 Там же.
1 Пальчиков П.А. “История генерала Власова” //Новая и новейшая история, 1993г., №2.
2 Там же.
3 Фрелих С. Генерал Власов. – М., 1990г.
4 Цыпин В. Патриотическое служение Русской Церкви а Великую Отечественную войну. // Новая и новейшая история. -№2 – 1995г.
1 Цыпин В. Патриотическое служение Русской Церкви в Великую Отечественную войну. // Новая и новейшая история. - №2 – 1995г.
2 Там же.
3 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь 1927-1943. // Вопросы истории. - №4 – 1994г.
1 “1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной войне”,. - М.,1990г.
2 Там же.
3 Павленко И.М. “История войны еще не написана” //Огонек, 1989г.. №25.
1 Новиков В.И. “Накануне и в дни испытаний”,. - М., 1988г.
2 История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945гг. - М.,1965г., Т4.
1 Великая отечественная война 1941-1945гг. Под ред. П.А. Жилина. - М., 1979г.
2 Россия XX век. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1997г.
1 Великая отечественная война 1941-1945гг. Под ред. М.М. Киряна. - М., 1989г.
2 Исаев В.А. История государства и права России. - М., 1997г.
3История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945гг. - М., 1965г., Т5.
1 История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945гг.- М., 1965г., Т5.
2“Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны” . Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М., 1986г.
3 Новиков В.И. “Накануне и в дни испытаний”,. - М., 1988г.
1 Горьков Ю.А. К истории создания Госкомитета Обороны и Ставки Верховного Главнокомандования. // Новая и новейшая история. - № 4 – 1999г.
2История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945гг. - М., 1965., Т6.
3 Там же.
1 Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны. // Новая и новейшая история. - №2 – 2000г.
2 Горьков Ю.А. К истории создания Госкомитета Обороны и Ставки Верховного Главнокомандующего. // Новая и новейшая история. - № 4 – 1999г.
3 Россия XX век. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1997г.
1 Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны. Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М., 1986г.
2 Там же.
3 Там же.
1 Глантц Д.М. «Забытые» страницы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. - №5-6 – 1995г.
2 Шкаратан О.И. “Проблема структуры рабочего класса в СССР”. - М., 1970г.
1 Гланц Д.М. «Забытые» страницы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. - №5-6 – 1995г.
2 Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны. // Новая и новейшая история. - №2 – 2000г.
3 Золотарев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны. // Новая и новейшая история. №2 – 2000г.
1 “1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной войне”. - М., 1990г.
2“1418 дней войны. Из воспоминаний о Великой Отечественной войне”,. - М., 1990г.
1 Там же.
1 Крошин П.Н. Деятельность КПСС в годы Великой Отечественной войны. // Вопросы истории. - №3 – 1991г.
2 Исаев В.А. История государства и права России. - М., 1997г.
3На земле, на воздухе и море. Составитель В.М. Уколов. - М., 1989г.
1 Шкаратан О.И. “Проблемы структуры рабочего класса в СССР”,. - М., 1970г.
1 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М., 1986г.
2 Там же.
3 Там же.
4 Средин Г.В. КПСС – организатор победы советского народы в годы Великой Отечественной войны. – М., 1985г.
5 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М., 1986г.
1 Там же.
2 “1418 дней войны. Из воспоминаний и Великой Отечественной войне”. - М., 1990г.
3 Новиков В.И. “Накануне и в дни испытаний”. - М.,1988г.
4 Алексеев Е.П. Коммунистическая партия – организатор подготовки научных кадров в годы Великой Отечественной Войны. – М., 1984г.
5 Новиков В.И. “Накануне и в дни испытаний”. - М., 1988г.
1 “Вторая мировая война: два взгляда”. - М., 1995г.
2 Там же.
3 Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945. – М., 1986г.
4 Там же.
1 Там же.
2 Там же.
3 Там же.
4 Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Под ред. Ю.С. Кукушкина. - М., 1986г.
5 Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны. Под ред. Кукушкина Ю.С. – М., 1986г.
1 Исаев В.А. История государства и права России. - М., 1997г.
2 Шкаратан О.И. “Проблемы структуры рабочего класса в СССР”. - М., 1970г.
1 История Советского рабочего класса: “Рабочий класс накануне и в годы Великой Отечественной Войны 1938-1945гг.”. - М., 1984г., Т3.
2 Там же.
1Анисков В.Т. “Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне”. - М., 1979г.
2 Там же.
3 Там же.
1 Пронько В.А., Земскова В.Н. Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне. // Новая и новейшая история. -№5 – 1996г.
2 Пронько В.И., Земскова В.Н. Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне. // Новая и новейшая история. - №5 –1996г.
3 Там же.
4 Там же.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ