Статья "Проектная деятельность учащихся"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Никольское» МО Енотаевский район Астраханской области










Доклад

«Проектная деятельность

учащихся»










подготовил

учитель истории

Лунев Николай Александрович















Никольское

2013

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Что такое проект? Что такое метод? Метод проектов возник ещё в 20-е годы XX столетия в США. Его называли также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

Суть проекта – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, непродуманность и непоследовательность внедрения этого метода привела к осуждению постановлением ЦК ВКП (б). Но элементы этого опыта использовались и используются многими педагогами. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка рефератов, сообщений – это тоже, по сути дела, проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

Как указано в Словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Термин «проектирование» определяется как деятельность, промысливание того, что должно быть.

Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.

Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность.

Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться”. [11] Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Проектное обучение – это “путь замысла или способ планирования”. Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

В литературе определены при работе над проектом шесть стадий [2]. Схематично это выглядит так:

Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют меня как учителя русского языка и литературы.

Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что учащиеся имеют опыт квазиисследования. Но результаты диагностики также показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор;

предусматривать последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки);

сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.


Основные требования к использованию метода проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, исследование влияния химических элементов и их соединений на живые организмы и т.д.).

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчётов, просмотров и т.д.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения, или относиться к какому-то практическому вопросу, требующему привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развития их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (видеофильм, презентация, различные виды публикаций: информационные бюллетени, газеты, в том числе и в компьютерном варианте и т.д.).

Обучающимся можно предложить к окончанию периода изучения темы подготовить реферат или доклад, изготовить рекламный плакат, буклет, афишу или альбом с краткими текстами или рисунками, отражающими самое существенное в теме. Защита проекта может служить одной из форм итоговой аттестации. Таким образом, учебная деятельность учащихся по предмету в течение всего учебного года нацелена на реализацию проектов.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Учащиеся с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому учащемуся увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учащихся.


Типы проектов.

По своему содержанию, структуре, методам исследования, решению поставленных задач проекты могут быть:

- практико-ориентированными,

- литературно-творческими,

- естественно-научными,

- экологическими,

- культурологическими,

- спортивными,

- исследовательскими,

- приключенческими (игровыми),

- творческими,

- информационными.

Виды проектов.

1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект – вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.

Большинство из них требует тщательной подготовки структуры проекта, определения целей, выявления актуальности, социальной значимости, продуманных методов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников,

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач,

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения),

- развивает системное мышление.

Последовательность работы над проектом:

I этап. Подготовительный, погружение в проект. На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап. Исследование (осуществление деятельности). На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся, - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Степень самостоятельности учащихся зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями, используемыми в самостоятельной работе. Полученные путем исследования результаты анализируются, формулируются выводы.

IV этап. Представление результатов исследования, отчет. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчёт в тезисах и докладах, журналистский отчёт – резюме для публикаций в прессе и т.д. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этапе презентации важно: научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование».

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.




Условиями успешности проектной деятельности являются:

1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
2. Определение планируемых результатов;
3. Констатация исходных данных.

При проектировании самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». На консультациях учителю нужно только отвечать на возникающие у ребят вопросы (а их в ходе проектирования учащиеся только учатся ставить).

В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределённостью, его нужно организовать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

1. Постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
2. Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
3. Осуществление и аргументация выбора;
4. Осознание последствий выбора;
5. Совершенствование самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
6. Сравнение полученного с требуемым;
7. Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;
8. Оценка процесса (самой деятельности) и результаты проектирования.

При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся.

Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». И сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к принятию метода исследовательских проектов в свой арсенал педагогических технологий.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При методах проекта происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная система: «Это верно, а это – не верно» («плохо» и т.п.). Школьники должны быть свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, или никто не может говорить, как и что необходимо делать.

Задача педагога заключается в том, что бы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: «выбора» темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая) на основе сформировавшегося у ученика «интереса» до рефлексии по поводу полученных результатов.

Оценивание: начинающий руководитель должен записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть объективными на самой защите проектов. К оценке предъявляется сам проект в виде макета, видео ролика и т.д., поэтому учителю нужно наблюдать и записывать деятельность учащихся во время выполнения проекта. Оценивается не объём освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели.

Пятибалльная оценка для этого не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, сама процедура защиты проекта и его оформление . В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и даже сам проектант.

Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, т.к. личный вклад каждого в общий проект может быть различным.

Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Реальные работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознавать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо (иногда в несколько этапов) вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь её решения, определить продуманную последовательность шагов по реализации решения, принятого самим учащимся (это обязательно!).

Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.






Список использованной литературы:


  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ