Технологическая карта урока истории "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Урок «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

ЦЕЛЬ: на основе фактов развития русских земель в XIV веке сформировать представление о причинах действий Дмитрия Донского – возможности противостояния Золотой Орде. Выделить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

Задачи: *образовательная – выявить причины политического возвышения Москвы, рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск.

*развивающая – закрепление умения использовать исторические понятия в ходе обсуждения, продолжать формировать умение определять цель и составлять план, выделять проблему в изучаемом материале и искать пути ее решения, оценивать результат деятельности, работать с текстом исторического источника, выделяя необходимую информацию;

*воспитательная – создать условия для осознания роли единства в истории народов нашей страны, понимания чувств, мыслей и переживаний людей того времени, способствовать формированию гордости за историческое прошлое нашего народа.

Основные понятия и термины: Куликовская битва, маневр.

Основные персоналии урока: Дмитрий Иванович Донской, Михаил Тверской, Сергий Радонежский, Дмитрий Боброк Волынский, Владимир Серпуховской, Мамай.

Оборудование урока: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века ». М.:, «Просвещение», 2009; карта «Русские княжества в XIV веке» и анимированная карта «Куликовская битва»

Тип урока: урок изучения нового материала.





Ход урока



Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты


  1. Организационный момент




  1. Актуализация знаний

Вопросы учащимся: 1. Перечислите причины возвышения Москвы. Покажите ее расположение.

2.Какие княжества вы можете назвать в качестве самых сильных на Руси? Покажите на карте Московское княжество.

3. Вспомните, какой обычай сложился в отношениях с ордынцами у Александра Невского и Ивана Калиты?



  1. Постановка цели урока (совместно с учащимися)

Исходя из названия темы, из тех фактов, которые только что прозвучали, какова цель нашего урока?

Цель урока: рассмотреть причины действий против Золотой Орды, проанализировать особенности битвы на поле Куликовом, ее ход, итоги и значение.

  1. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Для этого учащимся предлагается проанализировать источник – отрывок из повести «О великом побоище на Дону московского летописного свода». Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении ордынцев? Какое противоречие мы наблюдаем?

Формулировка проблемы после предложенных вариантов учеников: почему Дмитрий Иванович нарушил обычаи предков – пошел против Орды?

















Русь и Орда накануне решающего столкновения. Рассказ учителя о получении московского престола Дмитрием Ивановичем и одновременном начале усобиц и борьбы за власть в Орде. Решающей схватке ордынцев и русских войск предшествовала подготовка обеих сторон.

Отмечает, что авторитетный представитель церкви того времени Сергий Радонежский дал благословение Дмитрию перед сражением.



Описание ученикам построения войск Дмитрия Ивановича и Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Акцентируется внимание на том, что Дмитрий Иванович сам принял участие в битве в доспехах простого ратника среди воинов большого полка. Предлагает ученикам выделить причины победы русского войска в битве, оценить в ней роль Дмитрия Ивановича.





Решение проблемы. После разбора хода битвы, ее итогов, обсуждения особенностей политического развития московского княжества, делают вывод о причинах начала борьбы с Ордой.






Значение Куликовской битвы. Набег Тохтамыша.Рассказ учителя о походе на Москву хана Тохтамыша в 1382 году и возобновлении выплаты дани.

Вопрос: какие последствия, по вашему мнению, имела битва для Руси?




  1. Этап закрепления нового материала. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее

усвоенных ЗУНов и УУД.


*Какое княжество было соперником Москвы в борьбе за политическое первенство? Чем окончилось это соперничество?

*Когда состоялась битва на поле Куликовом? Чем она закончилась?

*Была ли битва завершением монгольского ига?


  1. Рефлексия деятельности: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

*Какую тему мы изучали?

*Над решением какой проблемы работали? Нашли решение? Что осталось непонятым? Что предстоит, на ваш взгляд, изучать далее?


  1. Подведение итогов, выставление

отметок, домашнее задание









Приветствие, подготовка рабочих мест, объявление темы урока, его эпиграфа “Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”…
Н. Кончаловская




Отвечают на вопросы.




Работа с картой.










Формулируют цель урока. (Учитель корректирует ответы, помогая сформулировать цель)



Анализируют источник. Принимаются все версии учащихся по формулировке проблемы.


(«В том же году [1380] безбожный и нечестивый ордынский князь, Мамай поганый, собрав многочисленные войска и всю землю половецкую и татарскую, пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. В августе из Орды пришла весть князю Дмитрию Ивановичу о том, что поднимается рать татарская на христиан. Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрал множество воинов и пошел против татар, чтобы защитить свои вотчины, за святые церкви и за веру правую христианскую и за всю землю Русскую».)


Предлагают свои версии по решению проблемы. Испытывают затруднения, понимают, что пока нет достаточных знаний, позволяющих ответить на вопрос.














Индивидуальное опережающее задание ученика: рассказ про благословение Сергия Радонежского (характеристика личности С.Радонежского)


Анализ анимированной карты см.электр ссылку:


http://www.ruistor.ru/bitvy_kulikovskaya_bitva_dop01.html


Записывают дату битвы в тетрадь.





Выделяют самостоятельно причины начала борьбы с Ордой. 1) политическое усиление московского княжества; 2) поддержка идеи борьбы и Дмитрия Ивановича духовенством в лице Сергия Радонежского; 3) ослабление ханской власти и усобицы в Орде; 4) осознание необходимости борьбы с ордынцами, вера в возможность освобождения.


Выделяют причины победы русских сил: удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия, героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси. Оценивают Дмитрия как героя, патриота, смелого политика и военачальника.



Выдвигают свои версии ответов: 1) рост авторитета московских князей и укрепление позиций Московского княжества; 2)признание Ордой Москвы политическим центром Руси; 3) битва – первая победа над главными военными силами Орды; 4) укрепление веры в свои силы и совместную борьбу под единым руководством.






Отвечают на вопросы.









Подводят итоги деятельности на уроке.

Конкретизируют новое содержание материала, изученное на уроке, оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, оценивают достижение поставленной цели.





Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Предметные

УУД




Закрепление учебного материала.






Формирование умения анализировать карту.










Формирование умения выдвигать цель деятельности









Получают новые знания о политическом курсе Дмитрия Ивановича



























Получают знания о личности Сергия Радонежского, его роли в подготовке битвы, дают оценку его деятельности








Получают новые знания о битве.


Выделяют причины победы в сражении.



















Получают знания о последствиях победы в Куликовской битве, о роли в этом московского князя.








Закрепляют новый материал, усваивают новые факты, полученные в ходе урока.










Оценивают свои действия, ход урока, полученные знания, умения, навыки




Познавательные (общеучебные) УУД (осознанное построение речевого высказывания в устной форме)




Познавательные (логические) -анализ объектов









Регулятивные УУД (целеполагание), коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)


Познавательные УУД (постановка и решение проблемы), логические УУД (выдвижение гипотез, выдвижение следствий), общеучебные УУД (извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов)























Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)








Личностные УУД (действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)


общеучебные УУД ( извлечение необходимой информации из прослушанных текстов),

(анализ и синтез объектов, сравнение, установление причинно-следственных связей), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи)






коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и свестниками)








Регулятивные УУД (коррекция, оценка)








Регулятивные (оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ