Тема урока: «Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ - века»

Тема урока: «Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ - века»
Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

1. Познавательная, образовательная цель – формировать у учащихся представления об отношениях России со странами Запада и востока, определить причины русско-японской войны, рассмотреть ход военных действий и причины поражения России в войне, последствия войны для России.

2. Развивающая цель – содействовать ученикамам в понимании проблемы внешней политики; анализировать эволюцию вопроса дальневосточной политики и перерастанию противоречий в конфликт между Японией и Россией; содействовать учащимся умению делать выводы об итогах и последствиях войны для России.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и любви к России, и ответственности за судьбу страны через знания исторических фактов и ошибок прошлого.

Термины: Тройственный союз, КВЖД, контрибуция.

Основные даты и события

1891 Россия приступила к строительству Транссибирской ж. д.

Март 1898 был заключен русско-китайский договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова с незамерзающими портами: торговым - Далянвань (Дальний) и военным - Порт-Артур

26 Января 1904 – японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Август 1905 Портсмутский мир.

Оборудование:

  • карта по русско-японской войне.

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует???

Проверка домашнего задания:

- Закрыли все учебники…

Разминка

Тест по пройденным темам

Вопросы теста:

  1. Какое место в мире занимала Россия по протяженности железных дорог в начале 20 века? А. Первое; Б. Второе, после США; В. Только начали их строить.

  2. Синдикат – это … А. Продукция производимая монополией; Б. Продукция продаваемая монополией; В. Монополистическое объединение, реализующее продукцию по завышенной цене.

  3. Инвестиции – это … А. Долг России западным монополиям за поставленную продукцию; Б. обязательства России по выплате процентов по кредитам; В. Капиталовложения с целью развития предприятия и извлечения прибыли.

  4. Укажите основную проблему развития сельского хозяйства в России начала 20 века? А. Малоземелье крестьян, общинный уклад; Б. Крепостное право; В. Отсутствие рынка по сбыту продукции.

  5. Укажите представителей финансовой олигархии России начала 20 в. А. Березовский, Гусинский; Б. Путилов, Вышнеградский, Утин; В. Витте, Плеве, Зубатов.

  6. Как народ называл Николая II за войны и революции произошедшие в период его правления? А. « Кровавым», Б. «Воинствующим», В. «Самодержцем».

  7. Укажите правильные даты правления Николая II? А. 1894 – 1918; Б. 1984 – 1917(верно); В. 1868 – 1918.

  8. «Зубатовщина» - это… А. Движение предпринимателей под контролем государства за политические права; Б. Объединение чиновников под руководством С. В. Зубатова, сочувствующих крестьянам; В. Организации рабочих под контролем правительства с целью сугубо экономической борьбы.

  9. Покровителем эксперимента С. В. Зубатова выступал: А. министр финансов С.Ю. Витте; Б. министр внутренних дел В. К. Плеве; В. В. И. Ленин

  10. Укажите год экономической реформы С. Ю. Витте: А. 1881; Б. 1894; В. 1897.

И письменно укажите суть этой реформы – была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечивавшая устойчивые прибыли предпринимателям.





















- Переходим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ - века»

Изучение нового материала

Работа учителя

Работа уч-ся

План урока:

1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв.

2. Основные направления внешней политики России:

- западное.

- южное.

- восточное.

3. Русско-японская война:

- военные действия в 1904 г. И падение Порт-Артура.

- ход военных действий в 1905 г.

- итоги войны.



§ 2. Внешняя политика России в конце XIX - начале ХХ - века.

1. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв.

(Рассказ учителя) Основные направления внешней политики. В конце Х[Х в. началось оформление противостоящих друг другу блоков европейских держав. В 1882 г. был создан Тройственный союз, объединивший Германию, Австро-Венгрию и Италию (показать на карте)(Ребята запишите дату в тетрадь 1882г.). Блок имел агрессивный характер. Держаны, входившие в него, особенно Германия, стремились к максимальному усилению своего влияния в Юго-Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке (показать на карте). И 1894 г., незадолго до смерти Александра III, был окончательно оформлен русско-французский союз, который противостоял Тройственному, пытаясь сдержать его экспансию и обеспечить свои собственные корыстные интересы (Ребята, запишите дату 1894 г.).

Основные направления внешней политики России (показать на карте):

1) западноеотношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах;

2) южноеотношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии;

3) дальневосточное В последние десятилетия XIX в. Россия вела все более активную внешнюю политику на Дальнем Востоке. Этот регион никогда раньше не привлекал особого внимания российских дипломатов. Однако в новую эпоху, когда перед Россией все определеннее вставали вопросы о вывозе капитала и расширении внешних рынков, Дальний Восток выходит на первый план. Дальневосточные страны — богатый различным сырьем и в то же время чрезвычайно слабый в политическом и военном отношении Китай, а также зависимая от него Корея — были относительно труднодоступны для других европейских государств, с Россией же имели общую границу. Однако Россия столкнулась здесь с неожиданным для себя противником — Японией.

Поначалу Россия вела на Дальнем Востоке достаточно осторожную и сдержанную политику, вдохновителем которой был С. Ю. Витте. Когда в 1894—1895 гг., разгромив Китай, Япония навязала ему грабительский мирный договор, именно Россия добилась его пересмотра, заставив агрессора вернуть большую часть захваченных территорий. Вслед за этим Россия заключила с Китаем оборонительный союз и получила право вести строительство Транссибирской магистрали, не огибая китайскую территорию, а напрямик, через Маньчжурию — северную часть Китая. Эта так называемая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) должна была стать основой русского экономического влияния в Северном Китае.

С. Ю. Витте рассчитывал, что подобная политика опеки и защиты Китая позволит России постепенно прибрать к рукам всю страну. Однако остальные европейские державы, Япония и США, в свою очередь, начинают все более активное проникновение в Китай, навязывая ему кабальные договоры, отбирая стратегически важные территории. Россия поспешила включиться в этот процесс: в 1898 г. она получила от Китая в аренду незамерзающий Порт-Артур с правом превращения его в военно-морскую базу (показать на карте). Одновременно Россия усиливала свое экономическое и политическое присутствие в Корее. С этого времени российская политика на Дальнем Востоке приобретает все более авантюрный характер.

В 1903 г. Япония в ультимативной форме потребовала, чтобы Россия прекратила вмешиваться в корейские дела, признав эту территорию (а заодно и Маньчжурию) сферой японского влияния. Русское правительство готово было пойти на определенные уступки, однако японский телеграф задержал его официальный ответ. Япония использовала эту задержку в своих целях. Дипломатические отношения с Россией были разорваны. В ночь на 27 января 1904 г. японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре (показать на карте).

3. Русско-японская война. Война оказалась серьезным испытанием для России. Ей пришлось воевать в обстановке внешнеполитической изоляции. Франция и Германия заняли нейтральную позицию. В то же время Англия и США, считавшие Россию своим наиболее опасным противником на Дальнем Востоке, открыто оказывали Японии щедрую военную и экономическую помощь. В техническом отношении Япония оказалась великолепно подготовленной к войне, что в значительной степени предопределило ее превосходство на суше и на море. Серьезное преимущество Япония имела и в отношении командного состава, действовавшего весьма продуманно и энергично. Русское командование, напротив, отличали пассивность и отсутствие инициативы. Подобные черты были присущи и А. Н. Куропаткину, поставленному во главе Маньчжурской армии. К этому следует добавить, что смысл и цели войны были непонятны ни солдатам, ни офицерам.

Военные действия свелись к тому, что часть японской армии осадила Порт-Артур, а другая часть стала активно оттеснять русские войска в глубь Маньчжурии. После неудачного сражения под Ляояном (показать на карте) (август 1904 г.) русская армия отошла на север и заняла оборонительные позиции на реке Шахэ, заставив японцев прекратить наступление. Началось «шахэйское сидение», продолжавшееся несколько месяцев.

Порт-Артур героически сопротивлялся. Душой обороны был генерал Р. И. Кондратенко (погиб 2 декабря 1904 г.). Осенью 1904 г. японцы предприняли три штурма крепости, понеся огромные потери и не достигнув результата. Но 22 ноября им удалось взять гору Высокую, господствовавшую над крепостью. Вскоре после этого начальник Квантунского укрепленного района генерал Л. М. Стессель сдал Порт-Артур. В феврале 1905 г. серьезное поражение под Мукденом потерпела и Маньчжурская армия.

Столь же безрадостно для России развивались и военные действия на море. Уже в первый день войны японские миноносцы вывели из строя несколько боевых кораблей на рейде Порт-Артура. Одновременно в корейском порту Чемульпо эскадра противника блокировала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Они приняли неравный бой и были потоплены своими командами. 3] марта 1904 г. на подорвавшемся на японской мине броненосце «Петропавловск» погиб командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров. Эскадра оказалась запертой на рейде Порт-Артура, ее попытка прорваться во Владивосток окончилась неудачей. Осенью 1904 г. из Балтийского моря на выручку Порт-Артуру была отправлена сначала 2-я Тихоокеанская эскадра, а затем и 3-я (показать продвижение на карте). На Дальний Восток они прибыли лишь через пять месяцев после сдачи крепости. Объединившись, русские эскадры приняли ожесточенный бой в Цусимском проливе (14— 15 мая 1905 г.) и потерпели поражение.

Война, неудачная для России, стоила огромных потерь и ее противнику. Кроме того, чрезмерное усиление Японии на Дальнем Востоке никак не входило в планы ее союзников, особенно США. Именно американское правительство сыграло роль посредника в мирных переговорах, которые проходили в Портсмуте (США). С русской стороны их виртуозно вел С. Ю. Витте, добившийся в этой тяжелой ситуации неплохих результатов. По Портсмутскому миру (август 1905 г.)(Ребята запишите дату 1905 г.) Россия отделалась минимальными территориальными потерями — южной частью острова Сахалин. Кроме того, она уступила японцам Порт-Артур. Витте удалось добиться от японской стороны отказа от требования уплаты контрибуции.

Но несмотря на относительно благополучные результаты мирных переговоров, война с Японией сыграла серьезную роль в дестабилизации внутриполитического положения в стране. И обществом, и народом она воспринималась как национальный позор. Весь ход военных действий убеждал в бездарности и безответственности верхов, неспособных отстоять интересы России.

Причины поражения России (Ребята, давайте запишем основные причины поражения России):

экономическая и военно-техническая отсталость страны;

бездарность и ошибки ряда царских военачальников;

помощь Японии со стороны Англии и США;

предательство Родины ее внутренними врагами (некоторыми представителями социал-демократии и так называемой «либеральной» буржуазии).

Таким образом, в результате поражения в войне влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой и захватнической с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери. Война показала неспособность самодержавия управлять страной и привела страну к революции. Поражение России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил империалистических держав не только на Дальнем Востоке, но и в Европе.

Отсюда вывод: Говоря о характере русско-японской войны, следует особенно обратить внимание на следующее: и Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории. Это была, по сути, война за сферы влияния. И в России, и в Японии в правящих кругах победили милитаристские настроения. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция объявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказывали активную поддержку японцам.



















1882 г. был создан Тройственный союз, объединивший Германию, Австро-Венгрию и Италию



1894 г. был оформлен русско-французский союз, который противостоял Тройственному.





















































































































1904 – 1905 гг. – Русско – японская война.

1905 г. – Портсмутский мир.
































Закрепление: Давайте вспомним с вами: Какие основные направления внешней политики были у России на рубеже XIX – ХХ вв?

Повторительно-обобщающая беседа по вопросам учебника:

  1. Покажите взаимосвязь внутренней и внешней политики России в начале ХХ века?

  2. Можно ли было избежать русско-японский конфликт? Почему?

  3. Каковы итоги Русско-Японской войны?

Домашнее задание: § 2 (п.6-7), пользуясь учебником заполните таблицу в тетради:

Вопросы для сравнения

Россия

Япония

Когда во внешнеполитической линии начинает преобладать Дальневосточное направление



Какие интересы имелись на Дальнем Востоке



Военные силы накануне войны



Ход военных действий:

- важнейшие сражения

- задействованные силы

- командующие

- результат



Результаты войны





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ