Тема урока: «Восстание Спартака» 5 класс
Чугунова Инна Александровна,
учитель истории
МАОУ гимназия № 37 г.Екатеринбурга
Тема урока: «Восстание Спартака»
Цель:
актуальная: сформировать у учащихся 5-х классов представления о особенностях политического, социально-экономического и культурного развития Рима в период Гражданских войн.
перспективная: сформировать у учащихся 5-х классов представления об основных исторических процессах, происходящих в истории Древнего Востока, познакомить с основными историческими деятелями и событиями.
Задачи:
предметная: формирование представлений о причинах, основных событиях восстания Спартака, о причинах поражения восставших;
метапредметная:
- развитие познавательного интереса, произвольного внимания, долговременной памяти, образного мышления в процессе использования мультимедийных технологий, развитие логического мышления при работе с текстами, дидактическими заданиями;
- формирование картографических умений и навыков;
личностная: вызвать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-презентация
Принципы: наглядность, научность, целостность.
Оборудование: Карта «Восстание Спартака», проектор, презентация урока.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационно-мотивационный
Цель: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке.
Методы: словесный
Приёмы: доброжелательный настрой учителя
Приветствие.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания учащихся.
Учащиеся успокаиваются, готовятся к активной работе на уроке.
Проверка д/з
Цель: выявить уровень усвоения и понимания материала.
Методы: словесный, тестирование.
Приёмы: наглядность, фронтальный опрос.
Какие войны называются гражданскими? Кто был первой жертвой гражданских войн? В каком году был убит Тиберий Гракх?
Каковы были причины гражданских войн в Риме? Почему римские земледельцы разорялись? Какой была судьба разорившихся земледельцев?
Какой закон предложил Тиберий Гракх? Почему сенаторы сопротивлялись принятию этого закона? Как они попытались помешать принятию земельного закона?
Учащимся раздаются тестовые задания, на которые они отвечают в течение 5 мин.
(Приложение 1)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют ответы друг друга.
При работе с тестовыми заданиями идёт процесс развития логического мышления и произвольного внимания.
Изучение нового материала
Цель: сформировать представления о причинах, ходе восстания
Методы: словесный, наглядный, практический
Приёмы: сообщение учащегося, образное повествование учителя. Работа с картой, презентация.
В 74 г. до н.э. в Италии началось восстание Спартака. Это было самое крупное восстание рабов в древности. Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в римской Италии. Почему оно произошло в это время, а, скажем, не за триста лет до того?
Ученик, получивший опережающее задание, даёт характеристику Спартаку и рассказывает о бегстве рабов из гладиаторской школы.
Капуя – большой город. Куда бежать? Неподалёку находился вулкан – Везувий, который тогда считали потухшим. Его отвесные склоны поросли диким виноградом, а на самой вершине было неприступное место – ровная площадка, откуда хорошо просматривались все подступы к вулкану. На пути к Везувию бежавшие рабы встретили несколько повозок, везших гладиаторское снаряжение. Они похитили груз и вооружились.
Римляне не сомневались, что беглецов переловят и приговорят к позорной казни – распятию на кресте. Но поймать их оказалось непросто, к тому же число рабов на Везувии быстро росло.
Против взбунтовавшихся рабов был послан отряд из Капуи. Спартаковцы отбили нападение. Мало того, они захватили у противника оружие и с радостью заменили гладиаторское вооружение, которое бросили как позорное.
Тогда римляне решили покончить с восстанием одним ударом. Сенат двинул против Спартака трёхтысячное войско. Римский военачальник обследовал местность: одна-единственная тропинка вела на вершину Везувия. «Разбейте лагерь у подошвы горы! Днём и ночью стерегите спуск, другого нет: склоны обрывисты и круты!» - приказал он.
Почему римский военачальник был уверен?
Спартак перехитрил римлян. По его приказу рабы сплели из лоз дикого винограда лестницы, привязали к ним по большому камню и, когда стемнело, осторожно опустили нижние концы лестниц вниз. Спускаться было страшно: рабов пугала огромная высота, лестницы раскачивались от ветра. А римские часовые между тем развели костры и , вглядываясь в ночную мглу, следили, не пробирается ли кто по идущей с вершины Везувия тропинке.
Под утро спартаковцы обошли римлян с тыла и захватили спящий лагерь. Трёхтысячный отряд был уничтожен.
Первый крупный успех воодушевил восставших, они не вернулись на Везувий, а стали захватывать и грабить богатые имения Южной Италии, освобождая рабов. Численность войска Спартака быстро росла.
Перед Спартаком стояла трудная задача – создать войско. Ведь в распоряжении Спартака была неорганизованная масса людей, говоривших на разных языках, веривших в разных богов и в большинстве плохо владевших оружием.
Рабов надо было вооружить, поэтому в лагере днём и ночью ковали оружие. Гладиаторы обучали рабов сражаться в бою, владеть оружием. Для создания войска требовалась жёсткая дисциплина. Спартак смог создать боеспособную армию, что говорит о его выдающихся организаторских способностях.
(работа с картой)
Спартак понимал, что он не равносилен римлянам, и поэтому предложил своему войску покинуть Италию. Для этого надо было пробиться на север, перейти через Альпы и оказаться за пределами Римской империи.
Но большой отряд рабов не пожелал покинуть Италию, он отделился от восставших и был уничтожен римлянами. Это стало роковой ошибкой.
Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Растянувшиеся по дороге римляне не ожидали нападения и были разгромлены. Затем Спартак устремился вперёд и заставил бежать другое консульское войско.
Новую победу восставшие одержали в районе реки По над наместником провинции Галлия (работа с картой). Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил план и повернул на юг. Почему он это сделал? Мы не знаем.
Войска восставших пересекли всю Италию и подошли к Мессенскому проливу, который отделял Италию от острова Сицилия. Именно туда он и пытался попасть. Спартак договорился с пиратами, чтобы они переправили восставших на остров.
Тем временем, осознав всю опасность восстания рабов, римский сенат сформировал новое войско, во главе которого полководцем был поставлен Красс. Он запер рабов на южной оконечности полуострова. В его самой узкой части Красс приказал вырыть ров от моря и до моря и наполнить его водой.
Громкое чтение учебника с.237 «Рабы в ловушке. Последняя битва».
Восстание было жестоко подавлено. Более двух лет беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.
Почему же рабы потерпели поражение? Давайте постараемся определить причины?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Идёт мотивация учащихся на восприятие материала.
Идёт процесс восприятия, первичного запоминания и осмысление материала.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся работают с картой, находят географические объекты, следят по карте.
Учащиеся работают с картой.
Идёт процесс восприятия, усвоения и первичного запоминания материала.
Отвечают на вопрос учителя. Идёт процесс развития логического мышления.
Закрепление пройденного материала
Цель: выявить уровень усвоения и запоминания изученного материала
Методы: словесный, практический.
Приёмы: решение исторических задач.
В каком веке произошло восстание? В первой или во второй половине?
Найдите ошибку: В один музей принесли древний меч. На мече была вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 г. до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, много-много лет позже. Объясните, почему учёные пришли к такому выводу?
Учащиеся отвечают учителю на вопросы, идёт процесс развития логического мышления.
Инструктж д/з
Дома учащиеся читают $51, Р.т. вып.2 с.58 зад 74. Написать сочинение на тему «Я – участник восстания Спартака»
Учащиеся записывают д/з в дневники, анализируют его.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ