Урок истории по теме "Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны"

Тема урока: «Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны».

Оборудование: ИКТ, сложенные треугольником листы бумаги, имитирующие похоронки.

Урок

Вступительное слово учителя.

Историк - 64 года отделяет нас от ВОв, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны и как была велика цена Победы.

Музыка «Вставай, страна огромная»

(слайд 1 «Тема урока»)

Стих - е «Горит Бологое…»(читает учащ-ся 7 «А» класса Пасхина А.)

Цели (слайд 2)

1.Познакомиться с судьбами и деятельностью бологовских ж/дор- в, внесших вклад в победу.

2.Рассмотреть роль женщины в войне

Литератор - Ребята, с творчеством каких бологовских поэтов вы знакомы?

-А каковы темы их творчества?

3.Да, они пишут о нашей действительности, о любви, о дружбе, о человеческих взаимоотношениях и некоторые бологовские поэты пишут о такой далёкой войне, о которой они, как и мы, знают понаслышке: из учебников истории и рассказов близких. С некоторыми стихотворениями мы познакомимся сегодня на уроке. А также познакомимся с жанром письма.

Историк - Город Бологое ,как крупный ж/дор- й узел, в годы ВОв занимал важное стратегическое положение. Именно он, этот город путейцев, накрепко связал между собой четыре фронта- Калининский, Северо- Западный, Волховский и Ленинградский.

(слайд з) И хотя линия фронта по Бологое не прошла, понимать это надо сугубо условно.

Октябрьская ж/дорога, связывающая Москву и Ленинград, была перерезана: 18 августа 1941 г. в районе Чудова, а 14 октября- в районе Калинина. Таким образом, Бологое оказалось в полукольце вражеского фронта, фактически, он стал прифронтовым городом.

-Почему станция Бологое имела важное стратегическое значение ? ( слайд 4 карта-схема)

Ответ: Станция Бологое имела огромное стратегическое значение, потому что была центром 4-х крупных направлений.

В этот критический для страны период значение ж/ дор-х узлов, Бологое и Медведево, было чрезвычайно важным , т.к. через них проходило снабжение действующих армий вышеназванных фронтов всем необходимым для ведения боев.

( слайд 4 карта-схема).

Историк - За всем этим стояли простые люди, работники ж/ дороги. Одним из них был выпускник нашей школы Паршиков Валерий Вадимович. О нём расскажет его правнук Паршиков Валера.

Историк – много подвигов совершили в те дни бологовские ж/ дор- ки, некоторые из них навсегда остались в нашей памяти.

Во время одной из бомбардировок ст. Любинка вблизи Бологое вражеский бомбардировщик пытался разбомбить движущийся по путям воинский эшелон, однако в цель не попал. (слайд 5)

30 осколочных бомб, сброшенных с малой высоты не взорвались, а остались лежать на ж/дор- м полотне. Было приостановлено движение . Чтобы доставить специалистов, понадобилось бы несколько часов. И тогда начальник станции Иванов стал на руках выносить с путей смертоносное оружие. 30 бомб, каждая из которых могла в любой момент взорваться.

Через 40 мин. он спокойно доложил, что поезда можно пропускать с нормальной скоростью. (слайд 6)

Бологовских путейцев возглавлял начальник станции И.М.Сычёв. Их хозяйство больше всего страдало от бомбежек. После каждого налета путейца делали, казалось, невозможное: в считанные часы они восстанавливали поврежденные пути и движение возобновлялось (слайд 7)

Таких эпизодов было сотни. Самой страшной оказалась декада с 13 по 23 марта 1943 года. Перед гитлеровской авиацией была поставлена задача: учитывая стратегическое значение Бологовского узла, уничтожить его, « не оставить камня на камне».

Каждый вечер в ,20.00, над станцией появлялись самолеты, которые освещали ее как днем. Через 30 мин. небо наполнял тяжелый гул бомбардировщиков. 2 часа длилась интенсивная бомбардировка. Затем подходили новые самолеты и начиналось все сначала.(слайд 8)

Наутро самолеты- разведчики фиксировали результаты бомбежек. Но в это время узел уже функционировал. И так продолжалось целых 10 дней.

За весь период на Бологовский узел было сброшено свыше 3500 тыс. бомб.

24 марта 1943 г. штаб германского авиационного соединения доложил Герингу в Берлин о том, что «Бологое и ст. Медведь больше не существует».

Но узел продолжал работать за счет героизма и огромных физических сил наших ж/дорожников.

1.Скажите,какой наградой была отмечена ст.Бологое?

Ответ:(Орден Отечественной войны 1 степени)

2.Ребята, весной мы были на экскурсии в Локомотивном Депо и возлагали цветы к памятнику.

- А в честь кого была воздвигнута стелла?

Ответ: (в честь погибших железнодорожников)

3.Кому посвящен памятник на железнодорожном вокзале?

Ответ: (стрелочницам)

Историк – В этот сложный период наравне с мужчинами плечом к плечу работали женщины. Паровозы тогда отапливались дровами. Одного тендера хватало на 40-50-км., а кочегары и помощники машинистов были все те же женщины.

Вот имена некоторых из них (слайды 12,13,14)

Кудряшова В.И. с 1939 г. – пом.машиниста, с 1943 г. – машинист

Кондратьева-Баранова П.А. – после эвакуации из Ленинграда поступила работать в ДЕПО Медведево кочегаром паровоза. Во время войны работала пом.машиниста паровоза.

Беспримерный подвиг во время войны проявила Софья Ивановна Шваренко.

Учащиеся инсценируют отрывок из воспоминаний С.И.Шваренко.

Вопрос классу: Что вас больше всего поразило в этих воспоминаниях?

( хрупкая девушка вывела состав из под обстрела)

- Ребята, а вас не поразило, что женщина – созданная природой, как продолжательница рода, хранительница семейного очага, хрупкая и нежная,вынуждена была выбрать совсем не женские профессии. И к тому же стала защитницей Родины.

Литератор – Женщины, несмотря на суровое испытание войной, оставались нежными и ласковыми матерями не только для своих детей, но и для детей сирот.

Об этом пишет бологовская поэтесса Мария Александровна Лазарева, проработавшая преподавателем русского языка и литературы в одной из школ бологовского района почти всю жизнь. Она сумела привить любовь к высокой поэзии сотням мальчишек и девчонок, которые, став взрослыми, зачитываются Пушкиным, Фетом, Тютчевым…

Основная тема ее творчества – нелегкая судьба русской женщины

Учащаяся читает стихотворение М.А.Лазаревой

Литератор – И вот эти женщины, которые работали на ж/дороге стрелочницами и помощницами машинистов, которые воспитывали своих детей и детей-сирот ежедневно ждали весточку с фронта от самых дорогих людей: от мужа, отца, брата, сына…

И может быть, лучшая память о крепких, мужественных людях, которые вынесли на своих плечах неслыханную войну – это сохраненные солдатские письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение.

Сейчас мы с вами, когда находимся вдалеке друг от друга, общаемся по телефону и с помощью смс. И крайне редко обращается к эпистолярному жанру(слайд 15), т.е. к жанру письма. (слайд 16)

Письма с фронта … Они шли не в конвертах, на них не было марок, а только специальный штемпель: «Проверено цензурой». Они были сложены треугольниками, как вы видите на фотографии, а на сами письма вы можете взглянуть,посетив наш краеведческий музей.

О чем эти письма? Я с трепетом беру в руки пожелтевший лист и читаю. (зачитываются несколько фраз из фронтового письма)

А иногда были лаконичные и сухие, но такие пронзающие строки:

«Ваш муж(сын,брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину»(слайд 17)

Вы видите похоронки, которые тоже хранятся в нашем краеведческом музее(читаем с доски)

Почтальона ждали в каждом доме.Ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Кроме писем и газет, почтальон всегда носил пузырек с нашатырным спиртом. Иначе было нельзя. Почтальон был и почтой, и «Скорой помощью».

В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка… Это было великое горе. Почтальон, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовал свою невольную вину за это письмо.

И вот давайте сегодня мы обратимся к эпистолярному жанру, чтобы, низко поклонившись бологовцам, сказать спасибо за то, что они неимоверной ценой отстояли наш железнодорожный узел, наш город, нашу Родину. (слайд 18)

Литератор – перед вами лежат листы,по форме напоминающие солдатские письма. Подумайте и наполните их содержанием: обращением и словами благодарности тем людям, которые совершили этот подвиг. Вы можете обратиться к собирательному образу, а можете к конкретному лицу:

Осипову Юрию Михайловичу, Шваренко Софии Ивановне

и мы тогда вместе с вами вручим эти письма, не дожидаясь праздников, нашим адресатам

- подумайте, распланируйте время: на написание письма мы вам даем 5 мин.

А теперь давайте прочитаем, что у вас получилось…

Вот эти письма, адресованные конкретным людям, мы вместе и передадим.

Литератор – а сейчас прозвучит стихотворение Рябикова Бориса Валентиновича, погибшего в 2002 г. на 39-м году жизни.

Он владел техникой сложных операций, работал врачом травматологом в ЦРБ, делал сложные операции на костях и суставах. Борис Валентинович принимал активное участие в оказании помощи пострадавшим при крушении поезда «Аврора».

Он был жизнерадостным человеком, любил музыку и писал прекрасные стихи.

Он любил путешествовать и ездил на Кавказ, в Крым, Эстонию, на Ладогу, посещал исторические места. Из поездок возвращался счастливый, с отснятыми фото и кинопленками, и впечатлениями, которые у Бориса Валентиновича выливались в стихи. Так, после возвращения из Бреста и осмотра крепости, было написано стихотворение – «Шагнули в бессмертие», а возвратившись после посещения мемориального комплекса Хатынь – стихотворение «Память».

В нем понимание глубины человеческой трагедии, безмерная скорбь и призыв к живым – не терять Память! (слайд 19)

Ученица читает стихотворение «Память»

Итог: ( слайд 20)

Историк- Мы должны изучать, проводить исследовательскую, краеведческую работу, чтобы знали своих земляков, которые ценой своей жизни подарили миру победу.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ