Урок истории в 11 классе «Гражданская война»

Разработка урока истории в 11 классе

(рекомендуемые учебники: А.Левандовский, «История России, 20 век»; О.Волобуев, «Россия и мир»)

Автор: Марущенко О.В., учитель истории высшей категории, МОУ СОШ №2, г. Миллерово, Ростовская область


Урок-модуль по теме: «Гражданская война» (2 часа)


Цель: сформировать представление о гражданской войне, как битве альтернатив возрождения России; уяснить причины, этапы и особенность гражданской войны; рассмотреть основные события гражданской войны; сформулировать причины поражения «белых» и победы «красных». Развивать навыки работы с учебником и таблицами, опорными схемами; усвоить новый прием работы с понятиями. Воспитывать организованность, самостоятельность при выполнении работы.

Ход урока


  1. Организационная часть. Сообщение темы, цели урока.

  2. Вступительная беседа с учащимися:

  • Что такое «гражданская война»?

  • Когда это событие имело место в современной истории нашей страны?

  • Какие еще войны вы можете назвать гражданскими?

  • Назовите даты этих событий?

  • Кого из героев гражданской войны начала 20 века вы знаете?

  • Как бы вы ответили на вопрос «Кто победил в гражданской войне?»?

  1. Изучение темы «Гражданская война» по модульной технологии. Инструктаж по выполнению работы. Работа учащихся по технологическим картам.


Карта-инструкция к уроку


План выполнения работы.


1.Понятие «гражданская война».(3 минуты).

Задание.

Используя прием «синквейн», попробуйте сформулировать определение «гражданская война».

1.Запишите само понятие «гражданская война».

2. Запишите 2 прилагательных, признака этого явления.

3. Запишите 3 глагола, действия, ассоциирующихся с понятием.

4. Составьте предложение, используя записанные выше слова, которое раскрывает суть понятия.

5.Запишите существительное -синоним данного понятия.


Сравни свое определение со словарем. Проверка выполненной работы (1мин.).

2. Когда началась гражданская война? (3 мин.)

Информация: среди историков нет единой точки зрения по вопросу начала и окончания гражданской войны. Познакомься со взглядами историков на проблему (учебник А.Левандовского, параграф 36, стр.142) и заполни схему:












Начало войны Окончание войны


Проверка работы.



3. Особенность гражданской войны (2 мин.).

Задание.

Вспомни, что такое интервенция. Запомни: особенностью гражданской войны в России было тесное ее переплетение с интервенцией держав Антанты.

Какие цели преследовали интервенты? Обратись к учебнику, стр.142.


4.Причины гражданской войны. (3 мин.).

1) Несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения;

2) Конфискация помещичьих земель;

3) Национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;

4) Создание однопартийной политической системы, установление диктатуры большевиков.

Выпиши эти причины в тетрадь.


Физминутка.


5. Периодизация гражданской войны. Основные события гражданской войны. (20 мин.).

В периоде фронтовой гражданской войны и интервенции выделяют достаточно четко четыре этапа:

1. конец мая 1918 г. – ноябрь 1918 г.

2. ноябрь 1918 г.- февраль 1919 г.

3. март 1919 г. – весна 1920 г.

4. весна – ноябрь 1920 г.

Запомни эту периодизацию.



Самостоятельная работа.

«Основные события гражданской войны 1918-1920гг.»


Периоды

Вопросы для сравнения

Красные

Белые

Интервенты

Май1918г.-

осень 1918г.

1.Фронты

2.Командующие

3.Основные события




Заполните таблицу, опираясь на материал учебника ( параграф 36) и опорные схемы (прилагаются).


Проверка работы. Подведение итогов(2 мин).

3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ