Урок по теме "Япония" 7 класс
Эпиграф: Ученик, который учится без желания,-
это птица без крыльев.
(Саади)
Цель: Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях.
Задачи:
-обучающие: создать условия для формирования представлений о природе и населении Японии;
-развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с учебником, картой;
- воспитательные: формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.
Формы работы учащихся: дифференцированная, индивидуально-групповая, практическая
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.
Технологии: информационно-коммуникационные, критического мышления.
Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии.
Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Притча: Жил на свете великий мастер по стрельбе из лука, у него обучалось много учеников. На одном из уроков, повесив мишень на дерево, он спросил у учеников: – Что Вы видите? Притча о цели.
Первым последовал ответ: – Я вижу дерево, на котором висит мишень.
Затем он услышал: – Красивый ствол дерева, поющие птицы, которые летают около дерева, зеленая листва…..
Было много ответов, они походили один на другой. Притча о цели.
И вот учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил:
- А что видишь Ты? Притча о цели.
- Я вижу только мишень, так как это моя цель! – ответил он.
Учитель медленно повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек сможет попадать в цели.
Чему учит притча?
Начнём урок, тему которого вы определите сами.
-Сегодня мы посвятим наш урок удивительной стране. О её происхождении существует множество легенд и сказаний, одна из них гласит:
«Бог Изанаги и богиня Изанами по радуге спустились с небес, чтобы определить твердь от хляби. Изанаги ударил своим богатырским копьем по пучине, и тогда с его копья скатилась вереница капель. Эти капли образовали изогнутую цепь островов.
-О какой стране идет речь? (Япония)
Желаю Вам Успеха в достижении Ваших целей!
(запись темы урока)
II. Опрос домашнего задания.
1) «рекорды Китая» (самое, самая, самый…)
заполнить таблицу
Признак
Восточный Китай
Западный Китай
Тектоническая структура
платформа
Области складчатости
Формы рельефа
Великая Китайская равнина
Кунь-Лунь, Тибет,
Тянь-Шань
Климат
Муссонный. Лето довольно жаркое, много осадков, но выпадают неравномерно
Зима -16, 0, +8. Лето +24
Континентальный. Лето жаркое, зима морозная и бесснежная. Осадков мало.
Внутренние воды
Полноводны. Нижнее течение Янцзы и Хуанхэ
Маловодны. Истоки рек, пересыхающие реки
Природные зоны
Муссонные леса
Пустыни Гоби, Такла-Макан
Главный вид
деятельности
Земледелие: выращивают пшеницу, сою, гаолян (вид проса), рис, батат, хлопчатник, сахарный тростник, апельсины, мандарины, бананы, ананасы, чай (Китай-родина чая)
Кочевое Скотоводство: разводят коз, овец, лошадей, верблюдов, яков.
2) работа по карточкам (2 человека)
(сильные ученики проверяют ответы)
III. Усвоение новых знаний.
Учитель (на фоне тихо звучащей японской мелодии):
Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. Лежит на четырех больших островах и множестве мелких.
На карте Японию найти легко. Она похожа на плывущего по морю дракона голова, которого - самый северный и ближайший к России остров Хоккайдо. Туловище дракона образует самый большой остров-Хонсю, а лапы и хвост - острова поменьше: Кюсю и Сикоку.
Мысленно отправимся в Японию. Какие ассоциации у вас возникают при слове Япония?
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Что хотели бы узнать об этой стране?
Давайте совершим путешествие вокруг Японии.
(видеоматериал о Японии)
(Работа в парах)
Задание 1 паре:
- Определить ГП страны по плану.
( на столах учащихся план описания географического положения страны)
Учитель: В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…
Задание 2 паре:
- определить особенности природы Японии
(План описания на столах учащихся)
Учитель: Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.
Несмотря на то, что рельеф в основном однообразный, зато климат на островах отличается большим разнообразием.
- Как вы думаете почему? (Острова расположены с северо-востока на юго-запад).
На самом северном острове Хоккайдо можно попасть в снежную бурю, а на самом юге, на острове Окинава, в это время очень тепло и растут сказочно удивительные цветы.
-Мягкий морской климат, обилие влаги и солнечного тепла, дарят Японии удивительные пейзажи в течение всего года.
Лето – это строгость белых хризантем.
Осень – это яркость краснеющих клёнов.
Зима – это свежесть первого снега.
А весна? (нежность цветущей сакуры).
Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.
Задание 3 паре:
- охарактеризовать население Японии.
По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км2. 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.
Задание 4 паре:
- дать характеристику хозяйственной деятельности в Японии.
Учитель: Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.
Физкультминутка. Маленький – большой. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.
Учитель: Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. В Японии больше университетов, чем во всей Западной Европе. Это страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. К числу таких относятся икебана - искусство составления букетов и расстановки цветов, веток деревьев в вазах; бонсай - выращивание карликовых деревьев, каллиграфия - красивое письмо кисточкой и тушью; музыка, живопись на бумаге и шелке; оригинальная храмовая и садово-парковая архитектура; театр теней; чайная церемония; женская одежда кимоно; борьба тяжеловесов сумо; дзюдо, каратэ, палочки для еды, особенности кухни, сервировки стола и многое другое. К числу важнейших традиций относится почитание старших. Одна из национальных традиций японцев, которая воспитывается у них с детского возраста, - бережное отношение к окружающей природе, к деревьям, цветам, животным.
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ о культуре и традициях Японии.
I V. Практическая работа.
Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:
План сравнения
Страны
Китай
Япония
Географическое положение
Природные условия
Население
Хозяйство
V.Закрепление.
- решить головоломку
VI. Рефлексия.
Раздаются ученикам карточки цветные.
Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка зеленого цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, О чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов».
В конце урока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствует его оценке урока (фамилии на карточках не указываются).
(выставление оценок)
Ярмарка домашнего задания: задания трёх уровней
1 – мини-сочинение «Почему я хочу в Японию»
2 – составить кроссворд по природе Японии
3 – составит 5 вопросов по населению Японии
$ 64
И в заключение хочу сказать.
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь же его познать!
Головоломка: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на - ЯМА.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ