Урок-конференция по теме: «Невзрывное оружие Победы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
Урок-конференция по теме:
«Невзрывное оружие
Победы»
Автор разработки:
Сидорина Марина Васильевна
Вязьма 2014 год
Пояснительная записка
Материал разработки «Невзрывное оружие Победы» может применяться учителями не только физики, но и истории, как при проведении внеклассных мероприятий, так и уроков при изучении различных тем школьной программы с в 7 – 10 классах с целью воспитания обучающихся на славных событиях истории страны.
Цели урока:
Расширение, углубление и актуализация знаний учащихся по физике.
Активизация познавательной активности учащихся.
Формирование навыков использования дополнительных источников информации.
Формирование коммуникативных навыков (слушать и слышать собеседника, участвовать в дискуссии, распределять обязанности между членами одной группы, участвовать в публичной защите).
Воспитание патриотизма, гордости за свой народ, уважения к героическому прошлому своего народа.
Развитие творческого системного подхода к изучению физических явлений, поддержание устойчивого познавательного интереса к физике.
Оборудование: компьютер, проектор с экраном.
В связи с тем, что на конференциях выступают с докладами или сообщениями, доклады – основа данного урока. Отличие его от других уроков в том, что все сообщения ученики готовят самостоятельно дома, а на уроке их только защищают. Всю информацию ученики получают из дополнительной литературы – научно-популярных книг и журналов, старых газет, интернет-источников.
Жюри: 5 человек (преподаватели естественно-математического цикла, истории и старшеклассники).
Цели конференции:
1) выяснить, какие оборонительные сооружения:
помогли снизить скорость передвижения войск фашистской Германии,
защищали города от бомбардировок;
2) выяснить, какие нестандартные приспособления помогали при проведении наступательных операций;
3) выяснить принцип действия аэростатов, наблюдаемых на кадрах военной кинохроники и художественных фильмах; установить, как аэростаты заграждения защищали небо городов от бомбардировок.
Вступительное слово учителя:
Когда мы слышим фразу «оружие победы», то вспоминаем про легендарные «катюши», танки Т-34, полуторку, различные модели самолётов. Это оружие Великой Отечественной войны действительно сыграло большую роль в победе над фашистскими захватчиками и заслужило, чтобы ему было поставлено такое большое количество памятников.
На кадрах военной кинохроники, в исторических фильмах, посвящённым событиям Великой Отечественной войны, часто встречаются различные виды рвов, противотанковые ежи, а в воздухе висят огромные воздушные шары. Многие не знают, какую роль эти сооружения сыграли в оборонительных операциях в первые месяцы войны и какие приспособления использовала Советская армия во время наступательных операций.
Группами исследователей была проделана большая работа, изучено огромное количество различных источников. Сегодня каждая группа выступит с защитой своего проекта. Члены жюри уже оценили уровень выполненных работ. Сегодня заключительный этап – защита проектов. Прошу присутствующих быть очень внимательными. На столах у вас лежат вопросы, на которые вы должны будите ответить, а также проголосовать за проект, который вам больше понравился.
Вопросы на столах:
Какое оружие можно назвать оружием Победы?
Чем отличается эскарп от контрэскарпа?
Что такое фашина?
Для чего служит гать?
Что такое мокроступы?
Что такое аэростаты заграждения и для чего они применялись?
Учитель: Свой проект «Невзрывные противотанковые заграждения» защищает первая группа исследователей.
Назначение заграждений
Заграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.
Основное назначение заграждений — остановить и задержать наступающего противника, создать в его рядах замешательство, чтобы нанести ему максимальные потери огнем своих средств и сорвать его наступление. Заграждения значительно повышают боевую эффективность огневых средств по поражению пехоты, танков и другой боевой техники противника, так как они заставляют противника снижать скорость продвижения. А вести прицельный огонь по медленно движущейся или покоящейся цели значительно проще.
Заграждения, применяемые в период Второй мировой войны
О важности противотанковых заграждений, свидетельствует распоряжение командующего западным фронтом генерала армии Павлова.
Боевое распоряжение командующего войсками Западного фронта от 30 июня 1941 г. командирам 1-й мотострелковой и 50-й стрелковой дивизии на занятие обороны по р. Березина.
Командующему 16-й армией
В связи с обозначившимся обходом правого фланга фронта в направлении Зембин, Борисов – приказываю:
1-ю мотострелковую дивизию поднять по боевой тревоге и на автотранспорте к 12.00 1 июля 1941 г. сосредоточить севернее Борисов и занять ею для обороны рубеж Крацевичи, Стахов и переправу у Чернявка 25 км южнее Борисов. В этих пунктах войти в связь с войсками Борисовского гарнизона.
Задача: не допустить прорыва противника, особенно его танковых частей через р. Березина на участке Зембин, Чернявка и особенно Борисовскую и Чернявскую переправы.
По западному берегу реки создать плацдармы с сильными оборонительными противотанковыми препятствиями. Для работ по укреплению оборонительной полосы широко привлечь местное население.
В качестве противотанковых и противопехотных препятствий широко использовать завалы, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, противотанковые мины.
Командующий Западным
фронтом
генерал армии Д. Павлов
Член Военного совета
Западного фронта
корпусный комиссар Фоминых
Начальник штаба Западного фронта
генерал-майор Климовских
Противотанковых заграждений в годы Великой отечественной было несколько: эскарпы, рвы, мины, ежи, надолбы и др. Однако лишь противотанковым ежам суждено было стать символом ВОв войны. Эскарпы, рвы и надолбы требовали для установки много времени и сил, а скорость продвижения немцев его не оставляла. Необходимо было быстрое и эффективное решение проблемы заграждения танкоопасных участков.
Еще в начале войны было предусмотрено создание нового оборонительного рубежа между Вяземским оборонительным рубежом и Москвой, так называемой Можайской линии обороны.
Роль Можайской линии обороны
Все оборонительные работы планировалось закончить к 15–25 ноября 1941 года, работы же первой очереди – на главной оборонительной позиции протяженностью 330 км – намечалось закончить 10–25 октября (для разных участков). Однако темп строительства повысился только в конце сентября и в начале октября, когда немцы, прорвав Вяземскую линию обороны, продвигались к Можайской линии. На рубеже противотанковых заграждений было мало, их надо было создавать.
Оборонительное строительство всей системы защиты Подмосковья и в самой столицы началось 15–16 октября. Первоочередной задачей являлись заградительные работы, прежде всего на дорожных магистралях, ведущих к Москве. Враг для нанесения ударов, как правило, пользовался благоустроенными дорогами. Поэтому шоссейные дороги, мосты и прочие дорожные сооружения в течение двух-трех суток были заминированы. К ноябрьскому наступлению германской армии Москва была окружена надежным поясом заграждений. Это сказалось на ходе и темпе фашистского продвижения к столице: фашистскому командованию пришлось отказаться от излюбленного приема – развития прорыва танковых частей по дорожным магистралям; противник вынужден был перейти к так называемой тактике «срезания углов», что нашло свое отражение в боях за Клин и Солнечногорск.
На танкоопасных направлениях, где не было возможности привлекать для строительства заграждений гражданское население или военных, противотанковые рвы устраивались взрывным способом. В этом случае по трассе будущего рва закладывались заряды взрывчатого вещества в специальные шурфы или в траншею, которые засыпались грунтом и маскировались. Перед засыпкой траншеи, между зарядами прокладывалась электровзрывная сеть. Взрыв зарядов производился непосредственно перед наступающими танками противника. Образованный таким образом ров и внезапное его появление вызывало у противника замешательство; остановившиеся танки уничтожаются огнем противотанковых средств.
На Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже и на Можайской линии обороны сооружались противотанковые рвы в два ряда, прикрывавшиеся огневыми точками: ДОТами, ДЗОТами.
Если противотанковые рвы различной формы устраивались преимущественно на ровной местности, то на скатах возвышенности препятствия делаются несколько иначе – в виде так называемых эскарпов и контрэскарпов.
Земляные препятствия на местности, по которой танки могли двигаться с большой скоростью, усиливались устройством перед ними земляных порогов, вспахиванием земли, заболачиванием местности или разброской крупного валунного камня, При таком усилении препятствий танки были вынуждены уменьшить перед ними скорость, вследствие чего преодолеть препятствие им было труднее, а вести прицельный огонь по ним – легче.
Помимо земляных заграждений, очень трудоёмких при строительстве, против танков применялись заграждения в виде надолб, ежей, крупных камней, барьеров и стенок. Они могли устраиваться из бревен, железобетона, металлических балок и т. п. При достаточной ширине таких заграждений (10–15 м) они достаточно были эффективны, особенно в сочетании со рвами и взрывными заграждениями.
Преимуществами такого рода заграждений являлись простота их устройства и возможность использования разнообразных местных материалов.
Противотанковые надолбы — врытые в землю рядами в определённом порядке деревянные столбы или гранитные глыбы, позднее пирамидальные или железобетонные конструкции, применяемые в качестве инженерного заграждения.
Строились надолбы для препятствования продвижению танков и техники танковых подразделений и частей неприятеля. Малые противотанковые надолбы поднимали днище танка, выводя гусеницы из сцепления с грунтом, или повреждали днище и детали трансмиссии; иногда их маскировали. Крупные противотанковые надолбы своим размером усложняли расчистку проходов. Часто они были совмещены с минными полями и проволочными заграждениями. При защите Москвы и Ленинграда использовалось до 10–20 рядов надолбов, окружённых 20–30 рядами колючей проволоки.
Противотанковый ёж
В первые дни войны генерал-майор технических войск М.Л. Гориккер, который являлся начальником Киевского военно-технического училища, получает новое назначение. Он становится начальником Киевского гарнизона. Начало своей службы на новом месте Гориккер «отмечает» техническим предложением. Он предлагает устройство, которое можно изготовлять даже в самых сложных условиях. Это устройство получило название «ёж Гориккера» или просто – звёздочка.
Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Таким образом, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится легкой мишенью. При наезде на ежа у танка проламывалось днище, разрушалась ходовая часть и наносились другие повреждения, вследствие которых он лишался подвижности. При попытке объехать ежа танк подставлял слабо защищенный борт под огонь противотанковых средств.
Танковые ловушки-ямы
Ловушка-яма отрывается квадратной формы, размером поверху 6,5×6,5 м; стенки ее делаются возможно круче. Глубина ловушки – 3 м. Яму сверху покрывают рядом тонких жердей, уложенных на два прогона из бревен, поверх которых тонким слоем насыпают землю.
При устройстве ловушки-ямы на дороге покрытие из жердей рассчитывалось так, чтобы оно выдерживало движение по нему людей и повозок и проваливалось от тяжести проходящего танка.
Утепленные полыньи-ловушки
Утеплённые полыньи – ловушки устраивают для преграждения переправы танков по толстому льду рек и озер. Для устройства полыньи лед вырубают кусками, утапливают под нетронутый лед или оттаскивают в сторону и маскируют; поверх проруби кладут тонкие жерди, которые покрывают соломой, а сверху насыпают сено. Устроенная таким образом полынья долго не замерзает и незаметна для движущегося танка.
Во всех прежних войнах применяли частоколы и ограды, лесные засеки и завалы, земляные рвы и насыпи, волчьи ямы и ежи, сети и заборы из колючей проволоки, и другие невзрывные заграждения.
Рвы, земляные валы и каменные стены были неотъемлемой частью крепостных укреплений. Многокилометровые полосы каменных и железобетонных надолб, металлических ежей, многорядных заборов из колючей проволоки опоясывали укрепленные районы накануне второй мировой войны.
Заблаговременные системы заграждений строились искусно в сочетании с естественными препятствиями — реками, озерами, болотами, лесными массивами и т. п.
Великая Отечественная война советского народа дала много примеров применения заграждений всех видов, среди которых значительное место занимали невзрывные заграждения. Например, в системе оборонительных рубежей на подступах к Москве в сентябре–октябре 1941 г. было устроено до 1500 км лесных завалов, 600 км противотанковых рвов и много других заграждений.
Бои на Можайской линии обороны, продолжавшиеся 7–9 дней (а на Волоколамском участке 10–12 дней), показали, что хотя противник и не был остановлен на Можайском рубеже, но темпы его продвижения были замедлены и время для «молниеносного» удара на Москву было им упущено.
В течение этого времени войска Западного и Резервного фронтов получили возможность отойти, привести себя в порядок и занять новые рубежи обороны. Одновременно эти 7–9-дневные бои обеспечили Главному Командованию возможность вывести на дальние подступы обороны Москвы новые резервные части и выиграть время для организации обороны на ближних подступах к Москве.
Защитники Ленинграда при активном участии жителей города в короткое время построили на подступах к городу 626 км противотанковых рвов, 400 км эскарпов, установили около 50 тыс. надолб, 635 км проволочных заграждений, а в самом городе построили более 25 км уличных баррикад.
На Сталинградских оборонительных рубежах было построено до 500 км различных противотанковых заграждений, 11 км проволочных противопехотных заграждений, 82 камнемета, 180 надолб, 165 ежей, 39 баррикад.
Не менее значительным было количество инженерных заграждений, применявшихся в других операциях Великой Отечественной войны. Они сыграли серьезную роль в разгроме противника, особенно в период оборонительных сражений 1941–942 гг.
2 группа
«Воздушный щит Москвы и Ленинграда»
Привязной аэростат
Аэростат (от греч. аэр – воздух из статос – стоящий).
Летательный аппарат, который поддерживается в воздухе с помощью легкого газа (аппарат легче воздуха), в отличие от аэропланов и других летательных аппаратов.
Для наполнения аэростатов применялись газы: водород, гелий и нагретый воздух.
Чаще всего употребляют водород; гелий - газ, особо ценный вследствие своей невоспламеняемости, применялся лишь в США.
Полет аэростата основан на принципе Архимеда. Подъемная сила зависит от удельного веса газа и выражается разностью весов определенного объема сухого воздуха и такого же объема газа, заключенного в оболочке аэростата, взятых при одинаковых условиях температуры и давления.
Подъемную силу для 1 м3 водорода при 0°С, 760 мм рт. ст. давления и на уровне моря считают равной 1,17 кг, для гелия 1 кг, а для светильного газа ок. 0,7 кг на 1 м3.
Оболочки аэростата строятся из однослойной, двух- или многослойной прочной хлопчатобумажной материи, специально обработанной для придания им газонепроницаемости.
Аэростат – это летательный аппарат легче воздуха. Аэростат содержит корпус, образованный оболочкой, заполненной газом легче воздуха, и привязную систему. Оболочка выполнена в виде шара, собранного из отдельных съемных элементов. Привязная система состоит из узла неподвижных блоков, распределенных по периметру и закрепленных на земле, узла подвижных блоков, связанных с газонесущей оболочкой, и кольцевого каната, связывающего узел подвижных блоков с узлом неподвижных блоков. Съемные элементы выполнены в виде вертикально ориентированных полых сегментов сферы, внешние кромки которых являются дугами шаровой поверхности. Каждый полый сегмент сферы расположен в кожухе и разделен непроницаемыми перегородками, по меньшей мере, на две камеры. Изобретение направлено на создание высотной несущей конструкции с повышенной устойчивостью в аварийных ситуациях
Аэростаты заграждения можно сравнить не с боевыми машинами, а с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали в воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.
Как действовал аэростат?
Для точного поражения цели, бомбардировщикам приходилось лететь невысоко. Так и цель лучше видно, и бомбу направить проще – с большой высоты попасть бомбой в цель было в то время довольно сложно. А на самой удобной для бомбометания высоте – целый лес аэростатов. Немецким лётчикам приходилось выбирать – либо подниматься совсем высоко и бомбить как попало, либо, пытаясь отбомбиться-таки прицельно с правильной высоты, рисковать зацепиться за аэростат или его трос и погибнуть.
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала еще большего увеличения их количества – за один раз по всей системе обороны Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.
Аэростаты начали систематически использоваться в военных целях в годы Первой мировой войны. Тогда их использовали прежде всего для воздушной разведки. В меньшей степени для заграждения. В период Второй мировой аэростаты стали более активно применяться для защиты воздушного пространства.
Аэростатам заграждения отводилась большая роль в случае затяжной обороны больших городов, когда противник активно использовал авиацию. Таким образом, аэростаты заграждения сыграли большую роль в "Битве за Англию" и в первые периоды Великой Отечественной войны, при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда.
В Ленинграде, аэростаты заграждения прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину составляло около километра. Посты были установлены также на территориях промышленных предприятий, городских площадях, припортовых площадках, в парках, скверах, дворах домов, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля, но АЗ препятствовали точному бомбометанию. Все дальнейшие попытки фашистов прорваться к городу также были неуспешны.
Очень важным событием, стало исполнение в осажденном Ленинграде Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Однако мало кому известно, что трансляция была проведена с помощью кабель-антенны, поднятой аэростатом заграждения.
Потом радиостанция с такой антенной обеспечивала резервную связь командования фронта со Ставкой, а основная осуществлялась через подводный кабель.
6 июня 1944г. аэростаты заграждения прикрывали высадку союзников в Нормандии.
С первых дней бомбардировки Лондона, в небе находилось большое количество АЗ, защищавших, в том числе, Тауэрский мост.
Решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия, но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и "второго плана". Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтвердили, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.
3 группа
«Приспособления, используемые во время операции «Багратион»»
Большое количество наступательных операций в годы войны было осуществлено в самое неблагоприятное время года — в осеннюю и весеннюю распутицу, в тяжелых условиях местности, при наличии сложной системы инженерных заграждений. Бронетанковые и механизированные войска оказались способными действовать в таких условиях, в каких, по мнению противника, действие техники должно было быть парализовано
Германское командование возлагало немалые надежды на то, что русских удастся остановить на рубежах рек Западная Двина и Днепр. Вдоль этих рек, имевших широкие заболоченные поймы, немцы создали сильную оборону. Но советские войска, проявляя смекалку и, используя, главным образом, подручные средства, быстро и умело форсировали не только водные преграды, но и другие укрепления, возведённые фашистами в период оккупации.
Главная сложность нового наступления была в том, что надо было действовать в труднопреодолимой лесистой и сильно заболоченной местности. В период подготовки к проведению операции «Багратион» войска напряженно учились преодолевать болота и речки на подручных средствах, ориентироваться в лесу, строить гати, волокуши для пулеметов, минометов и легкой артиллерии, лодки и плоты, осваивать «мокроступы» – болотные лыжи из лозы. «В современной классификации существуют два типа лыж: ступающие и скользящие. Ступающие лыжи по назначению различают снежные и болотные; состоят из деревянного обода, переплетённого сыромятным ремнем или гибкой лозой; могут иметь овальную, круглую, подковообразную, квадратную и другие формы» (Большая советская энциклопедия). У танкистов была своя тренировка: вместе с саперами они снабжали каждый танк фашинами, бревнами и специальными треугольниками для прохода через широкие рвы. Германское командование меньше всего ожидало удара в этом районе, поэтому немецкая оборона и носила здесь очаговый характер.
Фашина – связка хворосту, вязанка прутьев или сноп. Фашинами войско загачивает топкие места, кладет для спорости под насыпи батарей, заваливает рвы и пр.
Фашины изготавливались из жердей, досок, хвороста, бревен и отрезков стальных труб. Готовая фашина накатывалась на танк с помощью двух жердей, закреплялась на его носовой части и в таком виде доставлялась к препятствию. Для преодоления эскарпа нужно было не менее двух фашин, т.е. фашинами оборудовались два танка. Диаметр одной фашины (первой по ходу танка) должен был быть несколько меньше диаметра другой, чем обеспечивалась возможность последовательного наезда танка на фашины. Фашина укладывалась на переднюю часть надгусеничпых полок и подклинивалась сзади деревянными клиньями так, что на ровных участках местности она всегда стремилась скатиться вперед. От скатывания фашина удерживалась тросом диаметром 8–10 мм, который крепился к середине соединительной жерди, проходил через люк башни и стопорился чекой в наиболее удобном месте башни.
При подходе к препятствию командир танка выдергивал чеку, фашина скатывалась в ров. Танк сразу же отходил в сторону, освобождая место другому танку, который также сбрасывал фашину в ров. После заполнения рва, машины преодолевали препятствие.
Для немцев наступление войск со стороны болот, да ещё при поддержке танков, было неожиданным. Они не могли себе представить, что за такой короткий срок можно незаметно изготовить сапёрам столько фашин.
Операция «Багратион» – единственная операция второй мировой войны, где наступающая сторона понесла потери меньшие, чем обороняющаяся!
В ходе обширного наступления была освобождена территория Белоруссии, восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр». Вермахт понёс тяжелейшие потери, отчасти из-за того, что Гитлер запрещал любое отступление. Восполнить эти потери впоследствии Германия была уже не в состоянии.
Заключительное слово учителя:
Какие же виды оружия сыграли наиболее важную роль в войне? И вообще, существуют ли в системе вооружения «важные» и «неважные» виды оружия? Ведь оружие, способное решить ту или иную боевую задачу, становится важным и незаменимым в тот самый момент, когда эта задача встает перед войсками. В жесточайших критических условиях первых месяцев войны, когда все, что могло стрелять, взрывать, уничтожать врага, было брошено в бой, многочисленные бутылки с горючей смесью оказались важнее, чем прекрасные, но существовавшие в небольшом числе 57-мм противотанковые пушки. Зато при штурме долговременных железобетонных укреплений одно-единственное орудие большой мощности не смогут заменить даже тысячи прекрасных винтовок: в этот момент тяжелая артиллерия важнее любых других видов оружия. Вот почему так трудно отобрать те образцы «оружия», которые сыграли наиболее важную роль в войне.
Можно было бы в основу такого отбора положить подвиги, совершенные советскими воинами и гражданским населением при возведении заграждений, но и это невозможно. Трудно отдать преимущество отдельным видам или образцам вооружения или фортификационных сооружений.
Сейчас, по прошествии почти семидесяти лет с момента окончания войны, необходимо отметить что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945 года, славил подвиг всех людей страны — тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки и самолеты, кто, не жалея сил, день и ночь рыл окопы и противотанковые рвы, воевал на оккупированной территории, трудился в тылу на благо фронта, кто создавал вооружение — ученых, конструкторов. Это благодаря их труду и мужеству живём мы. Ведь это их неимоверными усилиями была завоевана великая Победа. Все мы должны помнить об этом.
Подведение итогов.
Список используемых источников
1. Андрусенко А.М., Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою М., Военное издательство МО СССР, 1989 г.
2. Бернштейн А. И. Аэростаты над Ленинградом. // Химия и Жизнь №5, 1983 г.;
3. Варенышев Б.В. и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. М., Военное издательство, 1982 г.
4. Гудериан Г. Танки вперёд! М., Военное издательство СССР, 1967 г.
5. Аэростаты. // Военный энциклопедический словарь под редакцией Н.В. Огаркова
6.Матиясевич Л.М. У истоков космической разведки. М.: Министерство обороны РФ;
7. http://ru.wikipedia.org/
10. http://army.armor.kiev.ua/
12. http://vesti.ru/
13.http://army.armor.kiev.ua/engenear/ez.shtml
14. http://www.diorama.ru/library/ww2-fort/su-obstacle/002/ фото
15.http://www.jaroslaff.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=14265
16. http://1941-1945.ru/protivotankovye-ezhi.htm.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ