Внеклассное мероприятие на тему: «Летчики-герои Орловщины»

МОУ – средняя общеобразовательная школа № 3

имени А.С. Пушкина г. Орла












Внеклассное мероприятие


на тему:







учителя математики

Бутыриной

Людмилы Афанасьевны








Орел -2011


Внеклассное мероприятие

«Летчики-герои Орловщины»


Цели:

  • Познакомить учащихся 9-го класса с некоторыми фактами участия летчиков-орловцев в освобождении Орловщины от немецко-фашистских захватчиков,

  • Воспитывать патриотическое сознание на примерах воинской доблести,

  • Прививать уважение к героическому прошлому родного края.

  • Воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей страны, к своей семье, родным и близким людям.


  

Оборудование: стенды с фотографиями военных лет, книжная выставка, на которой представлены книги об Орловщине в годы Великой Отечественной войны, военная форма для чтецов, столы и стулья для ведущего и дикторов, аудиоаппаратура для прослушивания фонограмм.




Сценарий мероприятия


Зал оформлен стендами с фотографиями военных лет, книгами об Орловщине в годы Великой Отечественной войны, фотографиями летчиков-героев Орловщины.


Чтецы в военной форме, кто - сидя, кто - стоя на затемненной сцене. В ходе мероприятия прожекторы высвечивают того из чтецов, кто в данный момент говорит. Под сценой, непосредственной перед зрительным залом, - ведущий и дикторы информбюро, сидят за столами.

  

Первый чтец: По земле поземкой жаркий чад.

Стонет небо, стон проходит небом!

Облака, как лебеди, кричат

Над сожженным хлебом.

Хлеб дотла, и все село дотла.

Горе? Нет... Какое ж это горе...

Полплетня осталось от села,

Полплетня на взгорье.

Облака кричат, кричат весь день!..

И один под теми облаками

Я трясу, трясу, трясу плетень

Черными руками.

  

Ведущий: Эти строки были написаны поэтом-фронтовиком Сергеем Наровчатовым осенью 1941 года на Орловщине. "Облака кричат" - так называется это стихотворение. Таким увидел поэт страшное небо 1941 года, небо, которое так часто несло гибель людям: фашистские бомбы сыпались не только на военные позиции, но и на мирные города. И люди вглядывались в темное, враждебное небо войны, стараясь угадать, что же оно несет им. С неба часто приходила смерть. Но с неба можно было ждать и помощь, которую оказывала советская авиация при освобождении Орловщины от немецко-фашистских оккупантов.

  

Информбюро


Первый диктор: В период ликвидации немецкого плацдарма на Орловщине в июле и августе 1943 года развернулось Орловское воздушное сражение.. В этой крупной воздушной битве за 36 суток советская авиация на орловском направлении совершила 61 тысячу вылетов, сбросила на врага 15 тысяч тонн бомб. Вражеская авиация потеряла за это время 1411 самолетов, из них 1331 самолет был уничтожен в воздушных боях и 80 - на аэродромах. Все попытки немецкого командования вернуть утерянную инициативу закончились провалом. Советские военно-воздушные силы прочно удерживали господство в воздухе.


Второй диктор: Авиационное наступление на всех основных участках боев под Орлом началось подготовкой к атаке переднего края вражеской обороны. В этой авиационной подготовке весьма существенную роль сыграли массированные удары советских ночных бомбардировщиков. А на рассвете в небо поднялись десятки крупных групп штурмовиков. Они буквально без перерыва висели над оборонительной полосой немцев, усиливая огонь советской артиллерии. Действия штурмовиков прикрывали истребители, вытеснявшие немецкую авиацию с поля боя.

Третий диктор: Совместная артиллерийская и авиационная обработка первой оборонительной полосы немцев была столь основательна, что советские наземные войска смогли успешно прорвать ее передний край, занять вражеские траншеи и блиндажи и перенести бой в глубину немецкой обороны. Когда на земле начались бои внутри вражеской обороны, авиация, продолжая бороться за инициативу в воздухе, подключилась к поддержке действий пехоты и танков.


Ведущий: Один из эпизодов Орловского воздушного сражения описал в июле 1943 года в своей статье Борис Полевой, военный корреспондент газеты "Правда".


Второй чтец: "Один из напряженных боев в разгар наступления на Орел я видел с авиационного наблюдательного пункта. Отсюда, с вершины поросшей курчавым молодым дубняком высотки..., открывался широкий вид на неровный холмистый горизонт, на разбитые артиллерией кирпичные домики деревеньки Никитинка.

Деревенька эта, расположенная на восточном скате холма, была одним из мощных укрепленных узлов, созданных немцами на "внутренней броневой линии Орловского клина". Наше движение вперед задержалось у этой деревни...

Немцы во, что бы то ни стало, хотели вернуть деревню...

Пейзаж, изнывающие от зноя поля, леса, деревни казался мертвым, пока ветки на опушке леса не дрогнули и оттуда, развертываясь веером по гребню холма, не хлынули немецкие танки. Они пошли вперед, гудя, колыхаясь, сверкая красноватыми вспышками выстрелов, а сзади каждого из них за его броней двигалась пехота. Через мгновение поле, соседние холмы, перелески - все ожило от перебегающих немецких цепей, под прикрытием танков устремившихся к деревне. За шумом разгоравшегося боя мы не услышали воя моторов, и я увидел немецкие истребители, когда они уже повисли над полем сражения.

Авиационный командир поднял наушники, послушал и вдруг улыбнулся:

- Ну, теперь слово берем мы.

И точно в ответ на его замечание, в воздухе показалась группа наших ястребов. Не задумываясь, не снижая хода, они набросились на немцев, врезались в их строй, сцепились с ними и закружились в жаркой воздушной схватке. Клубки дерущихся самолетов, в которых с земли почти невозможно было отличить своего от немца, стали медленно подниматься вверх. А пока там, на большой высоте, шел бой, из-за холма вырвались штурмовики и атаковали немцев. Они, как выражаются летчики, "скребли по самой земле", "клали" свои бомбы чуть ли не на башни немецких танков. Снаряды, вычертив в воздухе дымный след, рвались на сотни раскаленных осколков над головами немецких пехотинцев...

Когда сейчас стараешься оценить участие всех родов нашего воздушного оружия в исторической битве за Орел, становится ясным, что наша авиация блестяще провела воздушное наступление и оказала нашим наземным частям огромную помощь по освобождению Орла. И не случайно сказал немецкий летчик Губерт И., в разгар боев перелетевший на нашу сторону:

- Вашу авиацию можно ненавидеть, но не уважать и не бояться ее нельзя".

  

Ведущий: Немало суровых испытаний выпало на долю нашего народа, немало героических подвигов совершил он за родную землю. Но никогда не было им проявлено такого массового героизма, стойкости, мужества, как в годы Великой Отечественной войны.


Первый чтец: Уроженцы Орловщины сражались на всех фронтах и во всех родах войск… Оборона Москвы, Ленинграда и Севастополя, битвы за Сталинград и на Орловско-Курской дуге…

Высшей степенью отличия подвигов считается звание Героя Советского Союза. Сто семьдесят девять уроженцев Орловской области удостоены этого звания за время войны 1941-1945г.г. Тридцати пяти орловцам было присвоено это звание за форсирование Днепра, двадцати восьми – за освобождение Белоруссии, двадцати – за бои на территории Польши, семи – за форсирование Одера, одиннадцати – за участие в штурме Берлина.


Второй чтец: Среди героев-орловцев тридцать восемь летчиков. Летчик Георгий Михайлович Паршин стал дважды Героем Советского Союза.

Родился Г.М. Паршин 10(23) мая 1916г. в с. Сетуха ныне Залегощенского района Орловской области. До войны окончил аэроклуб, затем летное училище, высшую парашютную школу. После окончания учебы работал летчиком-инструктором в Днепропетровске. С первых дней войны Г.М. Паршин на фронте.

Его имя золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны. «Виртуозом штурмовых ударов» называл его главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков. Пройдя путь от пилота до командира 943-го штурмового авиаполка, он совершил 253 боевых вылета, сбил 10 самолётов противника, уничтожил множество оборонительных сооружений, техники и живой силы противника.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, Паршин Г.М. награжден двумя медалями Золотая Звезда и орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и многими медалями. После войны продолжал служить в авиации. Погиб в 1956г. при исполнении служебных обязанностей.

На родине дважды героя в районном центре пос. Залегощь установлен бронзовый бюст. В Москве его именем названа одна из улиц.


Третий чтец: Другой наш земляк - Иван Антонович Леонов, единственный в мире летчик в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолете без одной руки (занесен в Книгу рекордов Гиннеса).

Первый чтец: Родился И.А. Леонов 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области в многодетной крестьянской семье. В Красной Армии с апреля 1941 года. В июле 1941 года окончил ускоренный курс Армавирской школы пилотов истребительной авиации и был направлен в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.

В боях Великой Отечественной войны с 1943 года. Сражался на Курской дуге, где и открыл свой боевой счёт, сбив в небе над Курском вражеский бомбардировщик "Ю-88".

К середине июля 1943 года лётчик-истребитель 192-го истребительного авиаполка И.А. Леонов совершил 50 боевых вылетов, сбил 5 самолётов противника.

15 июля 1943 года, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника в районе железной дороги на участке Орёл - Поныри самолёт лейтенанта Леонова И.А. был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку вместе с лопаткой ампутировали.

Командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник Михаил Громов, совершивший в свое время перелет через Северный полюс в Америку, слыл рисковым человеком. К нему-то и решил обратиться Леонов после выписки из госпиталя за разрешением снова летать. Продумал все до мелочей. На самолетах тех времен левая рука выполняла только одну функцию: работала с рычагом газа. И. Леонов рассказывал: «Сначала я решил перенести эту функцию на ногу, сделать педаль, как в машине. Не получилось. Расстроился страшно. И вдруг меня осенило: ведь можно плечом дергать! Отыскал кусок алюминия, сделал наплечник, чтоб доставал до рычага, с захватом на конце. Захват защелкивался на рычаге, и я плечом поддавал или сбрасывал газ».

Наверное, потому, что сам был «до мозга костей» летчиком, Громов понял двадцатилетнего паренька. Став инвалидом, молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й воздушной армией М.М. Громова в порядке исключения оставить его на лётной работе. Управляя "небесным тихоходом" По-2, стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив более 60-и боевых вылетов…

Много позже в своих мемуарах «На земле и в небе» Михаил Михайлович Громов напишет: «На Западном фронте я познакомился с удивительнейшим человеком, грезившим авиацией. Паренек из небольшой деревушки, затерявшейся в лесу, совершил во время войны подвиг, равного которому нет в мире. Если страсть и увлеченность присущи человеку с большим характером, он преодолевает все преграды, стоящие на его пути… Именно таков Иван Антонович Леонов».

«За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", старшему лейтенанту в отставке Леонову Ивану Антоновичу Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года № 147 присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".


Ведущий: Наравне с мужчинами чудеса героизма проявляли и советские женщины.

История знает немало примеров мужества, стойкости, самоотверженности, проявленных женщинами в разное время в различных странах, но героизм советских женщин в годы Великой Отечественной войны – явление, которому нет равных в мире.


Второй чтец: В поселке Глазуновка в братской могиле лежит Шура Полякова. Она погибла в ночь с 9 на 10 мая 1943 года. Ей был тогда и навеки останется 21 год. Но она вместе со своим штурманом Ефимом Сагайдачным успела сделать 86 боевых вылетов, губительных для захватчиков. Вылетали бомбить вражескую передовую, уничтожали колонны гитлеровских танков, эшелоны с боевой техникой.

   Когда осколок снаряда вражеской зенитки пробил мотор самолета Шуры Поляковой, она направила свою пылающую машину на гитлеровский военный эшелон.

   Неделю спустя в армейской газете "Доблесть" появилась статья о подвиге Шуры Поляковой, заканчивающаяся призывом: "Летчик! Ты идешь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую свою Родину и жизнь так же сильно, как и ты. Мсти за нее, товарищ!"


Ведущий: Подвиги верных дочерей Отчизны навсегда останутся в памяти нашего народа. Среди них Марина Павловна Чечнева и Надежда Васильевна Попова – гвардии капитаны, летчицы ночного бомбардировочного полка, две женщины среди 177 мужчин, удостоенные звания Героев Советского Союза по городу Орлу и Орловской области.


Третий чтец: Чечнева М.П. родилась 15 августа 1922 года в селе Протасово ныне Малоархангельского района Орловской области. В 1939 году окончила московский аэроклуб и работала лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба. В Красной Армии с февраля 1942 года. За время войны совершила 810 боевых вылетов на бомбардировку войск противника, за что была награждена 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, 3 орденами Красной Звезды, многими медалями, а также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками ей, командиру эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".


Первый чтец: Попова Н. В. родилась 27 декабря 1921 года в деревне Шебановка Должанского района Орловской области. В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора. В 1939 году приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Осипенко П.Д., которая посодействовала тому, чтобы Попову Н.В. направили в Херсонскую авиационную школу ОСОВИАХИМа. Окончив ее, - в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она послала телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в "группу 122", которую набирала Герой Советского Союза Раскова М.М. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где там Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова Н.В. в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт.

Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку… Была сбита, горела…

За образцовое выполнение заданий 19-летняя лейтенант Попова Н.В. была награждена первым орденом - Красного Знамени.

Ночные бомбардировщики По-2, пилотируемые девушками, стали настоящей грозой для фашистов. Тихоходные ПО-2 наносили им значительный урон. Биплан из фанеры и перкаля имел свои преимущества. Малая скорость, 120 километров в час, и возможность снизиться на минимальную высоту позволяли поражать цели в ближнем тылу противника с точностью, не доступной другим самолетам. Недаром они прозвали наших летчиц "ночными ведьмами"! Отмечая боевые заслуги советских лётчиц, весной 1943 года, в разгар боёв на Кубани, 588-му бомбардировочному ночному женскому авиаполку было присвоено звание гвардейского.

Лётчицы, теперь уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, продолжали громить врага на Украине, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии…

За годы Великой Отечественной войны Н.В. Попова совершила 852 боевых вылета…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года заместителю командира эскадрильи гвардии капитану Поповой Надежде Васильевне за отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".


Ведущий: После войны одна из летчиц, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, стала режиссером и сняла о своих однополчанках документальный фильм «В небе ночные ведьмы». В 70-е о женском полке широкий зритель узнал из популярного художественного фильма «В бой идут одни старики». История летчицы Надежды Поповой легла в основу любовной линии этого фильма (прототип для героини фильма).

Пройдут годы, пройдут века, но никогда не забудется славный подвиг советских людей. Народ наш по праву гордится немеркнущими ратными подвигами своих сыновей и дочерей. Он свято чтит память тех, кто отдал в борьбе за Родину самое дорогое – жизнь.














Интернет-ресурсы



ПоповаН.В. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Nadezhda_Popova.jpg

Паршин Г.М. http://blokada.otrok.ru/txthe/mos/ilu.php?2007

Леонов И.А. http://www.pobedivshie.ru/images/ocherki/ivan_leonov/foto5.jpg

Чечнева М.П.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Marina_Pavlovna_Chechneva.jpg


Используемая литература


1. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь: В 2-х т. – М.: Воениздат, 1987-1988.

2. Книга Памяти / под ред. Е.С.Строева и др. Орёл, 2005.

3. Лысенко А.И. Почетные граждане г. Орла: издательство «Вешние воды», 2008г.

4. Сборник «40 лет Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Орловская область в цифрах». Статистическое управление Орловской области 1985 г

5. Михаленко К. Ф. Небо стоит верности: Документальная повесть. — М.: Детская литература, 1981.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ