Урок истории для 6 класса на тему "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ"
Автор: Дамзина Ирина Анатольевна
Учитель истории и обществознания
МАОУ Гальчинская СОШ,
городской округ Домодедово,
Московской области
П Л А Н
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".
ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2007 г.
ЭПИГРАФ: "Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!"
Н. Кончаловская.
Время урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
0-1
2-6
5 -33
34 – 43
44 - 45
ОРГМОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Вопросы для беседы с учащимися:
1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне?
(Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)
2. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны?
(Восточные славяне – предки русского народа).
После беседы отмечаю, что к концу урока учащиеся должны знать:
-территорию расселения восточных славян;
-основные занятия восточных славян;
-верования;
- управление у восточных славян.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
ПЛАН
Происхождение и расселение восточных славян.
Занятия славян
Быт и нравы.
Верования.
Общественный строй и управление.
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.
Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.
Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.
Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.
Демонстрирую изображение летописца
Нестора.
"В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ."
А написал он "Повести временных лет" где со-
держатся самые ранние сведения о восточных
славянах.
Задание учащимся: Используя текст "Повести
временных лет" и карту заполнить таблицу
"Расселение восточных славян".
Названия славянских
Географические ори-
племен
ентиры поселения
Поляне
р.Днепр
Дреговичи
Между реками При-
пять и Двина
Полочане
р.Полота, впадающая
в реку Двина
Славяне
Оз.Ильмень
Северяне
Р.Десна, р.Сейм и Сула
Радимичи
Р. Сож
Вятичи
Р. Ока
2. Задание учащимся: По второму пункту учебника составить схему: "Занятия славян"
.ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН
Земледелие Бортничество
Охота
Рыболовство
Скотоводство Ремесло
Лесная зона Подсечно-огневая система
Степная и лесо степная зоны Переложная система
Задание учащимся: Заполните таблицу "Хо-зяйство древних славян"
Присваивающее
Производящее
Охота
Земледелие
Рыболовство
Скотоводство
Бортничество
Ремесло
Занимаясь земледелием землю обрабатывали
сохой, оставлявшей в земле частые борозды.
Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб
серпами.
Использую демонстрационный материал.
Демонстрирую вещественные источники.
Вопрос учащимся: О каких занятиях свидетельствуют данные источники?
(Охота и ремесла)
Физкультминутка.
Исходное положение – стоя руки на поясе.
1.Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Повторить 6 раз
Исходное положение – стоя руки на поясе.
2.Взмахом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо.
Повторить 6 раз.
3. “Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.”
Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы
Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки.
При объяснении материала использую картину “Славянский поселок”
Это были храбрые воины.
Задание учащимся: Работа с документом №3
4. Славяне были язычниками.
Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.
Ярило – бог Солнца
Перун – бог грома и молнии
Стрибог – бог ветра
Волос – покровитель скотоводства
Мокош – божество плодородия
Верили в домовых, русалок, леших, водяных
Провожу словарную работу.
Идол – статуя языческого бога
Волхвы – люди, умеющие общаться с богами
5. Соседская община сменила родовую.
Словарная работа:
Вервь – соседская община
Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом 5 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян”
ВЕЧЕ
С Т А Р Е Й Ш И Н Ы
Словарная работа:
Вече – народное собрание
Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Письменная работа для учащихся:
Продолжите предложения….
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)
2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)
5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)
6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”
РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к уроку.
Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.
Желтый квадратик – Вам легко и интересно.
Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.
Отвечают на вопросы.
Работа в парах по заполнению таблицы
Составляют схему. Работа в парах.
Заполняют таблицу
Отвечают на вопрос
Работая в парах с документом отвечают на вопросы.
Слушают документ, используя раздаточный материал отвечают на вопросы к документу.
Работают с учебником.
Записывают в словарь
Записывают в словарь
Составляют схему
Записывают в словарь
Выполняют письменную работу..
.
Записывают домашнее задание.
ДОКУМЕНТ №1
ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)
“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”
ДОКУМЕНТ №2
Вопросы к документу:
Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
Что говорит автор об одежде восточных славян?
Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”
ДОКУМЕНТ №3
Вопросы к документу:
Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?
Что мы узнаем о тактике славянских воинов?
С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?
Маврикий Стратег о славянах.
“Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…
Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ