Внеклассное мероприятие по культуре России I половины XIX, 8 класс

Волотовская Вера Ивановна, учитель истории МОУ «СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска Саратовской области»











Внеклассное мероприятие по истории

8 класс

«Путешествие в «Золотой век»

















Материал подготовила

учитель истории и обществознания

Волотовская Вера Ивановна









2012 г.

Внеклассное мероприятие по художественной культуре России в первой половине XIX века

«Путешествие в «золотой век». (Слайд 1)

Эпиграф: Первое «путешествие», которое человек должен совершить, - это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны,

с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда

радость узнавания привычного в новом.

Д.С.Лихачёв. (Слайд 2)

Цель: сформировать целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, об их произведениях, о наиболее значимых исторических памятниках. (Слайд 3)

Задачи:

  • обратить внимание учащихся на преемственность культуры, раскрыть исторические условия для ее развития;

  • познакомить учащихся с основными наиболее выдающимися и характерными достижениями русской культуры XIX века;

  • формировать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общества;

  • продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за великую культуру России золотого века.



Оборудование: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2010;

компьютер, проектор, компьютерные презентации, тексты документов, рабочие карты урока.

Краткое описание ресурса: Игра предназначена для итогового урока по изучению русской культуры периода Золотого века в 8-х классах.

В игре участвуют три команды.

Ход урока

План мероприятия:

1. Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX в. 2. Характеристика художественных стилей культуры этого времени. 3.Русская литература. 4. Театр. 5. Музыка. 6. Живопись. 7. Архитектура.

Персоналии: Н. М. Карамзин; В. А. Жуковский; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; А. Е. Мартынов; М. И. Глинка; А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов; О. А. Кипренский; B. А. Тропинин; А. А. Иванов; П. А. Федотов; А. Г. Венецианов; А. Д. Захаров; А. Н. Воронихин; К. И. Росси; О. И. Бове; Д. И. Жилярди; К. А. Тон.

Методические приемы организации мероприятия

Повторение; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальными источниками; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения; подготовка презентаций.

Основные понятия: культура; художественная культура; художественный стиль; сентиментализм; романтизм; реализм;

  1. Вступительное слово учителя.

ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:

Первое «путешествие», которое человек должен совершить, - это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями – это всегда радость узнавания привычного в новом.

Д.С.Лихачёв. (Cлайд 3)


Я предлагаю вам совершить путешествие во времени – перенестись в век XIX, в золотой век русской истории и культуры.

А по окончании этого путешествия ответить на вопросы:

- «Почему XIX век считают золотым веком русской истории?»,

- «Что мы, люди XXI века, могли бы взять для себя из века XIX(Слайд 4)

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин.

II. Объявление темы и целей.

Учитель фиксирует внимание учеников на новых понятиях

Учитель :

В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства. Читатели интересовались не только романами и стихами, но и философскими и историческими произведениями. Усилился интерес к собиранию книг, коллекционированию. Всё это способствовало развитию художественной культуры.

Важной особенностью развития искусства было существование различных художественных стилей.

Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и раннее, классицизм. Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал сентиментализм, романтизм. В 20-50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление – реализм. (Слайд 5)


Давайте вспомним, что мы понимаем под культурой и художественной культурой, художественным стилем. (Слайд 6)


Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способы и навыки, усвоенные человеком как членом общества.


Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественный произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики.


Художественный стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.

---Ученики записывают понятия в словарях.


Звучит романс «На заре ты её не 6уди».


Учитель : «Прозвучал известный романс Варламова «На заре ты её не буди» на стихи Фета. Он написан более 150 лет назад, но и сегодня не оставляет слушателей равнодушными. Это не случайно, ведь создан он был в период расцвета русской художественной культуры. Первая половина XIX века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре.


И сегодня мы должны раскрыть художественную ценность трех основных направлений в искусстве первой половины 19 века: сентиментализма, романтизма и реализма. Для этого класс был поделен на три творческие группы, которые подготовили свои проекты.

Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени. Мы рассмотрим лишь новые явления в литературе, музыке, живописи и театре». (Слайд 7)

1 станция. «Художественная» (Слайд 8)

Игра "Исторический калейдоскоп"(Слайд 9)

Для оценки правильных ответов учитель использует жетоны. Победителем становится команда, получившая наибольшее количество жетонов.

Для игры заранее заготавливаются:

· Карточки с характеристиками художественных стилей.

· Карточки с названием художественных стилей.

· Карточки с вопросами викторины по живописи.

· Иллюстрации с изображением архитектурных памятников.

· Жетоны.


I этап игры. Художественные стили. Команды в ходе жеребьёвки определяют тот художественный стиль, характеристику которого они должны будут составить. Помимо карточки с названием художественного стиля, команды получают набор карточек с описанием различных художественных стилей. Задача каждой команды, отобрать только те карточки, которые характеризуют выбранный стиль. На выполнение задания даётся время, после чего подводятся итоги. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее составит описание стиля.


Стили: Сентиментализм, Романтизм, Реализм.


Справка о художественных стилях.


Сентиментализм

От французского Sentiment – чувства, чувствительность.

Течение в литературе и искусстве отмеченное повышенным интересом к внутреннему миру человека, его эмоциональному восприятию окружающей действительности. Возникнув как реакция на эстетическую доктрину классицизма с её культом разума, сентиментализм противопоставил ей убеждение в том, что умения чувствовать, глубоко и искренне переживать является неотъемлемой чертой высокой человечности. Существенным в сентиментализме становится художественное воплощение идеи о внесословной ценности личности, демократическая позиция, согласно которой человек – крестьянин, ближе стоящий к природе, обладает естественными чувствами, не развращёнными цивилизацией. Культ природы и чувства в поучениях сентименталистов воплощается в определённых художественных форматах. Преимущественное развитие получают эпические (повесть, дневник и «путешествие») и лирические (элегия, послание) жанры. Пейзаж в творчестве писателей – сентименталистов получает специальную характеристику - это не просто фон, декорация, а произведения к «познанию» которых ведёт «чувствительное» сердце. В центре внимания отечественного сентиментализма – личность эпохи становления науки.


Романтизм

Одно из направлений в культуре и искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Термин «Романтизм» появляется в XVIII веке( от франц. – romantique), определяя необычное, страшное, причудливое, словом то, чего нет в действительности. Романтики подвергли сомнению возможность познания хаоса людским разумом, увидели в современном миропорядке начало, враждебное личности, её свободе. Романтики создали в своих произведениях образ идеального мира, не похожего на реальный, поэтому в их творчестве так много, фактически, народных легенд и преданий, уводящих читателя в мир мечты (баллады, поэмы, романы…). Романтизм открыл безграничные возможности человеческого духа, исследовав тайны человеческой натуры, поставил проблему человеческой личности, и сделал её центральной.


Реализм

От латинского realis – вещественный, действительный. Литературное направление и метод, следую которому художник отражает действительность в образах, созданных на основе типизации. Типизация подразумевает последовательное воплощение жизненной правды в искусстве, стремящемся к художественному познанию человека и окружающего мира. В 40-е года XIX века в русской литературе ясно обозначился новый этап в развитии искусства, получивший название «критический реализм». Одним из ведущих критериев становится верность действительности, воспроизведение жизни в «формате самой жизни».


Карточки – характеристики художественных стилей.

1. Интерес к внутреннему миру человека.

2. Умения чувствовать, глубоко и искренне переживать.

3. Интерес к эмоциональному восприятию окружающей действительности.

4. Повесть, дневник, «путешествие», элегия, послание.

5. Создаёт образ идеального мира, не похожего на реальный.

6. Много фантазии, народных легенд, преданий, уводящих в мир мечты.

7. Термин означает необычное, страшное, причудливое, то чего нет в действительности.

8. Баллады, поэмы, романы.

9. Последовательное воплощение жизненной правды в искусство.

10. Верность действительности.

11. Воспроизведение жизни в «формах самой жизни».

12. Остро предстают непримиримые конфликты современного мира, философски осмысливаются проблемы человечества. (Слайд 10)



2 станция. «Литературная» (Слайд 11)

XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Первая половина XIX века в русской литературе названа «золотым веком». (Слайд 12)

Каждая команда на данном этапе получает задание: привести примеры сентиментализма, романтизма, реализма в творчестве русских писателей и поэтов первой полвины XIX века. Называть их имена и произведения. 1балл за имя + 1 балл за название произведения


Сентиментализм (Слайд 13)

  • Н.М. Карамзин «Марфа посадница» или «Покорения Новгорода», повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» .

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

  • П. Сумароков «Путешествие по Крыму и Бессарабии» (1800),

  • В. Измайлов «Путешествие в полуденную Россию».

  • Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара»

  • В. В. Измайлов «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор»,

  • П. Ю. Львов «Даша — деревенская девушка»

Романтизм

  • В.А. Жуковский «Баллады»

  • А.С. Пушкин «Южные поэмы»

  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

  • К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский «Думы»


Реализм

  • А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник».

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

  • Н.В. Гоголь «шинель», «Мёртвые души», «Ревизор».

  • А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся».

  • И.С. Тургенев «Записки охотника».

  • Д.В. Григорович «Деревня», «Антон – Горемыка».


3 станция. «Эрмитажная». (Слайд 14)

В 1825 году в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Русская живопись первой половины XIX века так же переживает смену направлений. Классицизм, крупнейшими представителями которого были Карл Павлович Брюллов и Александр Андреевич Иванов, уступает место романтизму (портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин). Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов.

Компьютерная экскурсия «Русские художники первой половины XIX века»


На данном этапе командам поочерёдно предлагаются вопросы викторины, которые подразумевают знание интересных фактов биографии и творчества русских художников первой половины XIX века, побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.


(Слайд 15) Вопросы викторины:

1.Этот художник с детства отличался слабым здоровьем и до семи лет не вставал с постели.

Ответ: К.П. Брюллов.

2. Назовите имена известных русских живописцев первой половины XIX века, вышедших из крепостной среды. Ответ: В.А. Тропинин, О.А. Кипренский.

3. Эти два художника в один год портретировали А.С.Пушкина. Ответ: О.А. Кипренский и В.А. Тропинин в 1827 году.

4. Кто из русских художников, оставив Петербург, переселился в деревню и стал писать сцены крестьянской жизни? Ответ: А.Г. Венецианов.



4 станция. «Архитектурная» (Слайд 16)

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX в. являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий.

(Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц – Петербурга и Москвы, а так же центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединённых в единое целое.)


На данном этапе игры команды получают задание: составить полную характеристику архитектурного стиля ампир и выбрать из числа предлагаемых архитектурных сооружений те, которые ему соответствуют, назвав имя архитектора – создателя.

Справка – Ампир.

В начале XIX господствующем стилем стал ампир – поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здания подчинялось городскому ансамблю – улице, площади или набережной, и следовательно, укреплялись архитектурные среды. Зодчие отказывались от лишних декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру.


Ампир – это монументальный стиль сложившийся во Франции в годы расцвета империи Наполеона (1799 – 1815). Основной тенденцией того времени было тотальное подражание формам искусства позднего Рима. Стиль ампир торжественен, официален, иногда театрален.


Архитектурные памятники:

1. Здание Адмиралтейства в Петербурге, архитектор А.Д.Захаров.

2. Казанский собор в Петербурге, архитектор А.Н.Воронихин.

3. Здание Русского музея с площадью искусств, архитектор К.И. Росси.

4. Храм Христа Спасителя, архитектор К.А. Тон

5. Большой Кремлёвский дворец, архитектор К.А. Тон.

6. Оружейная палата в Москве, архитектор К.А. Тон.

7. Театральная площадь с Большим театром, архитектор О.И. Бове.

8. Здание Московского художественного театра, архитектор Ф.О. Шехтель.

9. Покровский собор на Красной площади в Москве.

10. Третьяковская галерея, архитектор В.М. Васнецов.

Презентация «Архитектура»

Задание для команд: Соотнесите имена архитекторов и здания, созданные по их проектам

(Слайд 17)

5 станция. «Театральная». (Слайд 18)

В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе.

В 20-30-е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев. С 40-х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. В драматургии оно было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой и Малый.

Презентация учащихся. «Золотой век русского театра».

В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788-1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта.


Ученик 1: В развитии русского театра смена художественных направлений происходила также быстро, как и в литературе. В 20-3 0 годы все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героях. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов».

Ученик 2:

«В трагедиях Шиллера и Шекспира гений Мочалова проявился во всю свою мощь. Исполнение им роли Гамлета было выдающимся событием в истории русского театра; он приводил в восторг всех, кто его видел в этом образе».

Ученик 3:

«С огромной силой он раскрывал в роли Ромео образ человека, защищающего высокие идеалы справедливости и гуманизма. Давайте заглянем на репетицию спектакля «Ромео и Джульетта» в московский театр начала 19 века».


Инсценированный отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

Джульетта. Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

Ромео Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

Джульетта Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

Ромео Ни тот, ни этот: имена запретны.

Джульетта Как ты сюда пробрался? Для чего?

Ограда высока и неприступна.

Тебе здесь неминуемая смерть,

Когда б тебя нашли мои родные.

Ромео Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

В нужде она решается на все,

И потому — что мне твои родные!

Джульетта Они тебя увидят и убьют.

Ромео Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.

Взгляни с балкона дружелюбней вниз,

И это будет мне от них кольчугой.

Джульетта Не попадись им только на глаза!

Ромео Меня плащом укроет ночь. Была бы

Лишь ты тепла со мной. Если ж нет,

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век без нежности твоей.

Джульетта Кто показал тебе сюда дорогу?

Ромео Ее нашла любовь. Я не моряк,

Но если б ты была на крае света,

Не медля мига, я бы, не страшась,

Пустился в море за таким товаром.

Ученик 4:

«В 30-е годы в русской драматургии развивается реалистическое направление, не смотря на запреты цензуры, усилившиеся после поражения декабристов. Но невозможно было остановить развитие искусства. Центрами театрального искусства были Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве. Именно там в 1836 году был поставлен «Ревизор» Гоголя».

Ученик 5:

«Комедия вызвала громкие толки, стала предметом многочисленных разговоров о взятках и самодурстве властей. Мы хотим показать вам, что произошло однажды в Ростове во время спектакля».


(По ходу действия из зрительного зала раздаются реплики «Безобразие!», «Автор – враг России!», «Прекратите представление!»)


Гор о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради бога: куда вы запропастились? На что это похоже?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.

Го р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.

Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?

Ч а с т н ы й пристав. Держиморда поехал на пожарной трубе.

Гор о д н и ч и й. А Прохоров пьян?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.

Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?

Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, поехал туда для порядка, а возвратился пьян.

Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности. (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия! (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию- купца наложу доставить по три пуда воску. О, боже мой, боже мой! Едем, Петр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)

Ч а с т н ы й пристав. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.

Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Черт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим: он, для порядка, всем ставит фонари под глазами - и правому и виноватому. Едем, едем, Петр Иванович!

Ученик 1:

«Актер Лавров рассказывал: «Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде Сквозник-Дмухановского».

Ученик 2:

«При первых сценах начало его коробить; стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как смели вы написать и представлять такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех спрячу!» Только вмешательство директора театра и поддержка публики дали возможность доиграть спектакль».

Ученик 3:

«Лучшим актером, игравшим Городничего на сцене Малого театра, был Михаил Семенович Щепкин. Его считают основоположником сценического реализма. Игра Щепкина, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себе бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей. Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной».

Ученик 4:

«Исполнение ролей Фамусова и Гоголевского Сквозник-Дмухановского было истинным торжеством таланта Щепкина. «Жить для Щепкина, говорит С. Т. Аксаков, значило играть на театре; играть значило жить».

Ученик 5:

«Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Многие были свидетелями, как артист выходил на сцену совершенно больной и сходил с нее здоровым».


(Слайд 19) Звучит музыка..

Вопросы командам:

  1. Назовите автора и произведение первого отрывка.

  2. Назовите автора и произведение второго отрывка.

  3. Какие художественные направления использовались в репертуаре русского театра в первой половине XIX века.

  4. Какой театр в 1824 году был разделен на Большой и Малый.

  5. Назовите имена самых известных актеров первой половины XIX века.



  1. Станция. «Музыкальная». (Слайд20)

(Слайд21) Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот период создается русская национальная опера. Особенно популярны были симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г.. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К.А. Кавоса «Иван Сусанин». (Слайд22)

Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создаёт музыку народ, - говорил он, - а мы, художники, только её обрабатываем». Наиболее яркое представление о творчестве композитора даёт его опера «Жизнь за царя». В ней Глинка прославил простого крестьянина – патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа. (Слайд23 -29)

Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, и др.

Вопросы командам:

- Сейчас вы услышите фрагменты известных романсов.

Назовите имена композиторов и название произведения. (Слайд30)


7 станция. Документальная. (Слайд31)

Наше путешествие подходит к концу.

Я предлагаю вам поработать с документами и выяснить, а что говорили и как характеризовали современники культурную жизнь России первой половины 19 в.

Каждая команда получает свой документ, знакомится с ним и озвучивает вопросы к документы и свои ответы.


(Слайд32) ДОКУМЕНТ № 1 Н. М. КАРАМЗИН

ИЗ СТАТЬИ «О СЛУЧАЯХ И ХАРАКТЕРАХ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ХУДОЖЕСТВ»

...Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от могольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их кровию. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление? Пусть в разных местах России свидетельствуют они о величии древних сынов ее! Не в одних столицах заключен патриотизм; не одни столицы должны быть сферою благословенных действий художества. Во всех обширных странах российских надобно питать любовь к отечеству и чувство народное. Пусть в залах петербургской Академии художеств видим свою историю в картинах; но в Владимире и в Киеве хочу видеть памятники геройской жертвы, которою их жители прославили себя в тринадцатом веке. В Нижнем Новгороде глаза мои ищут статуи Минина, который, положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу. Мысль, что в русском отдаленном от столицы городе дети граждан будут собираться вокруг монумента славы, читать надписи и говорить о делах предков, радует мое сердце. Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми поколениями!..

Вопросы к документу:

1) Какие «случаи» и «характеры» могут быть, по мнению Н.М.Карамзина, примером для восхищения?

2) Где должны находиться памятники русской истории?

(Слайд33) ДОКУМЕНТ №2

ИЗ СТАТЬИ «О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И НАРОДНОЙ ГОРДОСТИ»

...Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает, — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! — Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.

Вопрос к документу: Какова основная мысль отрывка из статьи?

(Слайд34) ДОКУМЕНТ №3 Статья проф. С. К. Булича «Глинка» (1911 –1916)

Историческое и художественное значение творчества Глинки является основным, капитальным для истории русской музыки и может быть приравнено лишь к значению Пушкина для нашей литературы. Последний, однако, имел крупных предшественников вроде Державина, Карамзина, Батюшкова, Жуковского, тогда как Глинке почти все приходилось создавать силою своего гения. Псевдонациональные романсы и оперы наших композиторов-дилетантов и ремесленников конца XVIII в. и начала XIX в. по примитивности формы и техники и наивности музыкального содержания ничего не могли дать Глинке, могучему мастеру музыкальной характеристики, гениально непринужденному технику, яркому и богатому колористу, поражающему классической простотой и удивительной новизной и свежестью творчества в одно и то же время. На место условного национального стиля своих предшественников, выражавшегося в полуитальянском-полурусском складе мелодии, поддерживаемой нехитрым сопровождением и самой элементарной гармонизацией итальянско-европейского характера, Глинка дал образчики удивительного по новизне, гениального прозрения в сокровеннейшую глубь народного творчества, вроде хоров «Разливалася» и «Славься» в «Жизни за Царя», многих мест «Руслана», «Камаринской» и т. д. В Глинке, как и в Пушкине, мы находим гармоническое слияние национального начала с общечеловеческим и европейским.

Статья проф. С. К. Булича «Глинка» из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911 –1916).

Вопрос к документу: В чем автор статьи видит особенности творчества М.И.Глинки?

(Слайд35) Учитель. Итак, наше путешествие завершено. Давайте вспомним, что мы говорили вначале и возвратимся к проблеме. (Слайд36)

- Почему, на ваш взгляд, 19 век называют золотым веком русской истории и культуры?

- Что вы, молодые люди XXI в. могли бы взять для себя из века XIX?


- Что положительного и важного для нас, людей 21 века, вы назовёте?


(Слайд37) Вывод:

Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещённых слоев общества, но и миллионов простых людей.

Подведение итогов. Награждение. (Слайд38)

Приложение 1.

Технологическая карта для жюри

Тема: «Путешествие в «золотой век».

I. Характеристика художественных стилей в первой половине XIX века.

  1. Дать характеристику художественным стилям в русском искусстве в первой половине XIX века.

  1. станция. Игра "Исторический калейдоскоп Стили: Сентиментализм, Романтизм, Реализм.

Справка о художественных стилях.

Сентиментализм 4б.

От французского Sentiment – чувства, чувствительность.

Течение в литературе и искусстве отмеченное повышенным интересом к внутреннему миру человека, его эмоциональному восприятию окружающей действительности. Возникнув как реакция на эстетическую доктрину классицизма с её культом разума, сентиментализм противопоставил ей убеждение в том, что умения чувствовать, глубоко и искренне переживать является неотъемлемой чертой высокой человечности. Существенным в сентиментализме становится художественное воплощение идеи о внесословной ценности личности, демократическая позиция, согласно которой человек – крестьянин, ближе стоящий к природе, обладает естественными чувствами, не развращёнными цивилизацией. Культ природы и чувства в поучениях сентименталистов воплощается в определённых художественных форматах. Преимущественное развитие получают эпические (повесть, дневник и «путешествие») и лирические (элегия, послание) жанры. Пейзаж в творчестве писателей – сентименталистов получает специальную характеристику - это не просто фон, декорация, а произведения к «познанию» которых ведёт «чувствительное» сердце. В центре внимания отечественного сентиментализма – личность эпохи становления науки.

Романтизм 4б.

Одно из направлений в культуре и искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Термин «Романтизм» появляется в XVIII веке( от франц. – romantique), определяя необычное, страшное, причудливое, словом то, чего нет в действительности. Романтики подвергли сомнению возможность познания хаоса людским разумом, увидели в современном миропорядке начало, враждебное личности, её свободе. Романтики создали в своих произведениях образ идеального мира, не похожего на реальный, поэтому в их творчестве так много, фактически, народных легенд и преданий, уводящих читателя в мир мечты (баллады, поэмы, романы…). Романтизм открыл безграничные возможности человеческого духа, исследовав тайны человеческой натуры, поставил проблему человеческой личности, и сделал её центральной.

Реализм 4б.

От латинского realis – вещественный, действительный. Литературное направление и метод, следую которому художник отражает действительность в образах, созданных на основе типизации. Типизация подразумевает последовательное воплощение жизненной правды в искусстве, стремящемся к художественному познанию человека и окружающего мира. В 40-е года XIX века в русской литературе ясно обозначился новый этап в развитии искусства, получивший название «критический реализм». Одним из ведущих критериев становится верность действительности, воспроизведение жизни в «формате самой жизни».

Карточки – характеристики художественных стилей.

1. Интерес к внутреннему миру человека. (Cентиментализм)

2. Умения чувствовать, глубоко и искренне переживать. (Cентиментализм)

3. Интерес к эмоциональному восприятию окружающей действительности. (Cентиментализм)

4. Повесть, дневник, «путешествие», элегия, послание. (Cентиментализм)

5. Создаёт образ идеального мира, не похожего на реальный. (Романтизм)

6. Много фантазии, народных легенд, преданий, уводящих в мир мечты. (Романтизм)

7. Термин означает необычное, страшное, причудливое, то чего нет в действительности. (Романтизм)

8. Баллады, поэмы, романы. (Романтизм)

9. Последовательное воплощение жизненной правды в искусство. (Реализм)

10. Верность действительности. (Реализм)

11. Воспроизведение жизни в «формах самой жизни». (Реализм)

12. Остро предстают непримиримые конфликты современного мира, философски осмысливаются проблемы человечества. (Реализм)


II. Литература Заполнить таблицу

Направление

Писатель Произведения

1.Н.М. Карамзин «Марфа посадница» или «Покорения Новгорода», повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» .

  1. 2.А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

  2. 3.П. Сумароков «Путешествие по Крыму и Бессарабии» (1800),

  3. 4.В. Измайлов «Путешествие в полуденную Россию».

  4. 5.Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара»

6.В. В. Измайлов «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор»,

7.П. Ю. Львов «Даша — деревенская девушка»


1. Сентиментализм

2. Романтизм

1.В.А. Жуковский «Баллады»

2.А.С. Пушкин «Южные поэмы»

3.М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

4.К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский «Думы»


3. Реализм

1.А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник».

2.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

3. Н.В. Гоголь «шинель», «Мёртвые души», «Ревизор».

4. А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся».

5. И.С. Тургенев «Записки охотника».

6.Д.В. Григорович «Деревня», «Антон – Горемыка».




III. Эрмитажная. Презентация – 8-в. Макс. 10 б.

Вопросы викторины:

1.Этот художник с детства отличался слабым здоровьем и до семи лет не вставал с постели.

Ответ: К.П. Брюллов. 1балл

2. Назовите имена известных русских живописцев первой половины XIX века, вышедших из крепостной среды. Ответ: В.А. Тропинин, О.А. Кипренский. 3б.

3. Эти два художника в один год портретировали А.С.Пушкина.

Ответ: О.А. Кипренский и В.А. Тропинин в 1827 году. 3б.

4. Кто из русских художников, оставив Петербург, переселился в деревню и стал писать сцены крестьянской жизни? Ответ: А.Г. Венецианов. 1б.


IV. Архитектура Презентация – 8-б. Макс. 10 б.

Задание: Соотнесите имена архитекторов и здания, созданные по их проектам

1.К. А.Кон

А)здание Адмиралтейства

2. А.Д. Захаров

Б) Триумфальная арка в Москве

3. К.И. Росси

В) здание Русского музея

4. О.И. Бове

Г) Храм Христа Спасителя

Ответы: 1-г; 2-а; 3-в; 4- б. По 2 б. за правильный ответ

V. Театр Презентация – 8-а. Макс. 10 б.


Вопросы: 1.Назовите авторов и произведения представленных видеопостановок.

Ответ: У.Шекспир. Ромео и Джульетта.- 2б.

  1. Какие художественные направления использовались в репертуаре русского театра в первой половине XIX века. Ответ: Романтизм, реализм – 2б.

  2. Какой театр в 1824 году был разделен на Большой и Малый.

Ответ: Петровский театр. – 1б.

  1. Назовите имена самых известных актеров первой половины XIX века.

Ответ: М.С. Щепкин, П.С. Молчанов, А.Е. Мартынов - 3б.



VI. Музыка Вопросы командам: Сейчас вы услышите фрагменты известных романсов.

Назовите имена композиторов и название произведения.

Ответы: 1. А.А. Алябьев. Соловей; 2. А.Е. Варламов. На заре ты её не буди.

3. М.И. Глинка. Я помню чудное мгновенье. 4. А.Г. Гурилёв. На заре туманной юности.

По 2б. за каждый правильный ответ.



VII. Документальная. По 5 б. за развернутый ответ

Приложение 2.

Словарь



Ампир – разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир - в переводе: империя)

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.

Критический реализм – ветвь реалистического искусства XIX-XX веков, в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности.

Национальное самосознание – осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.

Реализм – направление в искусстве, ставящее перед собой задачу дать наиболее полное, правдивое отражение действительности.

Романтизм – идейное и художественное направление, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств; мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

Сентиментализм – течение в литературе и искусстве, объявившее доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство; путь к идеальной личности искал в совершенствовании чувств.

Художественная культура – совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества: литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.

Художественный стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.







Список использованной литературы


  1. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры: Первая половина XIX в. — М., 1975;

  2. Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992;

  3. Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990;

  4. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. — М., 1986. — Т. 1—2;

  5. Русские писатели: Биобиблиографический словарь. — М., 1990. — Т. 1—2;



Интернет – ресурсы


  1. http://wordweb.ru/en_ru_byt/index.htm (Энциклопедия русского быта XIX века)

  2. http://sociologist.nm.ru/articles/lotman_01.htm (Лотман «Введение: быт и культура»)

  3. http://www.analiculturolog.ru/archive/item/219-article_31.html (повседневная культура первой половины XIX века)

  4. http://www.iskusstvo-spb.ru/77-kultura-rossii-19-20-vekov.html (Русская культура)

  5. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8306.php (русская альбомная культура)

  6. http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=455 (музыка 19 века)

  7. http://www.iskunstvo.info/materials/art/4/3kursallenovproglit.htm (русское искусство)





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ