Задания повышенной сложности по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей»
Задания повышенной сложности (часть С)
по истории Древнего мира
Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории
МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.
Тема «Жизнь первобытных людей»
С1. Прочтите отрывок из книги Ж.А. Рони-старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь. Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты. И вот теперь он мертв!
1. К какому периоду истории человечества относится этот рассказ?
2. В чем состояло значение овладения огнем для человека? Назовите не менее трех последствий этого события.
С2. Сравните родовую и соседскую общины. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Родовая община
Соседская община
Тема «Древний Восток»
СЗ. Сравните природные условия Египта и Двуречья. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Природные условия
Природные условия
Египта
Двуречья
С4. Прочтите отрывок из книги римского историка Страбона и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
<В этой стране - авт.> на некоторых деревьях появляется «шерсть». Из этой «шерсти», согласно Неарху, выделывают искусно сотканные тонкие ткани; македоняне применяли их вместо подушек и для набивки седел... Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел; действительно, это - плодоносное дерево, из плодов которого приготовляют мед, но плоды его опьяняют тех, кто ест их сырыми.
О какой стране идет речь в отрывке из документа?
Как мы сегодня называем те «чудеса», о которых пишут авторы?
С5. Прочтите рассказ о создании нового материала для письма и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Он смешал пульпу дерева, кору, джутовые волокна со старыми одеждами и порванными рыболовными сетями. Великое открытие оказалось созданным из мусора, идущего на выброс.
Вновь полученный материал получился на удивление прочным и по многим своим свойствам превосходил как бамбук, так и шелк. Прежде всего, он оказался значительно дешевле и проще в изготовлении. Безусловно, его «сопротивляемость» времени была значительно меньшей, чем, скажем, у шелковых книг, но общедоступность стала решающим фактором. Его могли изготавливать даже в кустарном производстве. Именно это предопределило стремительный рост письменной литературы различного рода: трактатов, центральных и местных хроник, народных рассказов и религиозной литературы.
О каком материале идет речь в тексте? В какой стране он был создан?
В чем значение этого изобретения для человечества?
Тема «Древняя Греция и Рим»
С6. Древние Микены, согласно выводам археологов, располагались в удалении от моря, на холме, с которого хорошо была видна окружавшая их местность. Во время раскопок на территории города было найдено большое количество захоронений. Некоторые из них представляли собой углубление в земле для тел покойных, рядом с которыми лежала глиняная посуда. Другие выглядели как вытянутые гробницы, вырубленные в мягкой скале на глубине от 0,5 до 3—4 м. Внутри этих гробниц было найдено большое количество бронзовых орудий труда, оружия, посуды, украшений. Встречалась кухонная посуда, сделанная из олова; украшения из золота, серебра и железа. Нашли даже янтарь и страусовые яйца.
На основе анализа археологических находок сделайте не менее трех выводов о жизни древних Микен.
С7. Сравните древнегреческие и современные Олимпийские игры. Ответ оформите в виде таблицы.
Олимпийские игры в Древней Греции
Современные Олимпийские игры
С8. Сравните древнегреческий и современный театр. Ответ оформите в виде таблицы.
Театр в Древней Греции
Современный театр
С9. Прочтите отрывок из сочинения греческого ученого Аристотеля и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Долгое время знать и народ вели между собой борьбу. Ведь в то время... бедные были в порабощении у богатых, как сами, так и дети их и жены... На таких именно арендных условиях обрабатывали они поля богачей; ведь вся земля была в руках у немногих. Если же они не вносили условленной платы, они становились кабальными, как сами, так и их дети. До Солона все предоставляли деньги в займы под залог личной свободы. Солон был первым заступником народа. Тяжело и горько было большинству граждан быть в порабощении. Да и не только это, народ тяготился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия.
О каком событии пишет автор? В каком году оно произошло?
Укажите не менее двух причин, которые вызвали недовольство народа.
С10. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Плутарха и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Между Тесеем и <...> много общего, происхождение обоих темно, поэтому они считаются потомками богов. Оба славнейшие воины: в том убедились все мы. Вместе с тем они физическую силу соединяли с умом. Один из них основал Рим, другой создал Афины, знаменитейшие города в мире; оба похищали женщин; ни один не избег несчастия в собственном доме и ненависти родственников, кроме того, оба они рассорились, говорят, перед смертью со своими согражданами
Укажите имя, пропущенное в тексте.
Объясните слова историка: «ни один не избег несчастия в собственном доме».
С11. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвышенное место в театре, он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвенники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов... название месяца по его имени; и все эти почести он получал и раздавал по собственному произволу. <...> Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры Прародительницы сидя... <...> Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен переселиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям... <...> Это и заставило заговорщиков уско-
рить задуманные действия... <...> В заговоре против него участвовало более шестидесяти человек; во главе его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.
Укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь в тексте.
Какая форма правления установилась в Риме с приходом к власти этого государственного деятеля? Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих ваш ответ.
С12. Сравните управление в Афинах и Риме в V в. до н. э. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее
Различия
Афины
Рим
Литература
1.А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Учебник История Древнего мира : 5 класс. М.: Просвещение.2006.
2. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс/Сост. К. В. Волкова.-М. : ВАКО, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ