Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве 5 Класс

УРОК №1 ИЗО Класс:5 Дата_____________________


Урок №1. Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве.



Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

Материалы: иллюстрации предметов народного быта : посуда, полотенца, прялки ; таблица знаков и символов ; гуашь или акварель кисти.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

2.БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ ) - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

ДПИ появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме народных художественных промыслов. Начало. ДПИ положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

ДПИ по большей части создает среду, в которой живут люди. Оно присутствует в нашем быту, постоянно развиваясь и радуя нас.

Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, глина, гипс мн. др.

На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства

В древности люди заполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода-в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли - СОЛЯРНЫМИ, из них выстраивали узор.

Солнце изображали ввиде кружка, разделенного на 4 части ,т .к в году 4 времени года. Его также символизировал квадрат с косым крестом.

Цвет тоже имел значение: черный - символизировал землю, желтый - солнце, красный- жизнь.

Древний человек жил землей, он связал ее с образом матери. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и плодородия, мать сырая земля, Макошь- «мать хорошего урожая». Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древних людей о земле, ведь женщина- это прежде всего, продолжательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия - деревьями, птицами, различными животными. ЕЕ изображали довольно условно- тело будто прорастает в ветви, а на месте головы появляется ромб. Образ этот схож с изображением глиняной бабы в вышивке, где женщина тянет руки вверх- к небу, как будто молит о чем-то. Внизу таких баб нередко украшали символы солнца, а также побеги зерен. Вся женская фигура символизировала единство сил земли и небо. Которому подвластен человек в течение всей своей жизни.

Так же произведения народного искусства мы можем встретить разветвлённое дерево-причудливый узор, который называли древом жизни, силу земной природы. С ним связывали счастливое продолжение рода. Вы, знаете, что конь является одним из древнейших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Древние люди считали, что именно всадник на коне освобождал весну от угрюмой зимы, приводил солнце на землю. Всадник представал в образе Егория Храброго.

Среди символов древнего искусства присутствует птица. Птица, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. ЕЕ образ чем-то напоминает жар-птицу, парящую в небесах. Древние люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняли зиму, зазывая весну вступить в свои права. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое печенье «жаворонки». С песнями они обращались к птице, прося привести весну. Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

Все эти образы неразрывно связаны с жизнью крестьянина. С ними было проще преодолевать тяготы жизни, горести, болезни. С ними же радостно встречали праздники, переживали суровую зиму.

3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Сегодня мы попробуем изобразить древо жизни. Мы знаем , что в народных поверьях древо жизни играло большую роль. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Русские художники нередко обращались к изображению именно этого образа.

Помните, что при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета, фантазировать и украшать свою работу.

-Выполните задание гуашью или акварелью.

4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(учащиеся демонстрируют работы)

Давайте повторим , чему научились на этом уроке.

- Что такое ДПИ?

-Какие предметы относят к ДПИ?

-Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления о жизни и быте?

Декоративно-прикладное искусство дает людям представление о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся открывать для себя многообразие родной культуры!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ