Использование нетрадиционных техник в изотворчестве школьников
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве школьников
Н.Ф. Козлова
Воспитатель ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом (VII-VIII вида) №2 для детей
с отклонениями в развитии Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Известно большое и многогранное влияние искусства на жизнь и здоровье человека. Психотерапевтические развивающие возможности искусства лежат в самой их природе. Быть может, искусство и было создано для того, чтобы не только принести человеку эстетические радости, но и помочь сохранить и защитить его от всего, что мешает ему нормально существовать. Рисование надолго становится любимым делом ребенка. Оно, как игра, компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Рисунок приносит маленькому автору наслаждение и, вместе с тем, он укрепляет ощущение своих сил, чувство самосознания. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручной деятельностью являются эффективным средством подготовки детей к школе, т.к. у ребенка развивается мелкая моторика и координация движений рук, внимание, память, образные представления и воображение. Игровая и изобразительная деятельность являются наиболее эффективным средством восприятия и развития речи. «…формируя и воспитывая навыки рисования, мы занимаемся коррекцией речевого дефекта», - утверждала У.В. Ульенкова. Изобразительная деятельность имеет большое значение в воспитании и социальной адаптации и детей с проблемами в развитии. Рисуют все дети, потому что этого требует настойчивое стремление пережить и высказать свои впечатления от жизни, дать эстетические и нравственные оценки окружающему, выразить свою радость новым умения, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
• Во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
• во-вторых, необходимо сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Для рисования можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, сангину. В практике обучения детей изобразительной деятельности, используя разнообразные материалы, я убедилась: детям нравится новизна. Постепенно, по мере того, как дети овладевают навыками работы с различными материалами, я стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
В своей работе на протяжении нескольких лет я широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования, т.к. они дают возможность “почувствовать” малышу многоцветное изображение предмета. Нетрадиционные техники рисования позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, развитию глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования.
Нетрадиционных техник изодеятельности великое множество: оттиск (пробкой, поролоном, печатками из картофеля, ластика, листьями и др.); акварель + восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; тычок (жесткой кистью, полусухой, веником); акварельные мелки, сангина; монотипия пейзажная; рисование разноцветной пеной, картоном; батик; изонить.
Познакомившись с этими техниками, я выбрала наиболее интересные и доступные для детей своей группы: рисование ватными палочками, рисование пальчиком, рисование ладошкой, штрихом, рисование песком, кляксография, разрисовка маленьких камушков, рисование «методом тычка», изонить. Далее я приведу описание двух используемых мной нетрадиционных изотехник – «метода тычка» и метода «изонить».
Рисование «методом тычка»
Я считаю, что преимущество рисования «методом тычка» в том, что оно:
Дает детям возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно, важно для наиболее полного восприятия ими окружающего мира.
Помогает сформировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (даже возбудимые дети успокаивались от ритма рисования, у них возникало чувство удовлетворения от своей работы); способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
Рисунки, созданные детьми способом тычка, оказываются эстетичными и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
В ходе занятия высвобождается дополнительное время, которое я старалась использовать для познавательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.
«Метод тычка» не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку (что у наших детей не всегда удается). Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы или только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.
Методика рисования для малышей на начальном этапе состояла в следующем: заранее на листе у ребенка я рисовала простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривали и обводили контур данного предмета, называя вслух его части. Затем следовало упражнение - разминка с кисточкой (без краски). Начинали рисование тычками по линии контура (если было необходимо – рисовала рукой ребенка). Затем дети самостоятельно произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура. Остальные, необходимые детали (глаза, нос, усы и др.) дорисовывали фломастерами или цветными карандашами (в первых рисунках – с небольшой помощью взрослого). Обязательно обговаривали: Кто это? Что это? Что делает? Что с ним делают? Почему? (Рисуем кота – почему ушки острые? Какие лапки? – мягкие). и т. д. Так ребенок познает а, рисуя, закрепляет знания. Дети старшего возраста самостоятельно рисовали контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Детям нравилось так рисовать, они легко усваивали данный способ. Такое рисование вместе с тем упражняет руку и ведет к уверенности движений, к большей плавности и легкости их, к подчинению рисунка зрительному контролю. Поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования. Я старалась всегда сопровождать процесс рисования использованием познавательных приемов, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, музыкальные сказки, прослушивание аудиокассет с записью звуков природы, рассказы, беседы…) и паузами (физкульт-минутки, игры).
Изонить
Заниматься с детьми изонитью я провожу с 2007 года. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эту технику я использовала на занятиях с детьми в подготовительной к школе группе и младшими школьниками. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
художественных способностей и эстетического вкуса,
т.е. всему, что так необходимо ребенку в школе.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Поэтому для наших детей, учитывая значительную задержку в развитии их умственной сферы, необходимо максимальное использование различных форм ручной деятельности, и предметных действий, как важнейшего условия в коррекционной работе с ними.
В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Умения и навыки шитья, вышивания, плетения, вязания составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой, а это так необходимо будет нашим детям в дальнейшей жизни, повысит их уровень бытовой компетентности, приучит детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости; поможет в развитии художественного вкуса, фантазии, трудолюбия.
В своей работе я пользовалась методическим пособием Гусаровой Н.Н. –“Техника изонити”, М. Драгового – “Рисование нитью”, О. Леоновой “Рисуем нитью”.
В ходе учебного процесса иногда сокращала количество занятий по одной теме плана, увеличивала по другой, изменяла его последовательность. Например: сократила количество занятий по теме “Изображение углов”, т.к. дети быстро научились изображать различные углы в технике изонити и сразу поняли последовательность их выполнения. Моделирование из углов (треугольников) изображения предметов детям понравилось больше, т.к. “Осенний кленовый лист” из 5 углов выполнять интереснее, чем осваивать изображение одного угла. Эта работа их увлекла. На примере живых осенних листьев, цветового богатства осени, поэтических произведений, раскрывающих цветовой образ мира, дети легко поняли, что такое холодные и теплые тона, научились подбирать красивое сочетание ниток. Я считаю, что возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что учебный процесс идет по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, творчество.
Работа состояла из теоретических и практических занятий. Практическая работа составляла основу занятий, но не являлась самоцелью, а была подчинена образовательным и воспитательным задачам. Для расширения художественного кругозора детей я проводила экскурсии на выставки: «Шоу кошек», «История детской игрушки», «История русского костюма», выставки детского творчества во Дворце молодежи, Доме журналиста, на Таможне. Мы также посетили Эрмитаж, Русский музей; выезжали на природу. Летом жили в лагере: ходили в походы, купались в заливе, рисовали с натуры, любовались морским пейзажем, восходом и закатом солнца. Я старалась познакомить детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» – в произведениях художников, «Вышивка в современном интерьере», «Кружевоплетение – один из видов декоративно-прикладного искусства», «Понятие об орнаменте, цвете, композиции». Я также показывала детям репродукции картин художников, иллюстрации в книжках, образцы народного декоративно-прикладного искусства.
На основе занятий по изонити я воспитывала у детей стремление доводить начатое дело до конца, учила их соблюдать элементарные правила культуры труда, содержать в чистоте и порядке рабочее место, экономно и аккуратно расходовать сырье и материалы, соблюдать правила безопасности труда; знакомила детей с элементарными основами рисования. Прививала умение использовать знания, ранее полученные на других видах изобразительной деятельности (рисования, аппликации). Знакомила с основами общей и специальной композиции. Развивала умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, подбирать красивые сочетания ниток в узоре.
Старалась внушать детям, что выполненная ими работа не должна быть механическим копированием образцов (это творческий процесс); научить сознательно подходить к выбору узора, самостоятельно составлять несложные рисунки для изонити; вселить уверенность в себя, свои возможности. Когда провели отчетную выставку, порадовало то, с каким интересом дети рассматривали свои работы в окружении прекрасных работ детей других групп, как оценивали свои работы и работы товарищей, находили в них красивое и недостатки, с гордостью сознавали, что работы, созданные их старательными умелыми руками, заслуженно привлекают внимание посетителей выставки.
Результат работы детей в технике изонити, показал, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, а, следовательно, коррекционная значимость этого вида ручного труда неоспорима.
Большинство детских работ еще просты по содержанию, не сложны по композиции, но это самостоятельные, творческие работы, выполненные с большим желанием и старанием и за каждой из них – ребенок, со своим характером, со своим внутренним миром. Очень важно развивать этот мир, прививая ребенку чувство прекрасного, что мы и стараемся делать на каждом занятии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ