Урок для 5 класса по теме: "Красота северных узоров"
План-конспект урока ИЗО.
(5 класс)
Дата:
Тема урока: «Красота северных узоров».
Вид занятия: Рисование орнамента.
Цель урока: нарисовать варежку с мансийским орнаментом.
Задачи:
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
- познакомить с понятием «орнамент», типами орнаментов;
- формировать знания орнаментальных мотивов и умения изображать мансийские орнаменты;
- познакомить с укладом жизни манси.
- развивать творческую и познавательную активность;
- воспитать творческую фантазию, эстетическое восприятие;
- развивать чувство ритма.
- воспитывать чувство толерантности и уважения к другим культурам;
- воспитывать любовь к малой родине, к людям живущим рядом.
Оборудование и материалы:
Для учителя
Для учащихся
-таблицы с изображением мансийских орнаментов;
-иллюстрации к теме;
- лист;
- карандаш графический;
-ластик;
- на выбор художественные материалы;
Новые термины: орнаменты-полоски, орнаменты-разетки.
Таблица Мансийские орнаменты»
Тема урока
Образцы изделий ДПИ народов севера
Новые термины
Ход урока
1.Орг.момент
2-3 мин.
2. Подготовка к восприятию нового материала
3-4 мин.
3.Сообщение нового материала
10-15 мин.
Самостоятельная работа
Подведение итогов урока.
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- установка дисциплины
Тема нашего урока «Красота северных узоров», мы познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – орнаментом манси.
Здравствуй, край мансийский, милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода
Слышу лепет лебединый
Словно в детские года…
Юван Шесталов –мансийский поэт
Сегодня мы познакомимся с родственным народом ханты – манси. И наш округ называется Ханты-Мансийский, что подтверждает родство этих двух народов.
Оба народа занимаются охотой, рыболовством, оленеводством. Одежда у хантов и манси до 20 века была одинакова по крою и внешнему виду. Единственное что отличалось – это орнаменты, которыми украшались вещи и предметы быта. Но на первый взгляд, орнаменты хантов и манси очень похожи. Наличие общих черт в орнаменте хантов и манси явилось результата общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей, существовавших между ними. Однако орнамент манси имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, отборе цвета, композиции мотивов.
- А какие, на ваш взгляд, орнаменты используются и преобладают в прикладном искусстве ненцев? (изображение птиц и животных, как у хантов). Но много орнаментов связанных и с явлением природы и самим человеком.
Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры манси. Орнаменты можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня манси украшают свою одежду и предметы быта.
Орнамент оживляет вещи, делает их более менее заметным, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.
В очень распространенной лирической мансийской песне поется:
Летающая птица
Как проведет крылом,
Так и я сумею изобразить ее.
Ходящий по земле зверь,
Как протянет ногу свою,
Так и я сумею скопировать –
Такая я умелая мастерица.
Кто видел, как работает мансийская мастерица, говорят, что она не вышивает, а рассказывает. И действительно, самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: «лапа лисы», «беличий след», «заячьи ушки», «соболь»;
птицы: «хвост тетерева», «гнездо птицы»;
растения: «березовая ветка»;
явления природы: «рябь воды», «накат волн»;
человек: «туловище человека».
Мансийский орнамент имеет два вида:
- орнаменты-полоски;
- орнаменты-разетки.
В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Название узоров давали по сходству и подобию предмета. Мастерицы старались точно выполнить все узоры, а иначе по поверию, будет беда в семье.
На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени, от одного до двух лет. А на вышивание сахи уходило 5-6 лет.
Обведите карандашом свою руку, но придайте контуру вид варежки и украсьте вашу варежку мансийским орнаментом. Попробуйте «написать» рассказ узорами, как это делали мансийские мастерицы.
Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.
Проводится анализ работ, выявляя более удачные по критериям, вывешиваются на доске, выставление оценок.
Детям задаются вопросы на закрепление материала:
- Какие виды орнаментов присутствуют у манси?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ